kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы коррекции дезадаптации детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра по педагогике по теме:"Способы коррекции дезадаптации детей"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы коррекции дезадаптации детей»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»



Брошюра

«Способы коррекции школьной дезадаптации»





Подготовила

студентка Ш-31 группы

Власова Анастасия

Преподаватель

Гордиенко М.Д.

Ейск, 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Как выявить школьную дезадаптацию? 4

Причины дезадаптации ребёнка в школе 5

Последствия дезадаптации в школе 6

Коррекция школьной дезадаптации 7

Диагностики на выявление дезадаптации 7

1. Методика «Градусник» 8

2. Методика «Солнце, тучка, дождик» Ошибка! Закладка не определена.

Диагностика на определение потребностей и интересов ребенка 9

1. Методика оценки, сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой 9

Игры и упражнения на мотивацию ребенка 10

1. Игра «Шифровальщики» 10

2. Упражнение «Добрые животные» 10

Упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка 11

1. «Я очень хороший» 11

2. «Скажи Мишке добрые слова» 11

Профилактика дезадаптации в школе 12





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптация - формирование приспособительных реакций организма при действии неблагоприятных и обычных факторов.

В школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые знакомства, меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.

Целью данной брошюры является профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.

Задачи:

- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения;

- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.

Профилактика школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка.

Брошюра предназначена для родителей первоклассников, а также классного руководителя и педагога-психолога.









Школьная дезадаптация - это нарушение адекватных механизмов адапатции ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и возаимоотношения с окружающим миром.







Как выявить школьную дезадаптацию?

Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.

1. Когнититвный. Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе. Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.

2. Эмоционально – оценочный. Ученик бурно проявляет свои эмоции, которые вызваны чувством страха и тревоги по отношению к урокам, педагогам, локациям школы.

3. Поведенческий. Характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.

4.Соматический. Связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.

5. Коммуникативный. Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью.


Причины дезадаптации ребёнка в школе

  • недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;

  • низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);

  • поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;

  • влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;

  • влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;

  • социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;

  • любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);

  • неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).

Последствия дезадаптации в школе

Уровни развития школьной дезадаптации:

I. Поведенческий

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;

  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;

  • неусидчивость;

  • резкие перепады настроения;

  • быстрая утомляемость;

  • тяжелое пробуждение и засыпание и др.

II. Психологический

Если ребёнок не получает помощи, его психика начинает защищаться. Он становится нелюдимым, отказывается выполнять требования учителя, агрессивно ведёт себя с окружающими. Нарушения сна перерастают в бессонницу, пропадает аппетит. Ребёнок замыкается в себе не только в школе, но и дома.

III. Физиологический

Все окружающие испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать. Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.



Коррекция школьной дезадаптации

  • Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.

  • Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

  • Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей. Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи.

  • Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.

  • Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.

  • Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.

Диагностики на выявление дезадаптации

  1. Методика «Градусник»

Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость,отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета.

2. Методика «Солнце, Тучка, дождик»

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.



Диагностика на определение потребностей и интересов ребенка
  1. Методика оценки, сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.





Игры и упражнения на мотивацию ребенка
  1. Игра «Шифровальщики»

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

  1. Упражнение «Добрые животные»

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка
  1. «Я очень хороший»

Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

  1. «Скажи Мишке добрые слова»

Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.







Профилактика дезадаптации в школе

Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру. Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.



Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:



  • психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;

  • родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);

  • педагог помогает ребёнку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы коррекции дезадаптации детей

Автор: Власова Анастасия Владимировна

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Способы коррекции дезадаптации детей"
    ["seo_title"] => string(40) "sposoby_korrektsii_dezadaptatsii_detei_1"
    ["file_id"] => string(6) "596081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640379278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Программа по коррекции дезадаптации интеллектуально одаренных детей  дошкольного  возраста "
    ["seo_title"] => string(101) "proghramma-po-korriektsii-diezadaptatsii-intielliektual-no-odariennykh-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223237"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437447585"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Брошюра "Способы коррекции школьной дезадаптации""
    ["seo_title"] => string(54) "broshiura_sposoby_korriektsii_shkol_noi_diezadaptatsii"
    ["file_id"] => string(6) "373411"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482726788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи."
    ["seo_title"] => string(129) "ispol-zovaniie-mietoda-mniemotiekhniki-v-korriektsii-kommunikativnoi-kompietientnosti-u-dietiei-s-obshchim-niedorazvitiiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "253997"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447688705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Межличностные отношения детей с ОВЗ""
    ["seo_title"] => string(39) "mezhlichnostnye_otnosheniia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "533115"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577014453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства