kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технические средства информатизации. Практические работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. Приведен список основной литературы и нормативных документов, рекомендуемых для подготовки к практическим работам.

            Методические указания предназначены для студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) 

Практическая работа № 1 «Изучение принципа действия аппаратов факсимильной и телефонной связи.  Изучение процесса копирования документов»

Практическая работа № 2 «Осуществление модернизации аппаратных средств. Системный блок»

Практическая работа № 3 «Подключение внешнего оборудования. Настройка программного обеспечения»

Практическая работа № 4 «Изучение устройства и обслуживание принтеров»

Практическая работа № 5 «Информационные технологии обработки данных. Сканеры и сканирование»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технические средства информатизации. Практические работы »

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ





ОП.08 Технические средства информатизации

Специальность 230401 Информационные системы (по отраслям)


























2012 г.

Оборотная сторона


Одобрена методическим объединением

Протокол №___

от «___»_____________20 г


Председатель МО:

_________________Н. Ю. Куликова


Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

Зам. директора по УПР

__________________ А.Н. Ушанков








В.П.Дианов, преподаватель информационных технологий высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум».



Методические указания содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. Приведен список основной литературы и нормативных документов, рекомендуемых для подготовки к практическим работам.

Методические указания предназначены для студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)



СОДЕРЖАНИЕ


Введение


Практическая работа № 1 «Изучение принципа действия аппаратов факсимильной и телефонной связи. Изучение процесса копирования документов»


Практическая работа № 2 «Осуществление модернизации аппаратных средств. Системный блок»

Практическая работа № 3 «Подключение внешнего оборудования. Настройка программного обеспечения»

Практическая работа № 4 «Изучение устройства и обслуживание принтеров»

Практическая работа № 5 «Информационные технологии обработки данных. Сканеры и сканирование»
































Введение


Практические работы направлены на формирование практических автоматизированных умений, навыков, необходимых при освоении учебной дисциплины:

— профессиональных (выполнять определенные действия, операции, предписания, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);

— учебных (решать задачи, используя современное общее программное обеспечение).

В процессе практического занятия студенты выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Содержанием практических работ является решение различного рода задач, в том числе профессиональных (выполнение профессиональных функций и т. п.), работа с вычислительной техникой и другой оргтехникой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и др.

Состав заданий для практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации работы студентов на практических работах могут быть: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации работ все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации работ одна и та же работа выполняется микрогруппами по 2-5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Выполнение практических работ по учебной дисциплине «Технические средства информатизации» направлено на формирование общих компетенций:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).






































Практическая работа №1


Тема: Изучение принципа действия аппаратов факсимильной и телефонной связи. Изучение процесса копирования документов.

Код: bd/ЛРфгос/ИС/ТСИ


Цели:

  1. Ознакомиться с основными устройствами телефакса.

  2. Изучить принцип работы телефакса.

  3. Ознакомиться с основными устройствами ксерокса.

  4. Изучить назначение основных устройств ксерокса.


Должны знать: классификацию оргтехники; классификацию средств связи; назначение телефакса; название основных устройств телефакса; назначение основных блоков; классификацию средств копирования; назначение ксерокса; название основных устройств ксерокса; назначение основных блоков.

Должны уметь: Включать и выключать телефакс; настраивать аппарат перед началом печати; производить копии с оригиналов документов. Включать и выключать ксерокс; настраивать машину перед началом печати; производить копии с оригиналов документов; выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей.

Выполнение данной практической работы способствует формированию

профессиональной компетенции ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.


Обеспечение работы: Телефакс, Ксерокс СОNICA MINOLTA Di 1611, RICOH FT 4418, дупликатор (мини типография) DP 203, инструкции к работе, расходный материал, МФУ Samsung SCX-4828 FN.

План занятия:

I. Работа под руководством преподавателя 90 минут

Ознакомление с устройством и возможностями всех устройств оргтехники п. обеспечение работы.

II. Самостоятельная работа 90 минут

Теоретические сведения и методические указания


Телефакс – устройство для передачи неподвижных изображений по телефонным линиям. Он рассчитан передачу с невысоким качеством изображений, выполненных на стандартных листах бумаги. Будет ли это рисунок или деловое письмо, для телефакса безразлично. Что бы ни было изображено на листе, который в него вложили, телефакс будет рассматривать это как набор черных и белых точек.

Лист бумаг поэтапно протягивается мимо ряда светочувствительных элементов, расположенных поперек листа. На каждом этапе с них считывается информация о яркости соответствующего участка листа, которая затем специальным образом кодируется и передается на другой телефакс.

Принимающий телефакс расшифровывает информацию и передает ее на встроенное печатающее устройство, воспроизводящее изображение оригинала. После получения информации о чередовании черных и белых точек в просканированной полоске оригинала соответствующие сигналы подаются на полоску нагревательных элементов, находящуюся в контакте с бумагой. Элементы, соответствующие темным местам оригинала, нагреваются и вызывают потемнение находящихся против них участков бумаги. После остывания термобумага протягивается на один шаг и затем формируется изображение следующей строки. Такой цикл длится всего несколько миллисекунд, что обеспечивает высокую скорость печати.

Телефаксы с термопечатающим устройством наиболее широко распространены и сравнительно недороги, но используют дорогую бумагу. Поэтому ряд фирм выпускают телефаксы, которые используют обычную бумагу. Такие телефаксы заметно дороже, поскольку в них, как правило, используются дорогие печатающие устройства.

Под копированием документов понимается получение (изготовление) небольшого (от 5 до 20 экземпляров) количества копий с оригинала.

Средства копирования обеспечивают получение копий непосредственно с оригинала.

В настоящее время копирование документов осуществляется с помощью следующих процессов: фотокопирование, термокопирование, электронное копирование.

Размножение документов – это получение значительного (свыше 20 экземпляров) количества копий, причем для копирования используется не сам оригинал, а печатная форма, изготовленная с него. В настоящее время изготовление заданного количества копий с одной печатной формы осуществляется с помощью офсетной, трафаретной и гектографической печати.

В офисах используется копировальная техника, так называемые, ксероксы, различной классификации и назначения.


  1. Ознакомление с устройством и возможностями устройств оргтехники.



  1. Основные функциональные блоки факса их назначение.

  2. Принцип действия факса по приёмке и отправке документов.

  3. Основные функциональные блоки МФУ Samsung SCX-4828 FN,их назначение.

  4. Основные функциональные блоки ксерокса СОNICA MINOLTA Di 1611,их назначение.

  5. Принцип действия ксероксса.

  6. Возможности копировального аппарата по копированию документов.

  7. Основные функциональные блоки ксерокса дупликатора (мини типография) DP 203,их назначение.

  8. Принцип действия дупликатора. Принципиальное отличие от копировальных аппаратов.

  9. Возможности мини типографии по размножению документов.






  1. Самостоятельная работа


  1. Разработать файл с произвольной информацией.

  2. Настроить МФУ Samsung SCX-4828 FN в режим принтера и, используя индивидуальную подачу бумаги, распечатать файл.

  3. Настроить МФУ Samsung SCX-4828 FN в режим копира сделать копию документа.

  4. На дупликаторе (мини типография) DP 203 размножить документ в количестве 3-х копий.

  5. Настроить файл для передачи его по факсимильной связи.

  6. Настроить МФУ Samsung SCX-4828 FN в режим факса.

  7. Передать документ непосредственно из файла по факсу.




III. Контрольные вопросы


  1. Как классифицируются средства связи?

  2. В чем различие копирования и размножения документов?

  3. Что такое факс?

  4. Какие возможности факса?

  5. Какие преимущества работы факса над традиционными средствами связи?

  6. Как классифицируются средства копирования документов?

  7. В чем различие копирования и размножения документов?

  8. Что такое ксерокс?

  9. Какие возможности ксерокса?

  10. Какие преимущества работы ксерокса над традиционными средствами копирования?




Литература

1. Хандадашева Л. Н. Компьютер и другая оргтехника для секретаря-референта/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.– 384 с.



Практическая работа №2


Тема: Осуществление модернизации аппаратных средств. Системный блок


Код: bd/ЛРфгос/ИС/ТСИ

Цель:

Изучить:

  1. структуру и состав устройств системного блока ПЭВМ;

  2. состав и схему расположения основных устройств на материнской плате;

  3. способы замены основных элементов системного блока.


Должны знать: основные конструктивные элементы средств вычислительной техники.

Результат обучения:

После успешного завершения занятия студент должен:

  • иметь представление о расположении основных устройств системного блока;

  • уметь модернизировать объём оперативной памяти;

  • уметь заменять элементы питания ПЗУ;

  • уметь различать шину питания и общую шину соединения всех устройств ПЭВМ;

  • иметь представление о составе общей шины (из чего состоит);

  • определять совместимость аппаратного и программного обеспечения.


Выполнение данной практической работы способствует формированию

профессиональной компетенции ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.


Используемые материалы:

Инструкции к работе, системный блок, комплектующие: платы оперативной памяти, элементы питания, системная плата, набор инструментов.


План занятия:

I. Инструктаж по технике безопасности 5 минут

II. Работа под руководством преподавателя. 45 минут

Осуществление модернизации аппаратных средств.

Системный блок.

III. Самостоятельная работа 130 минут


Краткие теоретические сведения и

Методические указания


Компьютер


Первоначальные сведения




Компьютером называется совокупность аппаратных (hardware) и программных (software) средств различного назначения и принципа действия, предназначенных для обработки, хранения и передачи информации.





Операции с информацией и аппаратные средства их реализации


Обработка

информации





Процессор














Hardware


Процессор

Процессор – большая интегральная микросхема, вставляемая в специальный разъем системной (материнской) платы, осуществляющая обработку информации и управление работой компьютера.

Основные параметры процессора:

  • разрядность;

  • тактовая частота:

  • список команд.
















Память










Компьютер

Процессор

Разрядность

Тактовая частота

486

80486

32+32

33...100

Пентиум

Pentium, Pentium Pro, Pentium MMX

64+32

50...200

Пентиум–II

Pentium–II

64+32

233

Пентиум–III

Pentium–III

64+32

600

Пентиум–IV

Pentium–IV

64+32

1500


Оперативная память предназначена для хранения переменной (текущей, быстро и часто меняющейся) информации. Выполнена на микросхемах. ОЗУ энергозависимая память – отключение питания приводит к потере информации.

Основные параметры:

  • объем памяти (измеряется в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах)1;

  • время доступа (измеряется в наносекундах)2.


Внешняя память предназначена для длительного хранения информации. Отличается медленным по сравнению с ОЗУ быстродействием. Состоит из двух устройств – носителя информации (диск или магнитная лента) и устройства чтения и записи информации – накопителя.

Основные виды устройств внешней памяти:

  1. жесткий магнитный диск (НЖМД) – винчестер;

  2. гибкий магнитный диск и накопитель (НГМД);

  3. оптический (лазерный) диск и накопитель (CD–ROM);

  4. оптические и оптико–магнитные диски и накопители (CD–RW);



Осуществление модернизации аппаратных средств.

Системный блок.


Внимание: все действия производить при выключенном питании ЭВМ.


  1. Демонтаж корпуса.

Для доступа к внутренним устройствам системного блока осуществить демонтаж корпуса. Достаточно снять левую боковую стенку корпуса.

    1. С помощью отвёртки извлечь винты на задней стенке корпуса.

    2. Движением на себя освободить боковую стенку из направляющих пазов корпуса.


  1. Знакомство с внутренней структурой системного блока.

    1. Определить местоположение блока питания. Назначение. Функции и характеристики определить по маркировке на блоке.

    2. Определить местоположение системной (материнской) платы. Определить способ подключения электропитания к ней.

    3. Определить местоположение накопителей: ЖМД, ГМД, CD/DVD. Определить способ подключения каждого из устройств к общей шине ПК.

Определить способ подключения электропитания к устройствам.

    1. Определить местоположение и физический способ размещения на материнской плате центральных устройств: микропроцессора и оперативно-запоминающего устройства.


  1. Некоторые операции по простейшей модернизации системного блока.


Внимание: все действия производить при выключенном питании ЭВМ.


    1. Уменьшение/увеличение оперативной памяти

3.1.1 Определить объём оперативной памяти на данном компьютере. Для этого: открыть главное меню. Выбрать пункт панель управления. В окне выбрать функцию система. Затем объём ОЗУ.

3.1.2 Извлечь из специальных разъёмов материнской платы одну из пластин (небольшая плата), составляющей совместно с другими подобными пластинами полную оперативную память ЭВМ. Для этого пальцами рук освободить пластину от фиксирующих её устройств. Они расположены по краям пластины (сверху и снизу ). Затем аккуратно извлечь пластину из разъёма материнской платы.

3.1.3 Повторить П. 3.1.1 и убедиться в уменьшении ОЗУ.

3.1.4 Выключить компьютер.

3.1.5 Извлечь из специальных разъёмов материнской платы все пластины ОЗУ.

3.1.6 Включить компьютер. Оцените поведение компьютера без ОЗУ.

3.1.7 Восстановить ОЗУ. Соблюдая правильное положение пластины, установить её в разъём на материнской плате, равномерно нажимая на пластину до щелчка. Удерживающие устройства зафиксируют её в правильном положении.


    1. Извлечение и вставка элементов питания

      1. Лёгким движением нажать на фиксирующее устройство, удерживающее элемент питания. Под действием пружины элемент самостоятельно извлечётся.

      2. Установка производится, соблюдая полярность, нажатием до щелчка.


  1. Самостоятельная работа.


В качестве творческого отчёта о проделанной работе разработать мультимедийную презентацию по теме лабораторной работы. За основу содержания и названия слайдов использовать графический и текстовый материал данной работы.








Содержание отчёта

  1. Титульный лист по форме.

  2. Название и краткое содержание слайдов прзентации.














Практическая работа №3


Тема: Подключение внешнего оборудования. Настройка программного обеспечения


Код: bd/ЛРфгос/ИС/ТСИ

Цель:

Изучить:

состав и схему подключения основных внешних устройств на материнской плате.


Должны знать:

  • основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;

  • периферийные устройства вычислительной техники;

  • нестандартные периферийные устройства.


Результат обучения: после успешного завершения занятия студент


должен обладать умениями, согласно требованиям учебной дисциплины:

  • иметь представление о расположении основных внешних устройств системного блока;

  • осуществлять отключение и подключение накопителей ЖМД, ГМД, CD/DVD;

  • уметь заменять накопителей ЖМД, ГМД, CD/DVD;

  • уметь различать интегрированные и подключаемые устройства управления (адаптеры) внешними устройствами;

  • иметь представление о составе общей шины (из чего состоит).


Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Должен обладать профессиональными компетенциями:

  • Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы;

  • Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

Используемые материалы:

Инструкции к работе, системный блок, комплектующие: платы оперативной памяти, элементы питания, системная плата, набор инструментов.

План занятия:

I. Инструктаж по технике безопасности 5 минут

II. Работа под руководством преподавателя. 45 минут

Осуществление модернизации аппаратных средств.

III. Самостоятельная работа 130 минут


Краткие теоретические сведения и

Методические указания


Основные виды устройств внешней памяти:

  1. жесткий магнитный диск (НЖМД) – винчестер;

  2. гибкий магнитный диск и накопитель (НГМД);

  3. оптический (лазерный) диск и накопитель (CD–ROM);

  4. оптические и оптико–магнитные диски и накопители (CD–RW);

  5. устройства резервного копирования.

Жесткий магнитный диск (НЖМД) – винчестер состоит из одного или нескольких несменяемых дисков на одной оси и общего механизма вращения. К каждой поверхности соответствует своя магнитная головка чтения–записи. Диски заключены в герметичную оболочку, т.е. защищены от внешней среды. Современные винчестеры имеют объем от 4,3 Гбайт и выше. Для удобства работы с информацией жесткий диск разбивают на несколько частей – логических дисков. Каждый из них для пользователя выступает как отдельный диск. Для их именования используют латинские заглавные буквы (начиная с C) и также дополнительно могут использоваться содержательные имена (label). Имя устройства компьютера всегда заканчивается двоеточием. Например: если жесткий диск разбит на три логических диска, то их имена C:, D: и E:.



Гибкий диск (дискета или floppy disk) и соответствующий накопитель для чтения и записи информации – обеспечивают дешевый способ сохранения и переноса информации с одного компьютера (внимание: подобные диски могут содержать вредную информацию – вирус). Объем такого диска, как правило, 1,44 Мбайта. Имя такого устройства A:. Если таких накопителей два, то один из них A:, а другой – B:.




Оптические и магнито–оптические (лазерные) диски и накопители: CD–ROM – только чтение, CD–RW – чтение и запись (сиди–ром, сиди­–эрвэ) ­– современное средство передачи информации с компьютера на компьютер. Объем информации  600 Мбайт. По быстродействию несколько медленней чем винчестер, но достаточно высокая для использования в работе с мультимедиа.




Устройства ввода–вывода

Клавиатура – устройство для ввода информации компьютер в виде алфавитно–цифровых знаков, а также подачи управляюших сигналов. Место появления символа на экране монитора определяется положением курсора (светящийся символ, чаще всего контрастная с фоном экрана мигающая черточка ).

Клавиатура условно делится на четыре зоны: основная (алфавитно–цифровая, двух алфавитная, окруженная управляюшими клавишами), управления курсором, дополнительная (малая цифровая) и функциональная.

Мышь

Мышь – манипулятор, (оснащенный шариком, катающимся по поверхности коврика, и двумя кнопками или тремя кнопками или двумя кнопками и колесиком,) который позволяет вводить информацию ее перемещением и нажатием или прижатием кнопок мыши, а также вращением колесика. Перемещающийся вслед за движением мыши указатель может иметь много видов: илиили или или I и много–много других.













Осуществление модернизации аппаратных средств.


Внимание: все действия производить при выключенном питании ЭВМ.


  1. Демонтаж корпуса.

Для доступа к внутренним устройствам системного блока осуществить демонтаж корпуса. Достаточно снять левую боковую стенку корпуса.

    1. С помощью отвёртки извлечь винты на задней стенке корпуса.

    2. Движением на себя освободить боковую стенку из направляющих пазов корпуса.


  1. Знакомство с внутренней структурой системного блока.

    1. Определить местоположение системной (материнской) платы. Определить способ подключения электропитания к ней.

    2. Определить местоположение накопителей: ЖМД, ГМД, CD/DVD. Определить способ подключения каждого из устройств к общей шине ПК.

Определить способ подключения электропитания к устройствам.

    1. Определить местоположение и физический способ размещения на материнской плате интегрированных и подключаемых устройств управления (адаптеры) внешними устройствами.


  1. Некоторые операции по простейшей внешней модернизации ЭВМ.


Внимание: все действия производить при выключенном питании ЭВМ.


    1. Отключение/подключение накопителей ЖМД, ГМД, CD/DVD

3.1.1 Из специальных разъёмов накопителей ЖМД, ГМД, CD/DVD извлечь соединительные провода. Во первых, шнур питания, во вторых шлейф, соединяющий устройство с общей шиной ЭВМ. Следует обратить внимание на подключение шлейфа к разъёмам общей шины.

3.1.2 для подключения действия в обратном порядке.

3.2 Замена накопителей ЖМД, ГМД, CD/DVD.

3.2.1 С помощью тонкой отвёртки освободить накопитель от удерживающих его винтов.

3.2.2 Выполнить действия П. 3.1.1.

3.2.3 Извлечь накопитель и установить в это гнездо другой. Закрепить его винтами.

      1. Выполнить действия П. 3.1.2.


3.3 Подключение клавиатуры и мышки

3.3.1 Обратить внимание, что оба устройства подключаются к интегрированным адаптерам, а также на то, что сетевой шнур и функциональный совмещены.

3.4 Подключение монитора.

3.4.1 Обратить внимание, что монитор может подключаться как к интегрированным, так и к устанавливаемым устройствам управления.


  1. Самостоятельная работа.


В качестве творческого отчёта о проделанной работе разработать мультимедийную презентацию по теме лабораторной работы. За основу содержания и названия слайдов использовать графический и текстовый материал данной работы.








Содержание отчёта

  1. Титульный лист по форме.

  2. Название и краткое содержание слайдов презентации.

























Практическая работа №4


Тема: Изучение устройства и обслуживание принтеров

Код: bd/ЛРфгос/ИС/ТСИ



Цель:

Изучить:

Устройство принтеров. Способы подключения. Настройку программного обеспечения (ПО).


Должны знать:

  • основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;

  • периферийные устройства вычислительной техники;

  • нестандартные периферийные устройства.

Результат обучения: после успешного завершения занятия студент


должен обладать умениями, согласно требованиям учебной дисциплины:

  • иметь представление о расположении основных конструктивных блоков принтера;

  • уметь подключать принтер к ЭВМ;

  • уметь использовать различные источники программного обеспечения для принтеров;

  • уметь инсталлировать и настраивать программное обеспечение.


Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Должен обладать профессиональными компетенциями:

  • Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения;

  • Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

Используемые материалы:

Инструкции к работе, системный блок, принтеры, CD-диски с программным обеспечением.

План занятия:

I. Инструктаж по технике безопасности 5 минут

II. Работа под руководством преподавателя. 45 минут

Осуществление модернизации аппаратных средств.

III. Самостоятельная работа 130 минут





Краткие теоретические сведения и

Методические указания


Принтер

Принтер – устройство вывода информации на бумагу, пленку и т.п.. Различаются три класса принтеров:

  • лазерные – использующие принципы печати копировальных аппаратов – ксероксов. Самые дорогие, но дешевы в эксплуатации, бесшумные, неутомимые и быстрые. Печать высокого качества, монохромная;

  • матричные – изображение получаются ударами иголок по красящей ленте. Средние по цене и дешевые в эксплуатации, шумны, медленная печать, монохромная, существенно уступают лазерным по качеству;

  • струйные – изображение создается каплями чернил. Самые дешевые, но дороги в эксплуатации. Бесшумны и, как правило, цветные. Медленней лазерных. Чернила могут смазываться при попадании воды на бумагу.


Графопостроитель

Графопостроитель (плоттер) – устройство вывода графической информации с помощью пишущего узла – набора разноцветных перьев. Используется для создания чертежей, плакатов, диаграмм и т.п.






Осуществление модернизации аппаратных средств.


Внимание: все действия производить при выключенном питании ЭВМ.


  1. Демонтаж корпуса.

Для доступа к внутренним устройствам системного блока осуществить демонтаж корпуса. Достаточно снять левую боковую стенку корпуса.

    1. С помощью отвёртки извлечь винты на задней стенке корпуса.

    2. Движением на себя освободить боковую стенку из направляющих пазов корпуса.


  1. Знакомство с внутренней структурой системного блока.

    1. Определить местоположение системной (материнской) платы.

    2. Определить тип устройства управления принтером. Определить способ подключения его к общей шине ПК.

    3. Осуществить монтаж корпуса системного блока.


  1. Устройство принтера.


Внимание: все действия производить при выключенном питании принтера.


3.1 Определить входные и выходные лотки для бумаги. Изучить по маркировке, нанесённой в лотках, виды форматов бумаги, которые могут использоваться в данном принтере;

3.2 Изучить блок печати принтера.

3.2.1 открыть крышку принтера;

3.2.2 извлечь картридж. Изучить его устройство. Принцип действия;

3.2.3 установить картридж на место. Закрыть крышку.

3.3 Подключить принтер к электропитанию и к ЭВМ.

3.3.1 установить программное обеспечение с CD – диска.

3.3.2 найти и установить ПО (драйвер) через сеть INTERNET, используя для этого сайт производителя данной модели принтера.

3.4 Изучить возможности печати принтера.

3.4.1 инициировать печать рабочего документа;

3.4.2 изучить способы пользования лотками;

3.4.3 изучить возможности печати, изменяя параметры печати в окне печать документа;

3.4.4 изучить возможности печати, изменяя параметры печати в окне свойства;

3.4.5 изучить возможности печати, изменяя параметры печати в окне дополнительно.

3.5 Изучить дополнительные возможности печати принтера


Самостоятельная работа.


В качестве творческого отчёта о проделанной работе разработать мультимедийную презентацию по теме лабораторной работы. За основу содержания и названия слайдов использовать графический и текстовый материал данной работы.



Содержание отчёта

  1. Титульный лист по форме.

  2. Название и краткое содержание слайдов презентации.





Практическая работа №5


Тема: Информационные технологии обработки данных. Сканеры и сканирование

Код: bd/ЛРфгос/ИС/ТСИ



Цель:

Изучить:

Устройство сканера. Способы подключения. Настройку программного обеспечения (ПО).


Должны знать:

  • основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;

  • периферийные устройства вычислительной техники;

  • нестандартные периферийные устройства.

Результат обучения: после успешного завершения занятия студент


должен обладать умениями, согласно требованиям учебной дисциплины:

  • иметь представление о расположении основных конструктивных блоков сканера;

  • уметь подключать сканер к ЭВМ;

  • уметь использовать различные источники программного обеспечения для сканера;

  • уметь инсталлировать и настраивать программное обеспечение.


Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Должен обладать профессиональными компетенциями:

  • Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией

  • Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения;

  • Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.


Используемые материалы:

Инструкции к работе, персональный компьютер, сканер, программа ABBYY Fine Reader

План занятия:

I. Инструктаж по технике безопасности 5 минут

II. Работа под руководством преподавателя. 45 минут

Осуществление модернизации аппаратных средств.

III. Самостоятельная работа 130 минут

Краткие теоретические сведения и

Методические указания


Сканер

Сканер предназначен для ввода графической информации в компьютер чтением с листа. если информация текст, то она может быть распознана и введена в компьютер как текст.








Плоскостные сканеры представлены двумя основными группами:

  • планшетные, в которых механизм сканирования перемещает оптическую систему относительно неподвижного оригинала;

  • роликовые (протяжные), в которых механизм сканирования перемещает однолистовой оригинал относительно неподвижной оптической системы.


Корпус сканера

Корпус сканера должен обладать достаточной жесткостью, чтобы исключить возможные перекосы конструкции. Безусловно, лучше всего, если основа сканера представляет собой металлическое шасси. Однако корпуса большинства выпускаемых сегодня сканеров для дома и офиса, в целях снижения стоимости, полностью сделаны из пластмассы. В этом случае, необходимую прочность конструкции придают ребра жесткости.


Расположение основных функциональных узлов сканера

Осуществление модернизации аппаратных средств.


Внимание: все действия производить при выключенном питании ЭВМ.


  1. Демонтаж корпуса.

Для доступа к внутренним устройствам системного блока осуществить демонтаж корпуса. Достаточно снять левую боковую стенку корпуса.

    1. С помощью отвёртки извлечь винты на задней стенке корпуса.

    2. Движением на себя освободить боковую стенку из направляющих пазов корпуса.


  1. Знакомство с внутренней структурой системного блока.

    1. Определить местоположение системной (материнской) платы.

    2. Определить тип устройства управления сканером. Определить способ подключения его к общей шине ПК.

    3. Осуществить монтаж корпуса системного блока.


  1. Использование сканера.


    1. Запустить программу ABBYY Fine Reader;

    2. Положить в сканер страницу, которую необходимо распознать;

    3. Отсканировать документы, меняя параметры разрешения(300dpi, 600dpi), тип документа (градации серого, черно-белое), яркость;

    4. Распознать страницы или открыть и распознать графическое изображение. Проверить, что язык распознания установлен Русско-Английский (раскрывающийся список в панели задач). Результат распознавания появиться в окне Текст;

    5. Перед распознаванием программа проводит анализ логической структуры документа, выделяет области с текстом, картинками, таблицами и штрих-кодами. Области выделяются для того, чтобы указать системе, каким образом следует распознавать те или иные части изображения, и в каком порядке. Так воспроизводится исходное оформление документа;

    6. По умолчанию анализ документа в ABBYY FineReader выполняется автоматически. В сложных документах некоторые области могут быть выделены неправильно. Часто оказывается удобнее исправить только их, а не выделять все области заново. Для корректировки разметки можно воспользоваться инструментами ручной разметки областей, расположенными на панели инструментов окна Изображение. Распознать страницы исходя из содержимого (текст, картинка, таблица);

    7. В окне Текст можно проверить и отредактировать распознанный текст. Неуверенно распознанные символы будут выделены. Щелкнуть на кнопке Проверить в основном окне программы. Исправить неверно распознанные символы;

    8. Сохранить распознанные документы в папке Сканер на диске D. Тип файлов выбрать Документы (*.txt, *.odt, *.pdf), Рисунки (*.jpg, *.tiff).


Самостоятельная работа.


В качестве творческого отчёта о проделанной работе разработать мультимедийную презентацию по теме лабораторной работы. За основу содержания и названия слайдов использовать графический и текстовый материал данной работы.


Контрольные вопросы:


    1. В чём заключается принцип работы планшетного сканера?

    2. Какие типы сканеров вы знаете, их преимущества и недостатки?

    3. Какими параметрами характеризуются сканеры?

    4. Перечислить наиболее распространенные интерфейсы подключения планшетных сканеров.

    5. Перечислить и охарактеризовать этапы ввода документа с помощью программы FineReader?

    6. Какие типы блоков содержит программа FineReader?

    7. Какие графические форматы поддерживаются программой?

    8. В чем измеряется разрешение сканирования? Как разрешение влияет на качество отсканированного документа?

    9. Какие параметры настройки сканера необходимо устанавливать при работе?


Содержание отчёта

  1. Титульный лист по форме.

  2. Ответы на вопросы.

  3. Название и краткое содержание слайдов презентации.






Приложение


    1. Общие сведения


Сканер (Scanner) - устройство ввода в ЭВМ информации в виде текстов, рисунков, слайдов, фотографий на плоских носителях, а также изображения объемных объектов небольших размеров.

Сканирование представляет собой цифровое кодирование изображения, заключающееся в преобразовании аналогового сигнала яркости в цифровую форму. Такое получение цифрового изображения оригинала для ввода в компьютер называют оцифровкой (Digitizing) - В процессе оцифровки изображение разбивается на элементарные частицы - пиксели, каждому из которых соответствует определенный код яркости и цветового оттенка.


    1. Типы сканеров


      1. Планшетные сканеры


Планшетные сканеры используются для ввода графики и текста с носителей формата А4 или A3. В планшетных сканерах оригинал располагается на его рабочей поверхности неподвижно. Освещение оригинала производится стабилизированным по интенсивности источником, в качестве которого используют лампы с холодным катодом или флуоресцентные лампы. В качестве фотоприемника обычно используются ПЗС-линейки. Лампа, ПЗС (прибор с зарядовой связью, ССD) и оптическая система, направляющая на ПЗС световой поток, отраженный от оригинала, находятся на одной каретке и с помощью шагового механизма перемещаются вдоль оригинала.

К преимуществам планшетных сканеров следует отнести простоту использования, возможность сканирования, как плоских оригиналов, так и небольших трехмерных объектов.

Недостатками этого типа сканеров являются большая занимаемая площадь, сложность выравнивания оригинала с неровно размещенным на носителе изображением.


      1. Роликовые сканеры


Роликовые сканеры осуществляют сканирование оригинала при его перемещении по специальным направляющим посредством роликового механизма подачи бумаги относительно неподвижных осветителя и ПЗС-линейки.

Большинство роликовых сканеров офисного применения предназначены для работы с оригиналами формата А4. Однако существуют широкоформатные роликовые сканеры, обеспечивающие сканирование оригиналов форматов А1 и А0.

Преимущества роликовых сканеров определяются их компактностью, удобством подключения и пользования, автоматической подачей листов оригинала, удовлетворительной скоростью сканирования и низкой стоимостью.

Недостатки, связанны, с невозможностью без специальных приспособлений осуществлять сканирование сброшюрованных документов, книг, а также с опасностью повреждения оригинала.


      1. Барабанные сканеры


Барабанные сканеры позволяют получать изображения прозрачных или отражающих оригиналов с высокой степенью детализации. Оригинал в таких сканерах крепится на поверхность быстро вращающегося прозрачного барабана. Внутри него расположена оптическая система, фокусирующая проходящий через оригинал тонкий луч на призму, за которой находятся три датчика ФЭУ (фотоэлектронный умножитель), по одному на каждый базовый цвет. Барабанные сканеры не позволяют сканировать книги, переплетенные брошюры и т. п.


    1. Программы распознавания текстов


После обработки документа сканером получается графическое изображение документа (графический образ). Но графический образ еще не является текстовым документом. Человеку достаточно взглянуть на лист бумаги с текстом, чтобы понять, что на нем написано. С точки зрения компьютера, документ после сканирования превращается в набор разноцветных точек, а вовсе не в текстовый документ.

Проблема распознавания текста в составе точечного графического изображения является весьма сложной. Подобные задачи решают с помощью специальных программных средств, называемых средствами распознавания образов. Реальный технический прорыв в этой области произошел лишь в последние годы. До этого распознавание текста было возможно только путем сравнения обнаруженных конфигураций точек со стандартным образцом (эталоном, хранящимся в памяти компьютера). Авторы программ задавали критерий «похожести», используемый при идентификации символов.

Подобные системы назывались OCR (Optical Character Recognition — оптическое распознавание символов) и опирались на специально разработанные шрифты, облегчавшие такой подход. Естественно приходилось сталкиваться с произвольным и, тем более, сложным шрифтом, программы такого рода начинали давать серьезные сбои.

Алгоритмы распознавания могут давать разные результаты на разных документах. Например, упоминавшиеся выше системы OCR способны распознавать только стандартный специально подготовленный шрифт и дают на этом шрифте наилучшие результаты, которые не может превзойти ни одна, из более универсальных программ.

Современные алгоритмы распознавания текста не ориентируются ни на конкретный шрифт, ни на конкретный алфавит. Большинство программ способно распознавать текст на нескольких языках. Одни и те же алгоритмы можно использовать для распознавания русского, латинского, арабского и других алфавитов и даже смешанных текстов. Разумеется, программа должна знать, о каком алфавите идет речь.


    1. Программа FineReader


Программа FineReader выпускается отечественной компанией ABBYY Software. Эта программа предназначена для распознавания текстов на русском, английском, немецком, украинском, французском и многих других языках, а также для распознавания смешанных текстов.

Программа имеет ряд удобных возможностей. Она позволяет объединять сканирование и распознавание в одну операцию, работать с пакетами документов (или с многостраничными документами) и с бланками. Программу можно обучать для повышения качества распознавания неудачно напечатанных текстов или сложных шрифтов. Она позволяет редактировать распознанный текст и проверять его орфографию.

Процесс ввода документов с помощью программы ABBYY FineReader состоит из четырех этапов:

  • получение изображения (сканирование);

  • распознавание;

  • проверка и редактирование полученного текста;

  • сохранение результатов или отправка результатов по электронной почте.


Для того чтобы начать работу, необходимо передать в программу изображение документа. Получить изображение можно следующими способами:

  • отсканировать бумажный документ;

  • открыть файл изображения или PDF-документ;

  • сфотографировать текст.

Переданные в программу ABBYY FineReader изображения необходимо распознать, то есть преобразовать в текст. Прежде чем приступить к распознаванию, программа анализирует структуру всего документа и выделяет на изображениях области с текстом, картинками, таблицами, штрих-кодами. Области разных типов имеют различные цвета рамок.


- выделить зону распознавания;

- выделить область Текст;

- выделить область Картинка;

- выделить область Таблица.


Последовательность обхода областей определяется их порядковыми номерами. По умолчанию порядковые номера областей не отображаются в окне Изображение, а отображаются только в том случае, если пользователь выбрал функцию перенумерации областей. Можно выделить новую область, выбрав нужный инструмент на панели окна Изображение (рисунок).





Результат распознавания отображается в окне Текст. В данном окне неуверенно распознанные символы выделяются цветом.

Результаты распознавания можно сохранить в файл, передать в другое приложение, скопировать в буфер обмена или отправить по электронной почте в любом из поддерживаемых программой ABBYY FineReader форматов сохранения. Сохранить можно все страницы документа ABBYY FineReader или только выбранные.

На главной панели инструментов в выпадающем списке необходимо выбрать режим сохранения оформления документа.

Режимы сохранения оформления документа:

  • Точная копия - позволяет получить документ, оформление которого будет полностью соответствовать оригиналу. Рекомендуется использовать для документов сложного оформления, например, рекламных брошюр. Однако данный режим не предполагает внесения значительных правок в текст и оформление.

  • Редактируемая копия - позволяет получить документ, оформление которого может незначительно отличаться от оригинала. Документ, полученный с помощью данного режима, легко редактируется.

  • Форматированный текст - в полученном документе сохранятся начертание и размер шрифта, разбиение на абзацы, но не сохранится расположение объектов на странице и межстрочные интервалы. Таким образом, будет получен сплошной текст с выравниванием по левому краю. Для текста, в котором порядок чтения справа налево, выравнивание будет по правому краю.

  • Простой текст - в данном режиме форматирование текста не сохранится.

Список возможных режимов зависит от выбранного формата.


Чтобы отправить документ по электронной почте необходимо:

  • в меню Файл выбрать пункт Отправить по электронной почте → Документ. В открывшемся диалоге выбрать: формат, в котором следует сохранить документ, страницы документа, которые надо сохранить и отправить: все или только выделенные;

  • нажать ОК. В результате будет создано письмо с прикрепленным файлом (файлами), останется указать адресата и отправить письмо.

Возможно, отправить по электронной почте изображения страниц документа, для этого:

  • в меню Файл выбрать пункт Отправить по электронной почте → Изображения страниц. Выбрать формат, в котором следует сохранить изображения. Выбрать изображения страниц, которые надо отправить: все или только выделенные. Отметить Отправить только выбранные области, если необходимо отправить изображения только выделенных областей страницы. Отметить Отправить все страницы в одном файле, если хотите отправить изображения как многостраничный файл;

  • нажать ОК. В результате будет создано письмо с прикрепленным файлом (файлами), останется указать адресата и отправить письмо.






1 байт – объем памяти необходимой для хранения одного символа, 1 Кбайт = 1024 байта, 1 Мбайт = 1 Кбайт, 1 Гбайт = 1024 Мбайт. Таким образом 1 Гбайта достаточно для хранения  500 000 страниц простого текста.

2 время необходимое для чтения информации из ячейки памяти.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Технические средства информатизации. Практические работы

Автор: Дианов Валерий Павлович

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по теме "Технические средства информатизации""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_k_laboratorno_prakticheskim_zaniatiiam_po_teme_tekhn"
    ["file_id"] => string(6) "573422"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613546112"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Определение основных характеристик центрального процессора"
    ["seo_title"] => string(70) "opriedielieniie-osnovnykh-kharaktieristik-tsientral-nogho-protsiessora"
    ["file_id"] => string(6) "283204"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803858"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Подключение периферийных устройств к ПК. Установка драйверов на периферийные устройства"
    ["seo_title"] => string(97) "podkliuchieniie-pierifieriinykh-ustroistv-k-pk-ustanovka-draivierov-na-pierifieriinyie-ustroistva"
    ["file_id"] => string(6) "283206"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453804012"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация и осуществление учебно-методической работы"
    ["seo_title"] => string(68) "orghanizatsiia-i-osushchiestvlieniie-uchiebno-mietodichieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "297240"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456157212"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства