kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Управление самообразованием молодого специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление самообразованием молодого специалиста 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Управление самообразованием молодого специалиста»

УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕМ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА


Валентина Федоровна Ипатьева,

заместитель директора по учебной работе

Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3г.Борисова»


Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В частности, Р.Фуллер выделяются три стадии: стадия «выживания» – на первом году работы в школе; стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2–5 лет работы; стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6–8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой накопленный опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присуща своя специфика. Например, на первом этапе начинающему учителю необходимо решить ряд определённых проблем, в том числе и личностного плана; у него формируется представление о собственных профессиональных качествах, возникает потребность разобраться в себе как специалисте. Таким образом, профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление. От того, как пройдёт этот процесс, зависит, состоится ли выпускник вуза как учитель, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.

В ходе ежегодного анкетирования молодых педагогов, которое проводилось педагогом-психологом нашего учреждения в течение пяти лет, было выявлено, что 100% респондентов имеют профессиональные затруднения и предпочитают повышать профессиональную компетентность через реализацию индивидуальных образовательных программ. С этой целью за молодыми специалистами закрепляются педагоги-наставники, которые дифференцированно оказывают помощь на основе диагностики их профессионального уровня (в приложении дана анкета для молодых учителей по самооценке своей деятельности). Задача наставника – помочь конкретному учителю в решении проблем, вызывающих у него затруднения или являющихся предметом его интересов. Однако эффективность профессиональной деятельности в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога.

Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью молодых педагогов. Однако, как показывает практика, далеко не все они способны самостоятельно проявлять инициативу в деле переосмысления и перестройки своей деятельности и зачастую нуждаются в помощи при определении её перспективности, формулировании темы самообразования, составлении индивидуального плана профессионального развития. Задача методической службы учреждения – создание таких условий, которые обеспечивали бы «запуск» механизмов самообразования молодого учителя, а также способствовали возникновению мотивации достижения успеха. Работа должна начинаться с формирования установки на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя. Причём способность к таковому не формируется у будущего педагога к моменту окончания обучения в вузе. Она определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени становление этой способности осуществляется в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга собственной деятельности и работы коллег. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

После чёткого определения мотивов самообразования следует сформулировать его цель, конкретизировать проблему (тему) и сфокусировать внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмыслить процесс обучения и приобретаемые знания. При выборе проблемы (темы) важно помнить, что она должна соответствовать методической теме образовательного учреждения. С молодыми педагогами необходимо подробно обсудить тематику самообразования, выявив проблемы, которые вызывают у них затруднения.

Конкретные формы работы определяются педагогом совместно с заместителем директора, ответственным за методическую деятельность в учреждении образования, и наставником, закреплённым за молодым специалистом. Далее следуют создание и оформление плана самообразовательной работы. Процесс её непрерывен, но планировать его нужно поэтапно. В личном плане самообразования учителя обязательно имеется список результатов, которые должны быть достигнуты за конкретный срок. На определённом этапе таковыми могут быть: разработка сценариев мероприятий; апробирование новых форм, методов и приёмов обучения; доклады, выступления на школьных семинарах и заседаниях школьного методического объединения; создание дидактических материалов, тестов, наглядности; разработка и проведение открытых уроков; создание комплектов педагогических разработок. Педагогу следует осознавать, что самообразование не сводится исключительно к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию непременно явится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития личности молодого учителя, позволит ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.

Формами работы с молодыми специалистами по самообразованию являются: индивидуальные консультации; практикумы; посещение и совместный анализ урока опытного коллеги; встречи с мастерами педагогического труда; подготовка к выступлению на заседании школьного методического объединения; анализ педагогических ситуаций, встречи с психологом; психологические тренинги; деловые и ролевые игры; круглые столы; участие в работе мастер-классов и пр.

Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы, будет в достаточной степени подготовлен к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, переход к которой свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, позитивно влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Приложение

Анкета

для самооценки молодыми учителями своей деятельности

1. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

2. Возможно, ваши затруднения связаны с тем, что вы овладели не всеми способами, методами, приёмами активизации учащихся в обучении? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

3.Представляет ли для вас трудность формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемные ситуации в обучении? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

4. Часто ли вам удаётся на лабораторных и практических занятиях организовать работу учащихся так, чтобы она проходила в форме небольшого исследования? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

5. Часто ли вам удаётся на уроках использовать научные факты так, чтобы они способствовали развитию мышления учащихся? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

6. Представляет ли для вас трудность осуществлять дискуссию на уроках? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

7. Владеете ли вы умениями рассматривать явления, факты, события в ходе объяснения нового материала с позиций междисциплинарного подхода (показать всеобщность законов природы и общества, вводить элементы системного видения явлений и объектов и т.п.)? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

8. Всегда ли и во всех классах вам удаётся составить задания различной степени сложности для учащихся? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

9. Часто ли вы можете определить, какой вид заданий будет трудным для учащихся? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

10. Удаётся ли вам определить степень осознанности владения учащимися мировоззренческим понятиями? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

11. Представляет ли для вас трудность изложение теоретических и дидактических вопросов по вашему предмету? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

12. Трудно ли вам анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

13. Всегда ли вам удаётся выбрать соответствующий метод или методический приём для реализации целей урока? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

14. Можете ли вы оценить свои удачи на уроке, определить то, что удалось вам больше всего? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

15. Можете ли вы определить и оценить, что не получилось на том или ином уроке, какие были затруднения? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)

16. Всегда ли удаётся вам увидеть недостатки тех уроков, которые вы посещаете (уроки ваших коллег)? (Да, затрудняюсь ответить, нет.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Управление самообразованием молодого специалиста

Автор: Ипатьева Валентина Фёдоровна

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "
    ["seo_title"] => string(80) "upravlieniie-profiessionalizatsiiei-piersonala-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "194656"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "универсальные учебные действия на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(65) "univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "240032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444920474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Эволюция и развитие современных интерактивных форм обучения"
    ["seo_title"] => string(66) "evoliutsiia_i_razvitie_sovremennykh_interaktivnykh_form_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "565854"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607342122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства