Исследовательская деятельность – основа создания современного проекта
Исследовательская деятельность – основа создания современного проекта
В статье рассматривается исследовательская деятельность студентов "Мурманского колледжа экономики и информационных технологий", как основа создания современного проекта. Анализируются роли преподавателей и студентов при работе с проектом. Педагог должен не только учить, сколько помогать студенту учиться, направляя его исследовательско-познавательную деятельность для создания конечного продукта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность – основа создания современного проекта»
Тема «Исследовательская деятельность – основа создания современного проекта»
Е. Н. Багмет, О.И. Навка, преподаватели ГАОУ МО СПО Мурманский колледж экономики и информационных технологий
Технология метода проектов в исследовательской деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения метода проектов в практику обучения ещё с 1905 года.
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на занятиях. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Новый метод стал успешно завоевывать определенные высоты в образовании.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела эволюцию. Родившись из посыла свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания по предмету исследования;
критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
быть коммуникабельными, контактными в социальных группах, уметь работать сообща в разнообразных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
грамотно работать с информацией;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Анализируя различные современные педагогические технологии, можно прийти к выводу, что для активации творческой деятельности студентов в процессе формирования знаний целесообразно применять технологию проектов. Суть ее остается прежней - стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем. Умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления студента.
Цель исследовательской деятельности - создание условий для формирования проекта, вовлечение студентов в активную творческую деятельность.
Технология исследования – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащегося, дающий ему возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Результаты работы должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От студента требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, проводить анализ исследуемой проблемы. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные задания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. И тогда, выделяются три аспекта исследовательской работы:
творческая свобода;
взаимодействие студента с группой;
гибкое распределение учебного времени.
Осуществление проекта требует от студента на завершающем этапе защиты самого проекта. Таким образом, проект - это "пять П":
проблема;
проектирование (планирование);
поиск информации;
продукт;
презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе и черновики.
Девизом для участников исследовательско-проектной деятельности являются слова: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знание применить».
Таблица 1. Последовательность этапов исследовательской работы над проектом.
№ п/п
Этапы
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя
1
Формулирование проекта:
выбор темы проекта, определение цели, содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.
Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся, объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию творческих групп.
2
Планирование проекта:
анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы, уточнение плана деятельности.
Разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
3
Осуществление проекта.
Работают над проектом и его оформлением.
Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.
4
Завершение проекта.
Публичное представление полученных результатов.
Оценивает работу студентов.
При работе с проектом педагог должен не только и не столько учить, сколько помогать студенту учиться, направляя его исследовательско-познавательную деятельность для создания конечного продукта. В МКЭиИТ применяются следующие виды проектов:
Информационный проект - направлен на сбор информации об объекте исследования;
Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, оформление «Листа планирования», выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов, публичную защиту проекта. При выполнении проекта могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос;
Творческий проект - проект, который носит творческий, изобретательский характер. Цель проекта конкретные предложения по решению поставленной проблемы.
В колледже используются такие виды презентаций проектов, как:
деловая игра;
демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе современных информационных технологий;
экскурсия, отчет исследовательской экспедиции;
реклама;
ролевая игра.
Во время проведения исследовательско-проектной деятельности применяются следующие правила:
в группе нет лидеров. Все члены группы равны;
группы не соревнуются;
все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом при совместной работе над проектным заданием;
каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. При этом источниками информации для студентов являются книги, словари, сборники, собеседование со специалистом-консультантом, ИКТ;
ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
В процессе исследовательско-проектной деятельности роль преподавателя резко изменяется. Он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации. Его роль состоит в том, чтобы определить общее направление работы, создать условия для инициативы студентов.
Таким образом, исследовательско-проектная деятельность - это современная, интерактивная модель, которая своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. Происходит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Использование именно этой модели обучения педагогом на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Эта педагогическая технология, ориентированная не столько на интеграцию фактических знаний, а на их применение и, следовательно, приобретение новых знаний путем самообразования и креативности мышления обучающегося.
Как сказал знаменитый американский философ и педагог Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Чего никак нельзя допустить в современном мире информационных технологий.
Как учить? Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности студента. Должно быть гармоничное сочетание различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения. Такое инновационное обучение помогает повести за собой, вместе искать истину, активизировать процесс обучение, развивать творческие способности студентов, переживать вмести радость познания мира.