Воспитание детей дошкольного возраста и школьного возраста
Воспитание детей дошкольного возраста и школьного возраста
Интеллектуальное воспитание
Включает в себя:
сенсорное развитие или формирование мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи: предлагайте малышу исследовать на ощупь различные предметы, отличающиеся по фактуре, так как большую часть информации дети получают именно путем осязания;
развитие речи - чтение книг, прослушивание сказок, побуждайте малыша повторять за вами, пересказывать услышанное;
формирование ориентирования в окружающем пространстве: развивается с помощью следующих инструкций: «возьми на столе», «поищи в шкафу», «слева от меня», и пр.;
формирование игровых и творческих видов деятельности: обязательно играйте с малышом в подвижные, дидактические и сюжетные игры, а также помните и о творческих упражнениях: рисование, аппликации, лепка и конструирование. Для этого используйте пластилин, краски, цветные карандаши, бумагу и картон, ножницы.
развитие элементарных представлений о предмете, его качествах и свойствах: за повседневными делами, не забывайте рассказывать малышу обо всем, что происходит вокруг: во время приготовления обеда перечисляйте, какие именно овощи вы кладете в суп, описывайте их вслух, предлагайте их на ощупь маленькому исследователю; гуляя в парке, рассказывайте о природных явлениях, которые происходят здесь и сейчас: о дожде, о ветре, о деревьях и пр.;
тренировка операций, связанных с логикой и мышлением, - память, внимание, воображение, сравнение, обобщение и пр. В магазине можно приобрести массу дидактических материалов, которые в игровой форме развивают память и внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание детей дошкольного возраста и школьного возраста»
На что следует обратить внимание, воспитывая малыша? Этим вопросом задаются, пожалуй, все молодые родители. Психологи считают, что важно обеспечить воспитание ребенка по четырем основным направлениям, обещающим гармоничное развитие личности - физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственно-трудовое воспитание.
Интеллектуальное воспитание
Включает в себя:
сенсорное развитие или формирование мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи: предлагайте малышу исследовать на ощупь различные предметы, отличающиеся по фактуре, так как большую часть информации дети получают именно путем осязания;
развитие речи - чтение книг, прослушивание сказок, побуждайте малыша повторять за вами, пересказывать услышанное;
формирование ориентирования в окружающем пространстве: развивается с помощью следующих инструкций: «возьми на столе», «поищи в шкафу», «слева от меня», и пр.;
формирование игровых и творческих видов деятельности: обязательно играйте с малышом в подвижные, дидактические и сюжетные игры, а также помните и о творческих упражнениях: рисование, аппликации, лепка и конструирование. Для этого используйте пластилин, краски, цветные карандаши, бумагу и картон, ножницы.
развитие элементарных представлений о предмете, его качествах и свойствах: за повседневными делами, не забывайте рассказывать малышу обо всем, что происходит вокруг: во время приготовления обеда перечисляйте, какие именно овощи вы кладете в суп, описывайте их вслух, предлагайте их на ощупь маленькому исследователю; гуляя в парке, рассказывайте о природных явлениях, которые происходят здесь и сейчас: о дожде, о ветре, о деревьях и пр.;
тренировка операций, связанных с логикой и мышлением, - память, внимание, воображение, сравнение, обобщение и пр. В магазине можно приобрести массу дидактических материалов, которые в игровой форме развивают память и внимание.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного
развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении
родным языком.
Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.
120
При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.
Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.
Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:
соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-
121
гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.
В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.
Они определяются возрастными особенностями малышей'.
Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
Глава 8.
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором —400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет Ю—10,5 кг, а рост—74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин в первый месяц жизни до 3,5 ч к концу года.
Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года.
Каждый период развития ребенка является фундаментом для
Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой.-
181 г Ч
М., 1981, с. 7. (22
последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития. В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.
Период от рождения до 2,5—3 месяцев
Ребенок рождается с готовой системой безусловных .рефлексов, которые частично обеспечивают его приспособление к внешней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные рефлексы выражаются в появлении сосательных движений при раздражении губ и ротовой полости, в умении глотать и т. д. Основные рефлексы зрительного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках. Врожденными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается. У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствованием: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он совершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели развиты недостаточно.