Просмотр содержимого документа
«Зачем нужны законы»
Министерство труда и социального развития
Казенное учреждение Омской области
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Занятие
" Зачем людям законы"
Составила: специалист по реабилитационной работе
Пивень Т.В.
г. Омск
2021г.
Цель
Формирование у детей убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.
Задачи
Сформировать у подростков ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования. Сформировать у детей навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.
Методическое оснащение
«Билль о правах личности»*, перечень пословиц и поговорок.
Ход занятия
Вводная часть. Актуализация знаний подростков о нормах, правилах и законах. Специалист предлагает подросткам закончить фразу: «Когда я слышу слово правила (закон, норма, инструкция), первое, что приходит мне в голову, это...». Заострить внимание подростков на отрицательных суждениях. Предложить им вспомнить (не обязательно при этом говорить) что-либо из личного опыта нарушения правил, а также какие отрицательные последствия это имело.
Далее подросткам предлагается вспомнить: где (в каких местах) существуют свои правила и порядки; где существуют правила «писаные» (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т.п.) и «неписаные» (в семье, в гостях, в компании, на пляже и т.п.); подумать, зачем людям нужно столько правил, норм, инструкций и законов. Заострить внимание учащихся на том, что регламентация имеет своей целью обеспечение безопасности людей.
Основная часть. Формирование у подростков представлений о законе как гаранте личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней). Специалист предлагает учащимся вспомнить, в каких случаях люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом. На основе приведенных примеров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Большинство людей не испытывают затруднений, соблюдая законы и правила, так как основная цель законов и правил — обеспечение безопасности и целесообразности человеческой деятельности.
Педагог напоминает, что наиболее удачные законы и правила нашли свое отражение в народной мудрости и закреплены в пословицах и поговорках. Подросткам предлагается вспомнить такие пословицы и поговорки («Не в свои сани не садись», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Не зная броду, не суйся в воду», «В гостях что поставят, то и кушай, а хозяина слушай», и т.д.). Желающие могут найти аргументы в пользу обратных утверждений («В чужом монастыре твои правила»). При этом команда отстаивает правоту пословиц и поговорок, опираясь на реальный жизненный опыт.
Далее предлагается обсуждение «Законы, правила, инструкции — сужают или расширяют свободу человека?» По итогам обсуждения еще раз подчеркивается, что законы и правила имеют целью охранять свободу каждого. Необходимо напомнить постулат: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».
Заключительная часть. Отработка личной стратегии. На плакате, где написаны следующие утверждения,
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
1. … иногда ставить себя на первое место
2. … просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. … протестовать против несправедливого обращения и критики
4. … на свое собственное мнение
5. … совершать ошибки, пока не найдете правильный путь
6. … предоставлять людям самим решать свои собственные проблемы
7. … говорить: "нет, спасибо", "извините, НЕТ"
8. … не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9. … побыть одному (одной), даже если другим хочется Вашего общества
10. … на свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
11. … менять свои решения или избирать другой образ действий
12. … добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает
подросткам предлагается отметить знаком «плюс» утверждения, с которыми они согласны, знаком «минус» — с которыми не согласны, знаком «?» — с которыми согласны лишь отчасти. Варианты ответов обсуждаются.
Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям нужны для того, чтобы...»