Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по родной (русской) литературе 7 класс»
Контрольная работа по родной (русской) литературе
ТЕКСТ №1
Внимательно прочитайте рассказ «Дежурная» из Сборника миниатюр В.Крупина «Босиком по небу» и выполните задания.
(1)Признаки сегодняшней демократии примитивны, как хрюканье: воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым. (2)Мы же, прежние русские, как были, так и остались добрыми и доверчивыми. (3)В подтверждение я расскажу случай, бывший со мною в Великом Устюге.
(4)Великий Устюг — город, увидев который понимаешь, что всю жизнь он будет для тебя мерилом красоты. (5)Стоящий у слияния рек Сухоны и Юга, образующий из этого слияния могучую Северную Двину, Устюг незабываем. (6)В городе много церквей. (7)В одной из них потрясающий воображение своими экспонатами краеведческий музей. (8)Так вот, я пришел в музей и понял, что в него надо не прийти, а приходить. (9)Выбрал время с утра назавтра, вооружился блокнотом и старался побольше запомнить. (10)Иконы, золотые, серебряные оклады, утварь, богатство купеческого и крестьянского быта, расшитые бисером и жемчугами наряды девушек, а уж драгоценностей было любых мастей.
(11)В тишине я услышал, как зазвонил телефон дежурной. (12)О чем ей говорили, я не понял, но то, что она встревожилась, было ясно.
(13)— Ой, — говорила она, — ой, не успею, обед только через час. (14)Ох ведь, ох ведь! — она положила трубку.
(15)Я стоял у камня, на котором подвизался устюжский юродивый блаженный Прокопий (в Москве придел, освященный во его имя, находится в церкви Малого Вознесения на Никитской, наискосок от консерватории), и увидел, как ко мне подошла дежурная.
(16)— Ой, молодой человек, — сказала она, резко занижая возрастные оценки, — ой, ты долго ли еще будешь смотреть?
(17)— А вы уже закрываете?
(18)— Нет, мы по расписанию, нельзя закрывать. (19)Я знаешь чего тебе скажу? (20)В кооперации дают гречку. (21)Подружка звонила. (22)Но ей не дадут четыре, сама берет, надо со своими заборными книжками. (23)Ой! (23)Знаешь чё, — решилась она. — (24)Ты побудешь еще минут двадцать? (25)Побудь. (26)Я же вижу — интересуешься. (27)Я быстро сбегаю. (28)Мне уж очень надо гречки: от диабета, и хозяин любит, в армии, говорит, привык. (29)Побудь, а? (30)Если кто придет, пусть билеты оторвут, а школьников так пускай, сэкономят пусть. — (31)И дежурная поспешила к выходу, напоследок крикнув: — (32)Без меня не уходи!
(33)И вот я остался один вместе с этим несметным богатством серебра, золота, жемчугов, бриллиантов, золотого шитья, икон, фарфора, хрусталя…
(34)Конечно, я не был похож на грабителя, но кто на них похож, сейчас как раз грабители и убийцы выглядят очень интеллигентно, дело в другом. (35)Дело в русском доверии человека к человеку. (36)Скажут: вот сейчас гречка доступна, на всех прилавках. (37)Нет, скажу, как раз она стала недоступна. (38)Эта же дежурная сейчас на нее только смотрит сквозь стекло витрины. (39)Многое еще можно сказать, но не буду. (40)Только помню тишину церкви, мерцание золота в лучах солнца и камень. (41)Камень блаженного Прокопия.
Задания 1-7выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему дежурная ушла, оставив посетителя с несметным богатством серебра, золота, жемчугов, бриллиантов, золотого шитья, икон, фарфора, хрусталя?»
1. Она его хорошо знала и не боялась, что он ее ограбит.
2. Ей стало плохо, поэтому она вынуждена была уйти в больницу.
3. «Я не был похож на грабителя»
4. Ей очень нужно было купить гречку, она доверяла людям.
2. Какое из высказываний, приведённых ниже, НЕ содержит ответ на вопрос: «Почему Великий Устюг — город, увидев который понимаешь, что всю жизнь он будет для тебя мерилом красоты?»
1. Слияние рек Сухоны и Юга образует могучую Северную Двину
2. В одной церкви был потрясающий воображение своими экспонатами краеведческий музей.
3. Здесь были самые красивые закаты
4. В городе много церквей
3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 7-9?
1. Герой был настоящим ценителем искусства
2. Герой обладал плохой памятью, поэтому все записывал в блокнот
3. Герой понял, что надо было раньше прийти в этот музей, чтобы увидеть все экспонаты.
4. Герой пришел в музей, чтобы записать в блокнот все экспонаты, какие были на выставке
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение ЛЮБЫХ МАСТЕЙ (предложение 10).
1. Различных видов, направлений и убеждений
2. Разного рода, на любой вкус
3. Любого цвета, любого окраса
4. Принадлежащий определенному типу игральных карт
5. В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено первому?
1. (9)Выбрал время с утра назавтра, вооружился блокнотом и старался побольше запомнить. (12)О чем ей говорили, я не понял, но то, что она встревожилась, было ясно.
2. (1)Признаки сегодняшней демократии примитивны, как хрюканье: воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым. (2)Мы же, прежние русские, как были, так и остались добрыми и доверчивыми.
3. (33)И вот я остался один вместе с этим несметным богатством серебра, золота, жемчугов, бриллиантов, золотого шитья, икон, фарфора, хрусталя…(40)Только помню тишину церкви, мерцание золота в лучах солнца и камень.
4. (22)Но ей не дадут четыре, сама берет, надо со своими заборными книжками. Если кто придет, пусть билеты оторвут, а школьников так пускай, сэкономят пусть…
6. Какая художественная деталь (выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку) упоминается в тексте?
1. Камень блаженного Прокопия.
2. Несметное богатство, драгоценности.
3. Церковь.
4. Телефон дежурной
7. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1. (1)Признаки сегодняшней демократии примитивны, как хрюканье: воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым.
2. (9)Выбрал время с утра назавтра, вооружился блокнотом и старался побольше запомнить.
3. (10)Иконы, золотые, серебряные оклады, утварь, богатство купеческого и крестьянского быта, расшитые бисером и жемчугами наряды девушек, а уж драгоценностей было любых мастей.
4. (38)Эта же дежурная сейчас на нее только смотрит сквозь стекло витрины.
Часть - 2
Задания выполните на основе прочитанного текста.
1. Определите и запишите основную тему рассказа из Сборника миниатюр В.Крупина «Босиком по небу»
2. Определите и запишите основную мысль эпизода.
3. Определите и запишите, какие чувства героя изображены в данном фрагменте.
4. Выпишите из текста признаки сегодняшней демократии.
5. Выпишите из текста, зачем дежурной нужна была гречка.
Номер задания
Правильный ответ
А1
4
А2
3
A3
1
А4
2
А5
2
А6
1
А7
2
В1
Доверие к людям
В2
Русские люди остались добрыми и доверчивыми
В3
Восхищение экспонатами, горечь за русских людей
В4
«воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым»
В5
«Мне уж очень надо гречки: от диабета, и хозяин любит, в армии, говорит, привык»