Цели - Познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи; научит обучающихся мерам профилактики основных распространенных заболеваний; способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности; способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инфекционные заболевания и их предупреждения»
Урок по СБО 9 класс
Тема: Инфекционные заболевания и их предупреждения.
Цель: сформировать у обучающихся представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.
Задачи:
образовательные:
- знакомство с видами инфекционных заболеваний в зависимости от путей распространения инфекции;
- формирование знаний о мерах предупреждения инфекционных заболеваний.
· коррекционно - развивающие:
- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;
- развивать познавательную активность через просмотр видеоряда и тестирование в форме интерактивного теста;
- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через выполнение упражнений.
· воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.
Дидактические материалы: таблица для заполнения, карточки на закрепление, кроссворд.
Оборудованию: ПК, проектор.
Наглядное пособие: презентация.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (Демонстрация презентации), практические (самостоятельная работа обучающихся).
ХОД УРОКА
1.Организация начала урока
Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся
-Кто сегодня дежурный?
-Все ли присутствуют на уроке?
-Как называется наш урок?
-Какой урок по счёту?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Молодцы!
2.Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить обучающимся тему урока, поставить перед ними цель.
Мы начинаем изучать раздел «Медицина». Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.
Тема сегодняшнего урока «Инфекционные заболевания и меры их предупреждения». (записать тему и дату в тетрадь)
-Сегодня на уроке мы узнаём, какие заболевания называют инфекционными, какие группы инфекционных заболеваний выделяют, каким образом они распространяются, как предупредить заражение организма инфекционными заболеваниями.
3. Изложение нового материала.
Цель: изложить содержание учебного материала с порой на имеющиеся у обучающихся знания.
Инфекционные заболевания-это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм болезнетворных микроорганизмов (записать в тетрадь).
-Как иначе называют болезнетворных микроорганизмов?
-Микробы -это мельчайшие организмы, видимые под микроскопом (записать в тетрадь).
-Подумайте, как называется обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств (дезинфекция) (записать в тетрадь).
Микробы каждой заразной болезни поражают преимущественно какие-нибудь определенные органы. Так, например, при дизентерии поражаются кишечник, при кори - дыхательные пути.
Но все инфекционные заболевания имеют и общие признаки: недомогание, жар, отсутствие аппетита. Все эти болезненные явления вызываются ядовитыми веществами (токсинами), которые выделяются микробами и проникают в кровь. Токсины поражают весь организм человека независимо от того, какой орган страдает больше. Вот почему недомогание, жар, отсутствие аппетита-обычные признаки каждой инфекционной болезни.
-В организме человека есть и полезные микроорганизмы, которые ведут постоянную борьбу с инфекционными микробами, не давая им размножаться и вызывать заболевания. Эти нужные микроорганизмы находятся в кишечнике, лимфатических узлах. Когда у человека держится температура 370 , то не стоит пить таблетки, снижающие температуру, так как это признак того, что организм борется с болезнетворными микробами.
А вот, когда температура поднимается выше - это значит, что организм не справляется, и поэтому следует обратиться к врачу и пройти курс лечения антибиотиками. Раньше, когда не было антибиотиков - люди умирали от инфекционных заболеваний.
(обучающимся раздаётся таблица, которая заполняется по мере изложения учебного материала)
-А сейчас мы разберём виды инфекционных заболеваний.
виды инфекционных заболеваний
кишечные
инфекции дыхательных путей
кровяные
инфекции наружных покровов
Возбудители инфекционных болезней передаются от больных людей к здоровым различными путями, т.е. для каждой инфекции характерен определённый механизм передачи.
Виды инфекционных заболеваний
Заболевания
Способ заражения
Кишечные
Дизентерия, брюшной тиф, холера, ботулизм
Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)
Кровяные
Клещевой энцефалит, малярия, чума
Через укус животных, насекомых
Инфекции дыхательных путей
Грипп, ангина, оспа, туберкулёз
Воздушно-капельный путь
Инфекции наружных покровов
Чесотка, сибирская язва, трахома, столбняк
Контактный путь
(работа в тетрадях по мере объяснения материала)
Кишечные инфекции.
Покупая маринованные грибочки у бабушек на улице, питаясь просроченными консервами, отправляясь в путешествие или просто забывая помыть перед едой руки и фрукты-овощи, мы рискуем подцепить кишечную инфекцию. В лучшем случае, это грозит многочасовым просиживанием в уборной. В худшем - инфекционной больницей и даже смертью. Кишечные инфекции - это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждает пищеварительный тракт. Заражение происходит при попадании возбудителя инфекции через рот, как правило, при употреблении зараженных пищевых продуктов и воды. Всего таких заболеваний более 30. Из них самое безобидное-так называемое пищевое отравление, а самые опасные-холера, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия и т.д.
Распространение кишечных инфекций среди детей и взрослых осуществляется тремя путями: с пищей, с водой, контактно-бытовым путём.
-Каким образом происходит заражение организма при употреблении пищи?
-Заражение может происходить при употреблении пищи, зараженной во время кулинарной обработки, её хранения, мытья или раздачи, особенно продуктами, не подвергающимися тепловой обработке (моллюски, креветки, вяленая и слабосолёная рыба).
-Каким образом происходит распространение инфекции с водой?
-Заражение происходит при питье необеззараженной воды, заглатывании воды при купании в загрязненных водоёмах, во время умывания, а также при мытье посуды заражённой водой.
-Как вы понимаете выражение «контактно-бытовой путь передачи»?
Контактно-бытовой путь передачи-через загрязнённые руки либо в процессе тесного общения, пользования общими предметами с больным.
Кроме того, кишечные инфекции могут переноситься мухами.
Кровяные инфекции.
-Что страдает при кровяной инфекции в первую очередь?
К кровяным инфекциям относятся клещевой энцефалит, малярия, чума.
Источником такой инфекции является больное животное или больной человек. Переносят эти инфекции блохи, вши, клещи, комары и прочие насекомые.
Заражение происходит при укусе насекомого или при его раздавливании, потому что болезнетворные микробы находятся в его теле, слюне, или на его поверхности. Естественные пути передачи кровяных инфекций-это от матери к плоду, при половых контактах, а также через зубную щетку, бритву и т.д.
Заражение кровяными инфекциями происходит через повреждение на коже. Это могут быть операции, уколы, переливание крови.
Инфекции наружных покровов.
-Что страдает при заражении инфекцией наружных покровов?
Особенностью заражения этими инфекциями является проникновение возбудителя инфекции в организм через кожу, на которой имеются ссадины, ожоги и другие раны.
К инфекциям наружных покровов относятся чесотка, сибирская язва, трахома (заболевание глаз).
Возбудители болезней этой группы размещается в слизистой оболочке дыхательных путей. Они с током крови или другим путём проникают в различные органы и ткани. Из организма возбудитель выделяется со струёй воздуха, особенно во время разговора, кашля и чихания. Заражение большей частью наступает при мимолётном общении больного и восприимчивых людей. Это путь передачи инфекции называют воздушно-капельным.
-Что происходит, если очень большое количество людей заражается инфекционной болезнью?
-Эпидемия-массовое заболевание населения инфекционными болезнями. (записать в тетрадях)
-О существовании грозных заболеваний люди знали давно. Неизвестными путями они распространялись по стране, через моря. Одновременно одной и тойже болезнью заболело огромное количество людей и погибало.
-С 1347по 1350 год свирепствует эпидемия инфекционной болезни-Чума. Она унесла из жизни 25 мил человек! В 1665 году в Лондоне от чумы погибло 100 тыс. человек.
-В 18 веке эпидемия оспы повлекла гибель 60 мил человек. Мир тогда еще не знал о существовании заразных микроорганизмов, как оно распространяется, как уберечься от них, как с ними бороться, как их победить?
-Какие профилактические меры стоит проводить для исключения возможности возникновения эпидемии?
Профилактические меры:
Повышение сопротивляемости организма физкультурой;
Карантин-это комплекс мероприятий по прекращению распространения инфекции.
Сюда включается:
Изоляция ранее заболевших,
Дезинфекция места жительства, выявление контактирующих с больными и т.д.
4.Физкультминутка
Цель: снять статистическое напряжение мышц спины.
Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
5.Закрепление изученного материала
Цель: закрепить в памяти обучающихся полученные знания; добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.
Кроссворд.
Работа по карточкам.
Задание: Прочитай, расставь стрелки в нужном направлении.
Название
Стрелка
Способ распространения
Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, ветряная оспа)