Свободное программное обеспечение для 3D построений
Свободное программное обеспечение для 3D построений
На сегодняшний день существуют полноценные аналоги практически всех закрытых платных программ, в том числе и программ для трехмерных построений. В данной работе рассмотрены некоторые свободные программы для 3D построений, а именно GeoGebra 3D, Gnuplot, Wingeom и Poly.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Свободное программное обеспечение для 3D построений»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
РЕФЕРАТ
СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ 3D ПОСТРОЕНИЙ
Автор работы_______________________________________ Е. В. Соколова
Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль Математика. Информатика
Руководитель работы
канд. физ. мат. наук, доцент_______________________ Т. В. Кормилицина
Оценка __________
Саранск 2021
1 GeoGebra 3D
GeoGebra 3D – это свободная образовательная математическая программа, соединяющая в себе геометрию, алгебру и математические исчисления; является кроссплатформенной, то есть может быть установлена на различные операционные системы, такие как Windows, Linux, MacOS. Кроме того, есть возможность установить программу на смартфоны и планшеты, работающие под управлением операционных систем iOS и Android OS, а при необходимости — работать онлайн на сайте.
GeoGebra 3D – свободно-распространяемая (GPL) динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать «живые чертежи» в планиметрии, стереометрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т.д.) за счёт команд встроенного языка.
При запуске окно программы имеет вид, приведенный на рисунке 1.
Рисунок 1 – Интерфейс программы GeoGebra
Помимо привычной для большинства программ строки меню, в окне программы расположены Панель инструментов (1), Панель объектов (2), Область геометрических построений (3) и Строка ввода (4).Для открытия полотна 3D нужно перейти в строке меню вкладку вид и выбрать элемент «Полотно 3D» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Открытие полотна 3D
На Панели инструментов расположены различные инструменты для геометрических построений, разбитые на группы, о чем свидетельствует маленький треугольник в правом нижнем углу каждой кнопки на панели (Рисунок 4). При нажатии на него раскрывается выпадающее меню, из которого можно выбрать нужный инструмент. При построении различных геометрических объектов информация о них автоматически вносится в список на Панели объектов, а сами объекты отображаются в Области геометрических построений.
Рисунок 3 – Панель инструментов GeoGebra 3D
Построения в GeoGebra (3DwithJOGL2) также можно выполнять при помощи Строки ввода, используя команды встроенного языка. Для выполнения команды, её нужно ввести в Строку ввода и нажать клавишу Enter.
Пример. На ребрах параллелепипеда даны три точки A, B и C. Построить сечение параллелепипеда плоскостью ABC.
Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки A, B и C.
Рассмотрим некоторые частные случаи. Если точки A,B и C лежат на ребрах, выходящих из одной вершины (Рисунок 4), нужно провести отрезки AB, BC и CA, и получится искомое сечение – треугольник ABC.
Рисунок 4
Если точки A, B и C расположены так, как показано на рисунке 5, то сначала нужно провести отрезки AB и BC, а затем через точку A провести прямую, параллельную AB. Пересечения этих прямых с ребрами нижней грани дают точки E и D. Остается провести отрезок ED, и искомое сечение – пятиугольник ABCDE – построено.
Рисунок 5
Более трудный случай, когда данные точки A,B и C расположены так, как показано на рисунке 6. В этом случае можно поступить так, сначала построим прямую, по которой секущая плоскость пересекается с плоскостью нижнего основания. Для этого проведем прямую AB и продолжим нижнее ребро, лежащее в той же грани, что и прямая AB, до пересечения с этой прямой в точке M. Далее через точку M проведем прямую, параллельную прямой BC. Это и есть прямая, по которой секущая плоскость пересекается с плоскостью нижнего основания. Эта прямая пересекается с ребрами нижнего основания в точках E и F. Затем через точку E проведем прямую, параллельную прямой AB, и получим точку D. Наконец, проводим отрезки AF и CD, и искомое сечение – шестиугольник ABCDEF – построено.
Рисунок 6
2 Gnuplot
Gnuplot – это свободный инструмент для создания графиков. Поддерживается создание как двухмерных, так и трехмерных изображений.
Программа доступна для множества платформ – Linux, MS Windows, OSX и представляет собой утилиту командной строки, с собственным набором команд. Так же имеется возможность выполнять скрипты. Поддерживается вывод как непосредственно на экран, так и в файлы различных графических форматов.
Утилита очень удобна для визуализации и глубокого анализа различных научных данных. Встроенный скриптовый язык позволяет гибко задавать различные параметры визуализации.
Распространяется как в виде исходных кодов, так и в виде уже собранных пакетов и установочных файлов для различных операционных систем. В случае большинства дистрибутивов Linux программа доступна в репозиториях и устанавливается штатными средствами дистрибутива. Интерфейс программы показан на рисунке 7.
Рисунок 7 – Интерфейс Gnuplot
Для начала рассмотрим основные команды, которые будут актуальны практически каждый раз. Важный момент – все команды регистрозависимые, так что команда help будет понята утилитой, а вот Help – уже нет.
Основные команды:
- help – собственно помощь, богатая встроенная интерактивная справка, можно получать справку по конкретной команде, например help plot
- set xlabel «моя подпись для x» – задает подпись для оси абсцисс
- set ylabel «моя подпись для y» – задает подпись для оси ординат
- set xrange [min:max] – задает лимиты значений для оси абсцисс, после выполнения команды ось на графике будет размечена от min до max, значения графика не попавшие в этот диапазон будут отброшены. Этот параметр может быть полезен для фильтрации ненужных значений или же для визуального отодвигания начала и конца графика от краев изображения. В качестве min, max могут быть целочисленные значения, числа с плавающей запятой, а так же даты.
Если вместо конкретного значения указать * – значение будет вычисляться автоматически, на основе минимального/максимального значения в данных.
По умолчанию gnuplot использует режим [*:*] с автоматическим вычислением.
- set yrange [min:max] – аналогично xrange, только для оси ординат.
- plot – собственно команда построения графика, эта команда принимает обязательный аргумент — источник данных для построения графика, это может быть имя файла с исходными данными, либо же математическая формула.
Есть возможность, через запятую, задать несколько источников данных – тогда на одном «полотне» будут нарисованы несколько графиков, так же можно указывать дополнительные параметры – тип графика, параметры отрисовки. Об этом в примерах ниже.
set terminal – служебная команда, задает механизм вывода графика, по умолчанию вывод выполняется на экран (если доступна графическая оболочка), для переключения в режим записи в png файл следует выполнить команду set terminal png для возвращения в режим отображения на экране следует выполнить эту команду с иным аргументом:
Для Windows: set terminal windows
Для Linux: set terminal X11
Для OSX: set terminal aqua
Полный список доступных терминалов можно узнать, если просто выполнить команду set terminal
- set output «filename.png» – задает имя выходоного файла, в случае если выбран соответствующий режим в set terminal
- set key – эта команда, вместе с различными параметрами позволяет управлять «легендой» графика, наиболее используемые варианты применения:
set nokey – выключить отображение легенды
set key – включить ранее выключенное отображение легенды
set key title «подпись» – задает произвольную подпись к легенде
set key {left | right | center} {top | bottom | center} – комбинацией параметров можно задать расположение легенды
reset – сброс всех заданных параметров.
Пример. Результат выполнения следующих команд представлен на рисунке 8.
set parametric
set isosamples 50,10
set hidden
set key below
set title "Parametric Sphere"
set urange [-pi/2:pi/2]
set vrange [0:2*pi]
set ztics nomirror -1.0,0.25,1.0
set view 45,50
splot cos(u)*cos(v),cos(u)*sin(v),sin(u)
Рисунок 8 – Сфера в Gnuplot
3 Wingeom
Wingeom (Wgeomru) является геометрической программой и предназначена для создания точных, аккуратных, перемещающихся чертежей (2D-моделирование), трехмерных моделей (3D-моделирование), моделей неевклидовой геометрии (сферической и гиперболической), мозаик-паркетов. Интерфейс программы имеет следующий вид, приведенный на рисунке 9.
Рисунок 9 – Интерфейс Wingeom
Программа Wingeom обладает возможностями:
1) создавать точные, аккуратные модели плоских и пространственных фигур: с использованием координат точек (вершин) фигуры; заданием готовых фигур; удалением элементов из готовой фигуры; добавлением элементов к готовой фигуре; создание сечений пространственных фигур.
2) трансформировать готовые изображения: способ изменения изображения (дискретный, непрерывный); вид изображения пространственных фигур (в центральной проекции, параллельной проекции, ортогональной проекции); перемещение фигуры (удаление, приближение, наклон, вращение, смещение); анимация;
4) производить необходимые измерения: длина отрезка; величина угла в градусах; площадь многоугольника; периметр многоугольника; отношение длин отрезков; координаты точки; величина двугранного угла; величина (в стерадианах) многогранного угла; длина дуги окружности; длина окружности; площадь круга; площадь сечения многогранника; радианная мера угла; объем шара; объем конуса; вычисление значений выражения, составленного с помощью арифметических действий и стандартных функций;
6) работать с текстом и обозначениями точек: ввод и удаление текста и обозначений; редактирование текста и обозначений (цвет, тип шрифта, размер шрифта); привязка текста (к фигуре, к рамке);
7) сохранять историю создания модели;
8) показать построение модели в медленном режиме (презентация);
9) использовать макрос (макро-построения).
Чтобы открыть ранее созданный файл, запустите программу, выберите подпрограмму (2D, 3D и т.д.), используйте пункты «Файл» – «Открыть». Для вращения пространственной модели используйте клавиши управления курсором. Приближать и удалять фигуру можно с помощью клавиш Page Up и Page Down.
Пример построения в Wingeom представлен на рисунке 10. В этом примере демонстрируется использование данной программы для решения задания из школьного учебника по геометрии.
Рисунок 10 – Пример решения задания в Wingeom
4 Poly
Poly – программа для исследования многогранных поверхностей. Программа может показать многогранные поверхности тремя главными способами:
• как трехмерное изображение,
• как плоская, двумерная развертка,
• как топологическое вложение в плоскость.
Создано компанией Pedagoguery Software. Лицензия условно бесплатная.Язык интерфейса:английский.
Трехмерные изображения могут в интерактивном режиме вращаться, сворачиваясь/разворачиваясь. Физические модели могут быть произведены, если распечатать плоские двумерные развертки, разрезать по периметру, свернуть по краям, и склеить лентой вместе соседние грани.
Рисунок 11 – Интерфейс программы Poly
Poly Pro включает все особенности Poly и добавляет способность экспортировать многогранные модели, используя стандартные 3d форматы файлов (DXF, STL, 3DMF). С программой Poly Pro Вы можете также экспортировать вращающиеся многогранники как анимационные файлы GIF. Статические изображения могут экспортироваться как GIF или PCX файлы.
Программа позволяет:
а) исследовать и строить различные многогранники и их развертки;
б) перемещать и вращать многогранные тела;
в) распечатать развертки, которые можно вырезать и сложить для получения трехмерных моделей;
г) создавать Платоновы тела (тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр), Архимедовы тела (усеченный тетраэдр, кубооктаэдр, усеченный куб, и многое другое), призмы и антипризмы (треугольные, пятиугольные, шестигранные и т.д.);
д) генерировать Джонсона тела и многое другое.
Пример. Развертка многогранника. На рисунке 12 изображен процесс создания развертки, а на рисунке 13 представлена готовая развертка многогранника.
Рисунок 12
Рисунок 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
КомпьютерПресс [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://compress.ru
Копилка уроков – сайт для учителей [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. cyberlenica.ru
Учительский портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.uchportal.ru/
Фунтиков, Р. А. Обзор и сравнительный анализ динамических сред «Живая математика», «Математический конструктор» и «GeoGebra» / Р. А. Фунтиков. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 33 (219). – С. 8-11. – URL: https://moluch.ru/archive/219/52350/ (дата обращения: 23.10.2021).