Цель кл.часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.
Задачи:
- дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;
- развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры, афоризмы по теме классного часа
Ход занятия.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»?
В целом, вы все ответили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока неизвестного другим. Но чтобы провести исследование, учёные проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.
Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.
А вот вопрос(записан на доске), на который мы будем отвечать, звучит так:
Зачем человеку в жизни нужны правила?
Учитель. Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента?
Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, учёные и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.
Цель – найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».
(В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети узнают этот рисунок).
Нарисуйте на приготовленных листочках поле для игры в «крестики-нолики», и начнём наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить!. Итак, я начинаю первая.
(Проходя по классу, учитель в каждой тетрадке рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, психолог, нарушая правила игры, зачёркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест).
- Ой! Как вы шумите! Почему?
Дети. – Вы нарушили правило!
- Так не играют!
- Так не играют!
- Так нельзя!
- Это нечестно!
Учитель. Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие учёные попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.
- Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»
( Опрашиваются все. Ответы детей записываются на доске)
Учитель. Ребята, скажите, это светлые чувства, приятные или тёмные, некрасивые?
(Практически все дети отвечают, что это тёмные чувства)
Учитель. Ребята, я должна вам признаться, что тоже чувствую себя неловко.
Ведь я обманула вас, и мне стыдно. Но это я сделала ради эксперимента, чтобы вы почувствовали то, что чувствует человек, против которого нарушили правила.
Учитель. Что же получается? Все вы единогласно решили, что чувствовали одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль обиды? (Дети задумываются)
Учитель. Правильно вы начали кричать. Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?
(Дети стараются проанализировать себя, свои чувства, ощущения).
Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда делаем вывод: нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека.
Ребята, сможем мы сейчас ответить на вопрос: «Зачем человеку правила?»
(Звучат ответы детей.
- Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?
- А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?
- Так зачем людям нужны правила?
Учитель. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?
( Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).
Учитель. Назовите известные вам правила поведения на уроке.
А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.
- Нарушали ли вы правила поведения на уроке?
- Как вы себя при этом чувствовали?
- Как отреагировали на это окружающие?
- Какой вывод для себя вы сделали?
Ребята, вам понравилось проводить эксперимент? С помощью эксперимента вы смогли самостоятельно определить, как вы должны вести себя в жизни. Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».