Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
« Семья и семейные ценности»
Провела:
Воспитатель
Смирнова Ю.А.
Суворов, 2022год
«Семья и семейные ценности».
Цель:
Формировать у подростков представления о нравственных ценностях семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь.
Задачи:
Образовательные:
-Раскрыть понятие «Счастливая семья», «Семейные ценности»
-Учить составлять рассказ о семье
Коррекционно-развивающие:
-расширить кругозор
-развивать коммуникативные качества, умение работать в коллективе.
-развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
-развивать память, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к семье, уважительное и заботливое отношение к родным и близким.
Оборудование: компьютер; презентация; «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; пословицы; высказывания В. Сухомлинского о семье.
Ход занятия
Оргмомент: Здравствуйте дети.
Сообщение темы.
Воспитатель: Сегодня мы снова собрались все вместе, чтобы поговорить на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А тему я предлагаю угадать Вам самим.
По загадкам прошу отгадать тему Кл. часа. (1-2 слайд)
1. Кто на кухне с поварёшкой,
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее,
И кому в семье почёт? (бабушка)
2. С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)
3. Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
4. Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - … (папа)
5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
Воспитатель: Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, как их можно назвать одним словом, когда все живут вместе? Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего занятия?
- (тема: «Семья»). Правильно ребята, молодцы.
3. Основная часть.
Воспитатель: Наше занятие посвящено – «Семье и семейным ценностям». (3-4 слайд)
Сегодня на занятии вы познакомитесь с семенными ценностями, изучите правило счастливой семьи, будите строить дом, в котором должна жить счастливая дружная семья.
(на слайде появляются слова В.А. Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»). (читать вслух)
- Что такое добро? Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро светлое и приятное чувство, сравнимое с кусочками счастья. Какое добро должно быть в семье (помогать друг другу, любить, уважать, доверять)
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
- Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (5 слайд)
- Какая семья называется счастливой? Там, где добро, уважение, взаимопонимание, любовь, доверие.
- Что такое семейные ценности? Что нужно ценить в семье? (добро, любовь, уважение, взаимную помощь. Это и есть семейные ценности
Я бы хотела познакомить вас с новым словом - сострадание. Как вы понимаете? Переживание за другого.
- А для начала мне бы хотелось узнать, какие самые запоминающиеся события из вашей жизни Вам запомнились лучше всего в семье, когда вы чувствовали себя счастливыми?
Воспитатель:
- Кто из вас был самым внимательным во время рассказов и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?
Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя, уважение, любовь.
Значит, главное в семье уважение взаимовыручка, взаимопонимание, дружба, сострадание.
Ученики: «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».(6- 7слайд)
Воспитатель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»? приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Физкультминутка: Раз мы встали распрямились
Два согнулись, наклонились
Три руками три хлопка
А четыре под бока
Пять руками помахать
Шесть на место сесть опять.
Воспитатель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).
- Сейчас я прочитаю вам одну легенду
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».
Воспитатель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?
(Доверие, взаимопонимание, уважение)
- (высказывания детей)
Воспитатель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (7 слайд)
Воспитатель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (7 слайд)
(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
4.Работа в группах.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам собрать пословицу о семье.
Вся семья вместе (так и душа на месте) (8 слайд)
В семье разлад, так и дому не рад.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, можно например Ваши классы назвать семьёй? Или нашу школу?
(ученики: высказывают свои мнения).
Воспитатель: Верно, Ваши классы, да и всю нашу школу можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать? (9 слайд)
Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 2 бригады и выбрать прораба (учащиеся распределяются).
Воспитатель: Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием. (учащиеся выполняют рукопожатие).
(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).
Прораб расскажет нам « Технику безопасности» » в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»…
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».
- «Дом» – это…крепость, очаг, любовь, помощь друг другу, взаимопонимание.
Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это бабушка. Дедушка, мама, папа, сёстры, братья.
(на подготовку 5 - 10 минут)
Воспитатель: Все бригады готовы, осталось только построить дом. (9 слайд)
Воспитатель: Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова.
Воспитатель: один из бригады зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
Воспитатель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.
Ученики II бригады: один ребёнок из бригады зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
Воспитатель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб»
Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие, сострадание.
Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
5. Подведение итогов
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
- Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии?
А что значит семья? Без кого не может быть семья? (без мамы, папы, бубушки и тд.) Чем она скреплена? (дружбой, любовью, заботой, состраданием)
Это семь я.
Что на свете всего дороже? (10-11слайд)
Без чего не может быть семья?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй
Что такое семейные ценности?
Стихотворение в исполнении:
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Воспитатель: В конце нашего занятия ребята я хочу поблагодарить вас за работу и активное участие ,давайте с вами встанем, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Я желаю вам на будущее:
- Свято храните честь своей семьи.
- Будьте внимательными, чуткими, всегда готовыми прийти на помощь членам своей семьи.
- Дарите родителям радость
- Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам вашей семьи.
- Жизнь – это дорога, полная испытаний, будьте готовы с честью пройти её.- Чтоб у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.