Просмотр содержимого документа
«Технология организации современного занятия»
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Методическая рекомендация
Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу обучающихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности обучающихся.
Эффективное проведение занятий зависитот организационных условий: дидактическое обоснованное планирование работы, знакомство с методическими указаниями, алгоритмами, рекомендациями.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая учащихся на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе анализируются все выполненные детьми работы и анализируются даже самые небольшие достижения. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности (групповой, индивидуальной и т.п.)
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала, определяются индивидуальные задания для обучающихся с опережением в развитии, объём и форма самостоятельной работы детей, разрабатывается краткий конспект занятия.
Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий обучающихся, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая обучающихся на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе анализируются все выполненные детьми работы и анализируются даже самые небольшие достижения.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности (групповой, индивидуальной и т.п.)
В педагогической деятельности педагог должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.
Формы организации занятия
Фронтальная работа - предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися для достижения ими общей познавательной задачи.
Групповая форма – обучающиеся на определенном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.
Составляющие групповой деятельности:
1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж педагога.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению задания.
4. Наблюдение педагога и корректировка работы группы и отдельных обучающихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение обучающихся о полученных результатах, общая дискуссия под руководством педагога, дополнения и исправления, дополнительная информация педагога и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы группы и в целом.
Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Работа в парах - общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед группой. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
Индивидуальное обучение, когда педагог обучает каждого обучающегося отдельно, когда существует непосредственный контакт с ребенком; возможность понять его, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей.
Наиболее распространенная структура занятия предполагает общее расположение частей занятия, это:
оргмомент (постановка цели, задачи);
сообщение нового материала;
применение новых знаний (упражнения);
проверка усвоения;
подведение итогов занятия.
Организационный момент предназначен для создания у обучающихся рабочей настроенности. Это требует от педагога творческого подхода, вариации различных приемов, поисков своеобразной формы, отвечающей содержанию занятия и собственного стиля педагогической деятельности:
предварительная организация группы (проверка внешнего состояния кабинета, организация внимания);
готовность педагога к занятию (наличие конспекта, плана занятия, наглядных пособий),
мобилизующее начало занятия;
актуализация знаний обучающихся.
Цель – это заранее спланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Цель ставится исходя из требований программы, что обучающийся должен знать и уметь к концу обучения по программе.
Необходимо определить основную дидактическую цель:
изучение нового материала,
закрепление ранее пройденного,
контроль за полученными знаниями,
комбинированное занятие.
Все цели: образовательные, развивающие, воспитательные – тесно связаны друг с другом. Важна правильная формулировка цели, тогда ее достижение будет легче тем, что дети поймут, чему должны научиться на занятии.
В отличие от цели, которые носят несколько общий характер, задачи занятия призваны детализировать ее, «разбить» на конкретные пути достижения:
образовательных задач:
развивающих задач:
воспитательных задач.
Тема занятия – это главный предмет излагаемых значений, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Как правило, тема занятия представляется в его заголовке.
Самостоятельная работа.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующая классификация самостоятельной работы:
по дидактическим целям (обучающие и контролирующие),
по уровню самостоятельности (по образцу, вариативные, творческие),
по степени индивидуализации (групповые, индивидуальные),
по форме выполнения и др.
Если никто, из обучаемых не может ответить на поставленный вопрос, им надо предложить наводящий вопрос. Если и в этом случае обучаемые не смогут дать правильный ответ или точную формулировку, то это должен сделать педагог.
Формы контроля могут делиться на индивидуальные и групповые: