kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОБЖ «Инфекционные заболевания организма человека.Профилактика инфекционных заболеваний».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: - Формирование понятий  о инфекционных заболеваниях людей: возбудителях и путях их попадания в организм человека; о признаках и особенностях  протекания заболеваний и профилактических мерах по их предупреждению.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки для работы в группах, компьютерная презентация по теме урока, материалы по заранее подготовленному домашнему заданию, рабочая тетрадь.

СТРУКТУРА УРОКА:

-Оргмомент: (приветствие, оформление журнала)- 1 мин.

-Актуализация опорных  знаний: Упражнение «Мозговой штурм» - 7 мин.

-Сообщение темы урока  и его целей  - 2 мин.

-Изучение нового материала -25  мин.

*лекция с элементами беседы и презентация – 9 мин.

*физкультминутка – 1 мин.

*работа в группах – 15 мин.

-Подведение итогов урока – 6 мин.

-Домашнее задание – 4 мин.

-Изучение нового материала: 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОБЖ «Инфекционные заболевания организма человека.Профилактика инфекционных заболеваний».»

ТЕМА: «Инфекционные заболевания организма человека.

Профилактика инфекционных заболеваний».



ЦЕЛЬ: - Формирование понятий о инфекционных заболеваниях людей: возбудителях и путях их попадания в организм человека; о признаках и особенностях протекания заболеваний и профилактических мерах по их предупреждению.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки для работы в группах, компьютерная презентация по теме урока, материалы по заранее подготовленному домашнему заданию, рабочая тетрадь.

СТРУКТУРА УРОКА:

-Оргмомент: (приветствие, оформление журнала)- 1 мин.

-Актуализация опорных знаний: Упражнение «Мозговой штурм» - 7 мин.

-Сообщение темы урока и его целей - 2 мин.

-Изучение нового материала -25 мин.

*лекция с элементами беседы и презентация – 9 мин.

*физкультминутка – 1 мин.

*работа в группах – 15 мин.

-Подведение итогов урока – 6 мин.

-Домашнее задание – 4 мин.

-Изучение нового материала:

ХОД УРОКА:

В наше время сложно найти хотя бы одного человека, который ни разу не болел. Поэтому каждому важно знать, какие бывают болезни, как их предупредить, а так же как восстановить здоровье в случае болезни.



Упражнение «Мозговой штурм»:

Учащимся предлагается вспомнить названия всех заболеваний, которые они знают. Учитель записывает все названные болезни на доске. Затем, учитель ставит акцент на том, что все заболевания, названные учениками, можно разделить на некоторые группы (заразные и незаразные). Названия незаразных заболеваний вычеркиваются, с помощью наводящих вопросов выясняется, что существуют такие заболевания, которые могут передаваться от человека к человеку (или от животного к человеку), они выделяются в отдельную группу и называются инфекционными.

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма вследствие воздействия факторов поражения. Все болезни делятся на инфекционные и неинфекционные.

СЛАД №1 (тема и цели урока)

Учитель сообщает тему урока (записывают в тетрадь) и его цели.



Мы с детства знакомы с выражением: «Человек – царь природы». В действительности человек обладает огромными преимуществами перед другими представителями животного мира – он обладает разумом, сознанием. Следовательно, человек может выбирать различные варианты своего поведения, принимать множество альтернативных решений.

С другой стороны, человеку сложно устоять перед мощной силой природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций, таких как землетрясение, извержение вулкана, наводнение… Да и защититься от сильных лап и клыков медведя, тигра, волка – тоже задача не из легких.

Но наиболее беззащитным человек чувствует себя перед совсем маленькими, микроскопическими организмами, которые появились задолго до самого человека, но по-прежнему многие из них доставляют множество неприятностей.

Вспомните строки детского стихотворения, в которых расхрабрившийся воробышек выкрикивал:

«Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик, едят тебя мошки.

А я маленький совсем, зато сам я мошек ем!»



Если же говорить серьезно, на долю инфекционных болезней приходится 20-40% от общего числа всех заболеваний человека. Изучением, вопросов профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний занимаются такие микробиологические и медицинские дисциплины, как урология, венерология, эпидемиология, терапия, гинекология, фтизиатрия, иммунология, отоларингология, вирусология и, конечно, раздел медицины «инфекционные болезни».

На сегодняшний день число известных науке инфекционных заболеваний превышает 1200, и эта цифра постоянно увеличивается.

СЛАЙД №2 (микроорганизмы и человек)


Человек на протяжении всей своей жизни контактирует с несчетным количеством микроорганизмов. Тем не менее, лишь 1/30000 часть микробов является возбудителями инфекционных заболеваний. Это грибки, бактерии, риккетсии и вирусы, обладающие патогенными свойствами.

Микроорганизмы, которые вызывают инфекционные заболевания: бактерии, вирусы, грибки и др.


Человека на протяжении всей жизни окружает множество разнообразных микроорганизмов.

Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистых верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, разложения. В то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

СЛАЙД №3 (классификация микроорганизмов с точки зрения влияния на человека)

Микроорганизмы с точки зрения влияния на организм человека:

Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний.

Условно патогенные микробы – попадая во внутреннюю среду человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений, но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья.

Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы – попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, болезнетворные микробы вызывают развитие инфекционных заболеваний.

СЛАЙД №4 (микроорганизмы)

СЛАЙД №5 (информация о вирусе)

СЛАЙДЫ №6-17 (вирусы)

СЛАЙД №18 (инфекционные заболевания – это…)

ИНФЕКЦИОННЫЕ (заразные) болезни – обширная группа заболеваний, вызываемых болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими, грибками.

Презентации инфекционных заболеваний (Домашнее задание).

СЛАЙДЫ № 19 (дизентерия)

СЛАЙД №20 (гепатит)

СЛАЙД №21(грипп)

СЛАЙД №22(дифтерия)

СЛАЙД №23(краснуха)

СЛАЙД №24(скарлатина)

СЛАЙД №25(свинка)

СЛАЙД №26(пищевые токсико-инфекции)

Интенсивность распространения инфекционных болезней зависит, в основном, от социально-бытовых факторов: условий труда, питания, жилищных условий, культурного и экономического уровня населения.

Особенно благоприятные условия для возникновения и распространения инфекционных болезней возникают при стихийных бедствиях, войнах, неурожаях. Когда наблюдается непрерывные передвижения больших людских масс (беженцев, воинских контингентов и др.), разрушение систем водоснабжения и канализации, сужаются возможности для проведения оздоровительной и противоэпидемической работы.

Инфекционные болезни отличаются от других заболеваний тем, что они вызываются определенным живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и могут вызывать эпидемии.

СЛАЙД № 27 (Физкультминутка)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (музыка)

Упражнение «Эпидемия»

Всем ученикам класса раздаются шары (каждому определенный цвет) – это различные «микроорганизмы». Учащиеся ходят по классу и раздают друг другу шары своего цвета. В конце упражнения у каждого ученика – целый набор разноцветных шаров.

Вывод: Инфекционное заболевание распространяется в очень короткий промежуток времени, некоторые из них могут стать причиной эпидемии.



Работа в малых группах. Учащиеся объединяются в группы и получают задания:

Слайд № 28 (Возникновение и распространение инфекций)

1 группа изучает информацию об эпидемии, а затем презентуют свою работу.

ЭПИДЕМИЯ – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий:

-санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение (получение сведений о характере эпидемического процесса на данной территории, обнаружение очага эпидемии);

-организация режимно - ограничительных мероприятий (устанавливается режим обсервации или карантина: мероприятия, направленные на изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нем инфекционного заболевания. Возможно проведение дезинфекции местности, дератизации (уничтожение грызунов – переносчиков заболевания));

-экстренная и специфическая профилактика (лечение(антибиотики), вакцинация, использования индивидуальных средств защиты (противогазы, защитные маски, средства защиты кожи).

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция, истек максимальный инкубационный период после изоляции (выписки из госпиталя) последнего больного. С целью предупреждения рецидива эпидемической вспышки за данным эпидемическим очагом устанавливается наблюдение в течение нескольких инкубационных периодов.

СЛАЙД № 29 (инкубационный период)

2 группа изучает информацию о периодах развития инфекционных заболеваний(цикличность, защитные реакции организма)

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

  • момент заражения — происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;

  • инкубационный (скрытый, латентный) период — длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;

  • продромальный период (предвестник заболевания) — сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;

  • период нарастания заболевания — происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;

  • разгар болезни — время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;

  • период угасания заболевания — сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;

  • период выздоровления — продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.


Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни.

После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).


Еще раз акцентируем внимание:

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова – от нескольких часов до нескольких месяцев. От продолжительности инкубационного периода зависит срок установления карантина, изоляции лиц, бывших в контакте с заболевшим и т.д.

Возбудители инфекционных заболеваний, проникая в организм, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины) , разрушающие ткани, что приводит к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. В течение инкубационного периода идет размножение микробов и накопление токсических веществ без видимых признаков заболевания.


СЛАЙД № 30 (Симптомы)


Наиболее типичными признаками инфекционного заболевания являются: озноб, жар, повышение температуры. При этом возникает головная боль, боли в мышцах и суставах, недомогание, общая слабость, разбитость, иногда тошнота, рвота, нарушается сое, ухудшается аппетит.


СЛАЙД № 31 (Пути и механизмы проникновения)


3 группа изучает информацию о «входных воротах» инфекционного заболевания.

На основании путей проникновения патогенных микроорганизмов в организм человека и их первичной локализации в тех или иных органах все инфекционные болезни можно распределить на 4 группы:

  1. Воздушно – капельные, или инфекции дыхательных путей. Возбудитель выделяется вместе со слюной и комочками слизи при чихании, кашле, разговоре, попадает в воздух, который проникает в организм через дыхательные пути и вызывает заболевание. К воздушно-капельным инфекциям относятся: грипп, корь, скарлатина, дифтерия, цереброспинальный менингит, оспа и др.

  2. Водно-пищевые или кишечные инфекции. Возбудитель болезни попадает в здоровый организм через рот вместе с пищей или водой и поражает в большинстве случаев кишечный тракт, выводится так же из кишечника и попадает в почву, воду и т.п. К кишечным инфекциям относят такие болезни как холера, брюшной тиф, сальмонеллез, бруцеллез, сибирская язва и др.

  3. Трансмиссивные или кровяные инфекции. Характеризуются тем, что возбудитель заболевания циркулирует в крови, самостоятельно выйти из нее не может и передается от больного к здоровому только через кровососущих переносчиков. То есть заражение происходит при укусе насекомых и клещей, в теле которых имеются патогенные микроорганизмы. К таким болезням относятся чума, вшивый и клещевой сыпные тифы, туляремия, клещевой энцефалит и др.

  4. Контактные или инфекции наружных покровов. В эту группу заболеваний входят те, при которых возбудитель заболевания передается от больного к здоровому при непосредственном контакте и поражает в первую очередь кожные и слизистые покровы человека. К контактным заболеваниям относятся венерические заболевания, СПИД, бешенство, столбняк и др.



Существуют возбудители заболеваний, которые могут проникать в организм человека не одними «входными воротами». Одно и то же заболевание в этом случае протекает по-разному.





В каждой из групп имеются особенности, одной из которых является различие в источниках возбудителя. При одних заболеваниях (дизентерия, брюшной тиф, дифтерия) источником инфекции является только человек: такие болезни называются антропонозами. При других (чума, туляремия, сибирская язва и др.) заражение человека происходит от животных, поэтому их называют зоонозами или антропозоонозами, поскольку ими могут болеть и животные и человек.



Инфекционные заболевания возникают при наличии трех основных факторов:

-источника инфекции;

-благоприятных условий для распространения возбудителей;

-восприимчивого к заболеванию человека.



СЛАЙД №32 (Профилактика инфекционных заболеваний)

4 группа – лечение инфекционных заболеваний, профилактика, сопротивление организма

Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.


Слайд №33 (Профилактика инфекционных заболеваний)


Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Очень важным моментом в профилактике инфекционных заболеваний являются мероприятия по укреплению иммунитета.

Слайд №34 (Иммунитет)

Это ведение здорового образа жизни: активный образ жизни, здоровое питание, отказ от вредных привычек, чередование труда и отдыха, здоровый сон, закаливание, физкультура и спорт, а так же жизнь в гармонии с природой, окружающими людьми и с самим собой.

Осень – это период наиболее часто проявляющихся вирусных инфекционных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, ГРИПП). Большим профилактическим значением в этот период является витамин С. Мы хотим предложить Вам, уважаемые гости, в качестве профилактики инфекционных заболеваний, очень вкусный и полезный травяной чай с лимоном.

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Что нового вы узнали сегодня? Где и когда эти новые знания вы сможете применить в жизни? (ответы учащихся).

Слайд №35 (Желаем здоровья!)

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти информацию и подготовить сообщение по теме:

1 вариант: «Правила поведения людей в условиях карантина»

2 вариант: «Правила поведения человека в период эпидемии»



Приложение 1

1 группа изучает информацию об эпидемии, а затем презентуют свою работу.

ЭПИДЕМИЯ – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий:

-санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение (получение сведений о характере эпидемического процесса на данной территории, обнаружение очага эпидемии);

-организация режимно - ограничительных мероприятий (устанавливается режим обсервации или карантина: мероприятия, направленные на изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нем инфекционного заболевания. Возможно проведение дезинфекции местности, дератизации (уничтожение грызунов – переносчиков заболевания));

-экстренная и специфическая профилактика (лечение(антибиотики), вакцинация, использования индивидуальных средств защиты (противогазы, защитные маски, средства защиты кожи).

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция, истек максимальный инкубационный период после изоляции (выписки из госпиталя) последнего больного. С целью предупреждения рецидива эпидемической вспышки за данным эпидемическим очагом устанавливается наблюдение в течение нескольких инкубационных периодов.































Приложение 2

2 группа изучает информацию о периодах развития инфекционных заболеваний(цикличность, защитные реакции организма)

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

  • момент заражения — происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;

  • инкубационный (скрытый, латентный) период — длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;

  • продромальный период (предвестник заболевания) — сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;

  • период нарастания заболевания — происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;

  • разгар болезни — время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;

  • период угасания заболевания — сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;

  • период выздоровления — продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.


Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни.

После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).


Наиболее типичными признаками инфекционного заболевания являются: озноб, жар, повышение температуры. При этом возникает головная боль, боли в мышцах и суставах, недомогание, общая слабость, разбитость, иногда тошнота, рвота, нарушается сое, ухудшается аппетит























Приложение 3

3 группа изучает информацию о «входных воротах» инфекционного заболевания.

На основании путей проникновения патогенных микроорганизмов в организм человека и их первичной локализации в тех или иных органах все инфекционные болезни можно распределить на 4 группы:

  1. Воздушно – капельные, или инфекции дыхательных путей. Возбудитель выделяется вместе со слюной и комочками слизи при чихании, кашле, разговоре, попадает в воздух, который проникает в организм через дыхательные пути и вызывает заболевание. К воздушно-капельным инфекциям относятся: грипп, корь, скарлатина, дифтерия, цереброспинальный менингит, оспа и др.

  2. Водно-пищевые или кишечные инфекции. Возбудитель болезни попадает в здоровый организм через рот вместе с пищей или водой и поражает в большинстве случаев кишечный тракт, выводится так же из кишечника и попадает в почву, воду и т.п. К кишечным инфекциям относят такие болезни как холера, брюшной тиф, сальмонеллез, бруцеллез, сибирская язва и др.

  3. Трансмиссивные или кровяные инфекции. Характеризуются тем, что возбудитель заболевания циркулирует в крови, самостоятельно выйти из нее не может и передается от больного к здоровому только через кровососущих переносчиков. То есть заражение происходит при укусе насекомых и клещей, в теле которых имеются патогенные микроорганизмы. К таким болезням относятся чума, вшивый и клещевой сыпные тифы, туляремия, клещевой энцефалит и др.

  4. Контактные или инфекции наружных покровов. В эту группу заболеваний входят те, при которых возбудитель заболевания передается от больного к здоровому при непосредственном контакте и поражает в первую очередь кожные и слизистые покровы человека. К контактным заболеваниям относятся венерические заболевания, СПИД, бешенство, столбняк и др.





























Приложение 4

4 группа – лечение инфекционных заболеваний, профилактика, сопротивление организма

Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.


Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Очень важным моментом в профилактике инфекционных заболеваний являются мероприятия по укреплению иммунитета.

Это ведение здорового образа жизни: активный образ жизни, здоровое питание, отказ от вредных привычек, чередование труда и отдыха, здоровый сон, закаливание, физкультура и спорт, а так же жизнь в гармонии с природой, окружающими людьми и с самим собой.

Осень – это период наиболее часто проявляющихся вирусных инфекционных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, ГРИПП). Большим профилактическим значением в этот период является витамин С. Мы хотим предложить Вам, уважаемые гости, в качестве профилактики инфекционных заболеваний, очень вкусный и полезный травяной чай с лимоном.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Марина Наталья Николаевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства