kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Элементы игры в процессе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Элементы игры в процессе обучения» »

Открытый урок преподавателя Шуваловой Татьяны Юрьевны на тему «Элементы игры в процессе обучения»



Цель:

  • - пробуждение устойчивого интереса к музыке



Обучающие Задачи: постановка рук, приобретение исполнительских навыков, работа над штрихами.

Образовательные: познакомить с музыкальным ладом, динамические оттенки.



Оборудование:

  • шестиструнная гитара

  • нотная литература

План урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление учащегося.

  2. Знакомство с мажорным и минорным ладом.

  3. Музыкальная пауза (загадки, игры, ребусы)

  4. Коллективное исполнительство

  5. Итог урока. Домашнее задание



План-конспект урока





Главная задача педагога дополнительного образования - найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребенка научиться играть на гитаре и его готовность к обучению. Для этого необходимо учитывать особенности возрастной психологии ребенка: на уроке ребенку должно быть все интересно, материал доступен и понятен.

Очень важно не отрывать ребенка от игры, от мира детских образов. Важно, чтобы у ребенка развивалась эмоциональная сфера, образно – музыкальное мышление. Без этого человек не может состояться как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький музыкант ощущал постоянную радость от занятий.

Конечно, нужно учитывать возрастные особенности: часто переключающиеся внимание, быструю утомляемость, отсутствие музыкальных навыков и т.д.

Чтобы добиться наилучших результатов в обучении начинающего, необходимо заинтересовать его в работе, соблюдать последовательность в изучении каждого нового навыка и добиваться осмысленного их усвоения.

В каждом отдельном случае должен учитываться характер.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко в одной из своих работ подсказывает: «Есть важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно сичтать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок дожжен всегда играть, даже когда делает серьезное дело… У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Не противопоставление игры труду, а их синтез! В этом и заключается сущность игрового метода. Говоря об объединяющих началах труда и игры, А.С.Макаренко отмечал: « В каждой хорошей игре есть, прежде всего, усилие рабочее и усилие мысли…Игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра».

Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же ответственность, как ив работе.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя субъектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности.

Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

На уроках специальности в музыкальной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, нам важно говорить о его творческом развитии. Ценность данных уроков заключается в том, что обучение основано не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им. По словам И.Г. Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что см попробует сделать». Через активное восприятие, овладение материалом ребенок быстрее эмоционально отзывается, быстрее самовыражается, а значит, развивает творческое начало.

Принцип проведения урока специальности как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на элементах игры.







  1. Урок проводится с учащимся 1 класса Цукановой Настей (8 лет), до поступления в музыкальную школу, игре на музыкальных инструментах не обучалась. Тема нашего урока – «Элементы игры в процессе обучения». Цель – пробуждение устойчивого интереса к музыке. Сегодня мы познакомимся с музыкальным ладом покажем как у нас проходит музыкальная пауза, сдаем физкультминутку и в заключении урока поиграем в ансамбле.

Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте, получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.



  1. Знакомимся с мажорным и минорным ладом.

Лад ­– это краска музыкального произведения, песни. Лад бывает Мажор – сочный, яркий, радостный; и Минор – задумчивый, углубленный, печальный. Лад помогает передать характер, настроение музыкального произведения. Художники, когда рисуют картины, используют 2 группы красок – теплые тона (назови самый теплый тон) и холодные тона (какой самый холодный тон). Чтобы ребенку было легче ориентироваться в этих двух терминах, ему задаются следующие вопросы:

  • Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу твое настроение?

  • Если ты получил в школе «5»?

  • Если у тебя день рождения и тебе дарят подарки?

  • Если ты болеешь, принимаешь горькие лекарства?

  • Если идет дождь, на улице пасмурно и ненастно?

  • Если в школу вызывают родителей?

Для примера педагог играет несколько произведений, а ученик угадывает характер. Примеры: В.Шаинский «Антошка»; М.Каркасси «Полька»;

Закрепление материала:

-Что такое лад?

-Какие лады бывают?

-Что такое мажор?

-Что такое минор?

( Сыграть Во саду ли и Андантино) в каком ладу написаны пьесы.



На уроке часто приходиться поправлять ученика для того, чтобы он правильно сидел и держал гитару как надо. Ведь неправильная посадка и постановка может капитально затормозить развитие игровых навыков. Итак, мы должны контролировать следующее:



  • Сидеть на краешке стула, под левой ногой находится подставка, правая нога прочно стоит на полу

  • Гитара находится на левом бедре вырезом обечайки.

  • Верхний край деки касается груди, при этом гитара должна находиться как можно более перпендикулярно полу

  • Нижний край обечайки и нижней деки соприкасается с правым коленом

  • Головка грифа находится в районе плеча или на уровне глаз, спина прямая и корпус немного наклонен вперед

  • Плечи и руки расслаблены.



Упражнение для левой руки «Лесенка». Каждый палец поочередно ставиться на 1 струну, у каждого пальца свой лад, начиная с 4 пальца, движемся вверх на 2 струну, затем на 3 и т.д.. Ученик должен следить за тем, чтобы пальцы не прогибались, поднимались только по своему ладу, очередность пальцев. Что касается большого пальца, то он располагается с обратной стороны грифа гитары приблизительно напротив второго пальца. Это упражнение выполняем несколько раз - как вверх. так и вниз.



- Как пошли наши подружки

- Во саду ли в огороде.

- Андантино

- Ехал казак за Дунай.



  1. Ученик, в силу своего возраста, быстро устает на уроке, для того, чтобы не терять время, мы берем себе музыкальную паузу, во время которой отгадывает музыкальные загадки, ребусы. Ведь игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведенные вместе приятные хоть пару минут, помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки.



«Зайчик, птичка, медведь».

Это несколько условное название, которое мы сами придумали. Учитель играет на инструменте поочередно звуки. Низкий звук сравниваем с образом медведя, средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки. А высокие звуки – это, конечно же, звонкое щебетание птичек. Вот так легко мы знакомимся с темой «Высота звуков».





«Ладошки».

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Ученику предлагается спеть песню М.Красева «Ёлочка» и одновременно прохлопать в ладоши ее метрический рисунок. Затем ребенку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками. Для начала в эту игру ученик играет вместе с учителем, затем один.

Критерии оценки:

- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;

-воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень;

Неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.

У Игоря игра показывает, как правило, высокий уровень сформированности метроритмической способности.

«Мы поедем в «Громко-тихо»»



Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Ребенку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо.





«Незавершенная мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли.

Ребенку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я мелодия – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия – прерывается на середине второй фразы 0ихз четрыех0

5-я мелодия – доигрывается до конца

Определить сколько ошибок допустил ученик, в нашем случае Игорь сделал только одну ошибку.

Как пошли наши подружки от ноты «ДО».

Физкультминутка.

«Шалтай – болтай» Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить и вниз, слегка наклонив туловище вперед.

«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно. Как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.

  1. Коллективное исполнительство как дуэт или трио гитаристов весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Мы начали приобретать навыки ансамблевого музицирования с пьесок, состоящих из одного звука, затем нескольких звуков, ритмически организованных. Причем пьесы выбираем разнообразные по темпу, характеру. На данном этапе учащийся должен уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения. Синхронность – результат основного качества ансамбля: единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать паузу, перейти к следующему звуку.





Детская песенка «Андрей-воробей»

В процессе данной работы ученик развивает слух, концентрирует внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развивается ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное, чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.

Это произведение мы играем несколько раз, первый раз только поем песенку и хлопаем в ладоши:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок.

Ученик играет свою партию, а только потом играем дуэтом, внимательно слушая друг друга. А потом начинаем менять темп, динамику.

  1. Итак, подведем итог урока. С чем мы сегодня познакомились? Какие слова-термины выучили?

Домашнее задание:

- Повторять записи в тетради;

-Упражнения отрабатывать;

- следить за посадкой, постановкой рук;

-повторить выученные пьесы.









В заключении хочется сказать:

Творческое развитие ребенка – одна из важнейших задач педагогики. Оно теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с уроками специальности в музыкальной школе. Данные уроки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого эмоционального и красочного нотного материала являются базисными ориентирами в формировании творческой личности.

Урок специальности – это урок искусства, обращенный к внутреннему миру ребенка, а творчество – проводник к накоплению богатого личностного потенциала.

И неважно кем станет ребенок, Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, - все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование – один из кирпичиков воспитания чувств.


























Самоанализ урока.

Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это приходится учитывать при составлении программ. Правильно подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.

Цуканова Настя Ученица 1 класса ДШИ по классу гитары. Имеет хорошие музыкальные данные. Музыкой профессионально не занималась ранее, поэтому навыков пения, игры на музыкальном инструменте, подбору на слух у нее нет. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были приобретены первоначальные навыки игры на гитаре. Ученица усидчива, но быстро устает в силу своего возраста. Ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.

Тема урока: «Элементы игры в процессе обучения».

Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект цели урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику, отработать у ученика умение анализировать состояние своего аппарата, выполняя упражнения на различные виды техники и постановку рук, развивать воображение ребенка различными музыкальными средствами, помогать использовать накопленные знания на практике. Этот же вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над ним ведется с первого урока.

Форма работы: индивидуальная.

Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию.

В работе с учеником учитывались его индивидуальные особенности и стремление познать новое.

Подведение итога урока – обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).

В конце урока даются рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке на уровне обобщения.

Поставленные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности ученика; доброжелательное отношение педагога и ученика через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению педагогических задач.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы первоначальные умения и навыки игры на гитаре, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении. Ученик заслужил положительную оценку.















Используемая литература



1.А.Д. Лазарева «Учимся играя». Харьков 1997 г.

2.«Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» .Тезисы 4 международной научно – практической конференции Тамбов 2009г.

3.Ю.Кузин. «Азбука гитариста». Новосибирск 2003г







































  • Какие ноты растут в огороде? (фа – соль)

  • Сколько нужно нот, чтобы сочинить песенку? (7 нот)

  • Какая нота присутствует в кулинарии? Без этой ноты каша будет не вкусной? (соль)

  • Каким ключом не открывается дверь? (нотным)

  • Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)

  • Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом или приставкой? (нота до)

Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

 

 

Пять линеек — дом для нот,

Нота в каждой здесь живет.

Люди в мире разных стран

Зовут линейки... («нотный стан»)


Он ключ, но ключ не для двери,

Он в нотоносце впереди. (Скрипичный ключ)

 

Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты —... (звукоряд)

 

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем... (гитарой)

 

 

Инструмент зовем роялем,

Я с трудом на нем играю.

Громче, тише, громче, тише —

Все игру мою услышат.

Бью по клавишам я рьяно,

Инструмент мой — ... (фортепиано)

 

Писали ноты, между ними

Черту все время проводили.

Вертикальная палочка та —

Это... (тактовая черта)



Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».

Что то за танец? Узнал? Говори! (Вальс)

 

 

 

 

 

 















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Элементы игры в процессе обучения»

Автор: Шувалова Татьяна Юрьевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Статья Использование развивающих игр при обучении грамоте "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-ispol-zovaniie-razvivaiushchikh-ighr-pri-obuchienii-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "143946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418628709"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Мастер – класс с элементами игры. «Здоровое питание в школе и дома». "
    ["seo_title"] => string(70) "mastier-klass-s-eliemientami-ighry-zdorovoie-pitaniie-v-shkolie-i-doma"
    ["file_id"] => string(6) "168020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423158561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Проект. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(107) "proiekt-primienieniie-eliemientov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "223526"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437806655"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства