Создание условий для выбора профессии воспитанника детского дома
Создание условий для выбора профессии воспитанника детского дома
модель идеального
Модель идеального выпускника является своеобразной целью - для работников детского дома. Понимая, что каждый момент взаимодействия с ребeнком (запланированный или спонтанный) обязательно имеет свой результат, мы стремимся к чeткому осознанию: что мы делаем, чего хотим добиться, что получаем в реальности и, самое главное, насколько это соответствует цели. Другими словами, любой момент взаимодействия должен иметь свою цель.
С момента поступления в детский дом ребенок проходит -месячный адаптационный период, во время которого изучается (уточняется) состояние его здоровья (физического и психического), соответствие уровня интеллектуального развития учебному заведению; комфортность в новой социальной среде и др.
По окончании адаптационного периода проводится психолого-медико-социально-педагогический консилиум, который определяет рекомендации по
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий для выбора профессии воспитанника детского дома »
Создание условий для правильного выбора профессии воспитанников детского дома.
Основа воспитания индивидуальный подход к каждому ребенку. Практическая реализация развития детского дома как целостной системы затрагивает все основные направления его деятельности: охранно-защитное, развивающее, корректирующее, диагностическое, системно-организующее, коммуникативное, воспитательное, проектирующее, методическое и т. д.
Цель личностно-ориентированного воспитания – изучить, раскрыть индивидуальность ребeнка, а затем определить условия, в которых эта индивидуальность будет развиваться наиболее оптимально.
Каждый ребенок уникален, располагает собственным опытом, имеет исходный (к моменту поступления в детский дом) уровень психического и физического развития. Специалисты служб сопровождения детского дома (медицинской, психологической, педагогической и социальной) осуществляют изучение всех сторон личности воспитанника с первого дня его пребывания в детском доме. Таким образом они накапливают банк данных о формирующейся индивидуальности воспитанника.
l признание индивидуальности, самобытности каждого ребeнка, наделeнного своим неповторимым субъективным опытом, являющегося личностью, ценной для общества;
l научный подход к организации процесса сопровождения ребeнка;
l применение сберегающих здоровье технологий;
l разумный баланс физического и умственного труда;
l создание условий, максимально приближенных к домашним;
l уважение и соблюдение прав и интересов ребeнка.
Сотрудники детского дома четко представляют, каким должен стать в процессе воспитания на рубеже своей новой самостоятельной жизни выпускник детского дома:
– имеет базовое образование, соответствующее уровню интеллектуального развития;
– получает профессиональную подготовку и трудоустройство;
– владеет навыками культурного общения, социально адаптирован;
– обеспечен жильeм, предметами первой необходимости, имеет счeт в банке;
– ведeт здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдает гигиену.
Модель идеального выпускника является своеобразной целью - для работников детского дома. Понимая, что каждый момент взаимодействия с ребeнком (запланированный или спонтанный) обязательно имеет свой результат, мы стремимся к чeткому осознанию: что мы делаем, чего хотим добиться, что получаем в реальности и, самое главное, насколько это соответствует цели. Другими словами, любой момент взаимодействия должен иметь свою цель.
С момента поступления в детский дом ребенок проходит -месячный адаптационный период, во время которого изучается (уточняется) состояние его здоровья (физического и психического), соответствие уровня интеллектуального развития учебному заведению; комфортность в новой социальной среде и др.
По окончании адаптационного периода проводится психолого-медико-социально-педагогический консилиум, который определяет рекомендации по воспитательной, лечебно-профилактической, социальной, психологической деятельности с ребенком.
Согласно концепции детского дома воспитательный блок включает комплексные направления, ориентированные на коррекцию, реабилитацию личностных характеристик воспитанников, приобретение ими базовых жизненных установок. Работа строится по принципу «погружения» в то или иное тематическое направление в течение всего дня.
Направления работы соответствуют поставленным целям и задачам детского дома, особенностям его статуса.
Оформляется карта индивидуального сопровождения, целью которой является координация воспитательного воздействия на ребенка.
Воспитатели учитывают, что в детский дом приходят не просто дети, а дети-личности со своим миром чувств и переживаний, и используют в работе такие методы и приемы, которые позволяют ребенку ощутить себя личностью, почувствовать внимание, уважение и доброжелательность окружающих лично к нему.
Воспитанник имеет свое место в спальне, в столовой, у него есть свои личные вещи, которые никто не может взять без его разрешения. Одеваем детей индивидуально, с учетом современной моды и их вкуса.
Каждый ребенок празднует свой день рождения в своей «семье», приглашает друзей, получает подарки, ему накрывают стол и пекут пирог, который потом украшают свечами. Все это укрепляет ребенка в мысли о его личной значимости в коллективе своей «семьи» и детского дома.
Очень корректно и взвешенно мы подходим к выбору учебного заведения, в котором воспитанник получает образование и профессиональную подготовку. К сожалению, в детский дом все чаще поступают дети с нарушением интеллекта, что ограничивает выбор профессии.
В стенах детского дома ребята получают допрофессиональную подготовку в мастерских – в швейной и столярной; занимаются в кружках художественного рукоделия, а также в кружке вокала и в драматическом кружке; участвуют в Спартакиадах; посещают тренажерный зал.
В интересах всестороннего развития личности ребенка эффективно используется воспитательное и развивающее пространство нашего города: ребята посещают Ледовый дворец, бассейн учатся в школе искусств, занимаются бальными танцами, Вокальную студию, изостудию.
Все это расширяет возможности реализации разнообразных творческих способностей детей, позволяет выбрать дело по душе.
Личностно-ориентированная модель в нашем понимании – это вариант практической деятельности педколлектива, который невозможен без главного – без любви к ребенку, без интереса к его личной судьбе, которая может сложиться самым положительным образом благодаря нашим стараниям.
Разработана и реализуется программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, ориентированная на личностно-значимые технологии воспитания детей. Программа объединяет практически все направления деятельности педагогического коллектива по формированию всесторонне развитой личности.
Для обеспечения комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка в воспитательном процессе создана и успешно работает психолого-медико-педагогическая служба, организационно оформленная как консилиум.
На основе комплексной диагностики на каждого ребенка заводится карта индивидуального развития.
В реализации индивидуальных программ воспитания применяются идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого воспитанника и воспитателя, вера в собственные силы; ориентация на значимые личностные и общечеловеческие ценности.
Кроме того, хорошие результаты дает – «методика коллективной творческой деятельности», которая предусматривает сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности. Эмоциональную насыщенность, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема вызывают традиционные праздники, которые готовят взрослые и дети совместно: день рождения детского дома, дни рождения детей, день первоклассника, Масленица, Новый год, выпуск из детского дома и т. д
Хорошие результаты в период адаптации ребенка в детском доме могут дать такие педагогические приемы, как «гиперопека». В случае, когда ребенок вовремя не вернулся из школы или просто отпросился до определенного времени и опаздывает, моделируется ситуация общей озабоченности, волнения, участия, но виновника не упрекают, не ругают, а показывают чувство тревоги, возникающее из-за его отсутствия: «Мы так переживаем, волнуемся, не случилось ли чего! Ведь в детском доме не принято опаздывать!»
Помогает в установлении контактов с детьми, поступившими в детский дом, такой прием, как «гипердоверие»: «Я тебе доверяю, уверена, что ты не подведешь, выполнишь точно в срок то, что обещаешь». Обычно ребенок ценит такое уважение к нему и старается не подвести взрослого.
Такие приемы, такое отношение к ребенку повышает его самооценку, доказывает, что с ним считаются, учитывают его личные интересы и потребности.
Стараясь избежать формирования склонности к моральному и материальному иждивенчеству, которые часто встречаются у воспитанников интернатных учреждений, в течение всего времени пребывания в детском доме проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к труду.
В распределении домашнего труда учитывается состояние здоровья, возраст, пожелания детей и их жизненный опыт для того, чтобы дети не только закрепляли общетрудовые навыки, но и получали удовлетворение от сделанного, проявляли инициативу и самостоятельность.
Ежегодный углубленный медосмотр позволяет врачу составлять индивидуальный план лечебно-оздоровительной работы на год с каждым воспитанником, который неуклонно выполняется. Кроме лечения хроников и заболевших детей, проводятся курсы оздоровительных мероприятий: массаж, физиотерапия и т.д.
Мониторинг физического здоровья отражается в «карточке здоровья», куда дважды в год заносят данные о росте, весе, артериальном давлении, об уровне гемоглобина в крови и т .п.
В детском доме применяется гибкий режим дня для больных, ослабленных детей и малышей (дневной сон, диета, дополнительные прогулки на свежем воздухе и др.).
Личностно-ориентированное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает воспитание правовой культуры, умение пользоваться льготами государства.
Защиту имущественных и личных прав воспитанников осуществляет социальная служба детского дома. Для защиты вышеупомянутых прав воспитанников социальными педагогами детского дома проводится кропотливая работа.
«Мы все разлетимся, друзья,
И каждый с порога оглянется,
Но дружная наша семья
С тобой и со мною останется».
И это не просто красивые слова, а принцип работы детского дома с нашими выпускниками. Социальная семья детского дома является для них семьей и после выпуска, поэтому наши выпускники, возвращаясь из армии и т.д. уверены, что здесь им будут рады и примут как родных. Выпускники дружат, общаются друг с другом, помогают друг другу. Мы тоже по возможности оказываем им моральную и материальную поддержку.
И все-таки, несмотря на сохранение связи с выпускниками, с годами она ослабевает. И мы рады этому факту, значит, дети стали вполне самостоятельными, сформировались как личности и могут обходиться без нашей помощи и поддержки. А это и есть главный результат нашей работы