Просмотр содержимого документа
«Способы коррекции дезадаптации детей»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
Брошюра
«Способы коррекции школьной дезадаптации»
Подготовила
студентка Ш-31 группы
Власова Анастасия
Преподаватель
Гордиенко М.Д.
Ейск, 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Как выявить школьную дезадаптацию? 4
Причины дезадаптации ребёнка в школе 5
Последствия дезадаптации в школе 6
Коррекция школьной дезадаптации 7
Диагностики на выявление дезадаптации 7
1. Методика «Градусник» 8
2. Методика «Солнце, тучка, дождик» Ошибка! Закладка не определена.
Диагностика на определение потребностей и интересов ребенка 9
1. Методика оценки, сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой 9
Игры и упражнения на мотивацию ребенка 10
1. Игра «Шифровальщики» 10
2. Упражнение «Добрые животные» 10
Упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка 11
1. «Я очень хороший» 11
2. «Скажи Мишке добрые слова» 11
Профилактика дезадаптации в школе 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптация - формирование приспособительных реакций организма при действии неблагоприятных и обычных факторов.
В школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые знакомства, меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.
Целью данной брошюры является профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Задачи:
- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения;
- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.
Профилактика школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка.
Брошюра предназначена для родителей первоклассников, а также классного руководителя и педагога-психолога.
Школьная дезадаптация - это нарушение адекватных механизмов адапатции ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и возаимоотношения с окружающим миром.
Как выявить школьную дезадаптацию?
Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.
1.Когнититвный. Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе. Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.
2. Эмоционально – оценочный. Ученик бурно проявляет свои эмоции, которые вызваны чувством страха и тревоги по отношению к урокам, педагогам, локациям школы.
3. Поведенческий. Характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.
4.Соматический. Связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.
5. Коммуникативный. Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью.
Причины дезадаптации ребёнка в школе
недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;
низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;
влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);
неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).
Последствия дезадаптации в школе
Уровни развития школьной дезадаптации:
I. Поведенческий
Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:
невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
неусидчивость;
резкие перепады настроения;
быстрая утомляемость;
тяжелое пробуждение и засыпание и др.
II. Психологический
Если ребёнок не получает помощи, его психика начинает защищаться. Он становится нелюдимым, отказывается выполнять требования учителя, агрессивно ведёт себя с окружающими. Нарушения сна перерастают в бессонницу, пропадает аппетит. Ребёнок замыкается в себе не только в школе, но и дома.
III. Физиологический
Все окружающие испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать. Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.
Коррекция школьной дезадаптации
Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.
Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.
Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей. Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи.
Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.
Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.
Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.
Диагностики на выявление дезадаптации
Методика «Градусник»
Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость,отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета.
2. Методика «Солнце, Тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
Диагностика на определение потребностей и интересов ребенка
Методика оценки, сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
Игры и упражнения на мотивацию ребенка
Игра «Шифровальщики»
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:
Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.
Упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка
«Я очень хороший»
Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
«Скажи Мишке добрые слова»
Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.
Профилактика дезадаптации в школе
Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру. Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.
Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:
психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;
родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);
педагог помогает ребёнку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.