Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по родной (русской) литературе 5 класс»
Контрольная работа по родной (русской) литературе 5 класс
Эти краткие изречения в виде иносказания великий знаток русского языка Владимир Иванович Даль называл «ходячий ум народа». Он даже собрал из них целый сборник. Внимательно прочитайте данные ниже выражения. Определите, о каком жанре народного творчества (фольклора) идет речь? Определите общую тему изречений. Ответ запишите.
-Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
-На чужой стороне Родина милей вдвойне.
-Родина краше солнца, дороже золота.
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
-Чужая сторона манит, а Родина к себе тянет.
Соедините части пословиц:
1) Своя земля
А) а у нас веселее
2) На чужой сторонушке
Б) там и пригодился
3) За морем теплее
В) а чужая - мачеха
4) Где кто родился
Г) и в горсти мила
5) Родимая сторона – мать,
Д) рад своей воронушке
В какой русской народной сказке главный герой под калиновым мостом дожидался врага?
6. Объясните поведение Пети («Дремучий медведь») в данном фрагменте. Чем оно кажется необычным?
«Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.
— Спасибо вам! — сказал Петя.»
7.Объясните, как вы понимаете значение выражения: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
8. Вы познакомились со стихотворениями о Москве (А.С.Пушкин. «На тихих берегах Москвы», Ю.Лермонтов. «Москва! Люблю, как сын»). Какой мы видим Москву в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
9. Прочитайте сказку Владимира Ивановича Даля «Старик-годовик» и ответьте на вопросы.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
А) Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Б) Какие это четыре крыла у каждой птицы?
В) Какие семь перьев в каждом крыле?
Г) Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?