Данная разработка предлагает подборку простых схем самолетов Второй мировой войны, выполненные из гофро картона или пенопластовых плит. Это уменьшенные модели известных самолетов как Советского, так и немецкого производства. С данными моделями могут справиться обучающие 3-4 года обучения в объединении НТМ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самолеты Великой Отечественной войны.»
7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
города Каменск-Шахтинский
Принято на методическом совете
протокол № ___от ___________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
САМОЛЕТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Приложение к программе «Умелые руки»
(Для педагогов дополнительного образования НТМ)
Педагог дополнительного образования
I категории Шемонаева Е.А.
2017-2018 уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ
1
Пояснительная записка
2
2
Самолеты Второй Мировой войны. Беседы.
3
А. Истребитель ЯК-7
3
Б. Истребитель И-16
4
В. Пикирующий бомбардировщик Пе-2
5
Г. Разведчик Focke-wulf FW.189
6
Д. Истребитель Messerschmitt Bf.109
7
3
Методические рекомендации
8
4
Источники информации, полезные ресурсы, литература
10
5
Приложение. Шаблоны, сборка самолетов
11
Пояснительная записка
Если человек увидел однажды сон, где он летал, желание повторить это в реальной жизни не оставит его никогда. Осуществить мечту можно, попросту будучи пассажиром самолета, или получив соответствующее образование, чтобы в дальнейшем сидеть за штурвалом, или став величайшим авиаконструктором.
Сегодня бумажные самолеты делают не только дети, но и серьезные авиастроительные компании - инженеры и дизайнеры. Бумажные модели самолетов всех типов популярны во многих странах. Card — моделирование в Европе охватывает диапазон от простых, сложенных из бумаги моделей, до сложных трехмерных моделей современных лайнеров.
Моделирование позволяет освоить множество различных специальностей, довести своё терпение до совершенства и главное - научиться здраво рассуждать.
Данная разработка предлагает подборку простых схем самолетов Второй мировой войны, выполненные из гофро картона или пенопластовых плит. Это уменьшенные модели известных самолетов как Советского, так и немецкого производства. С данными моделями могут справиться обучающие 3-4 года обучения в объединении НТМ.
К каждой модели предоставлены шаблоны и краткая, минимальная информация, которую педагог может использовать при подготовки к занятию и для беседы с детьми. В зависимости от подготовленности группы, дополнительную, более расширенную информацию, педагог может получить в интернете или не сайтах, указанных в источниках информации.
Использовать разработку более всего уместно накануне празднования Дня Победы, но она актуальна и в другое время, на усмотрение педагога.
Цель написания разработки: пополнить копилку педагогов дополнительного образования НТМ схемами простых моделей самолетов для изучения темы авиа моделирования.
Выполняя эту работу, педагог ставит перед собой задачу:
- познакомить учащихся с историей авиастроения;
- развивать у ребенка мелкую моторику рук;
- учить основам конструкторского мышления.
Реалистичные 3d модели самолетиков помогут собрать коллекцию моделей из бумаги и картона. А так же могут использоваться для активной игры.
Самолеты Второй Мировой войны
Боевые самолёты — хищные птицы неба. Вот уже более сотни лет они блистают в войнах и на авиа шоу. Согласитесь, сложно оторвать взгляд от современных многоцелевых аппаратов набитых электроникой и композитными материалами. Но в самолётах времён Второй мировой войны есть что-то особенное. То была эпоха великих побед и великих асов, который сражались в воздухе, глядя друг другу в глаза. Инженеры и авиаконструкторы из разных стран придумали множество легендарных самолётов.
Военный самолеты СССР всегда, особенно во время и после Второй мировой войны, славились своим техническим потенциалом. Боевая авиация стала одной из главных ударных сил. Несмотря на то, что в первые часы войны почти 900 советских самолетов были сожжены врагом на аэродромах, СССР удалось в короткие сроки выбиться в лидеры по количеству авиатехники.
Истребитель ЯК-7
Як-7 – советский одномоторный истребитель ВО войны. Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны на основе Як-7УТИ конструкции Александра Сергеевича Яковлева. Стране не хватало самолетов, и инженеры сделали из учебного самолета боевой истребитель. Производился с 1941 года по 1944. Всего было построено 6399 самолетов. К концу 1942 года стал усиленными темпами заменятся на более совершенный Як-9, ставший впоследствии самым массовым советским истребителем ВО войны. На Як-7 было установлено вооружение: одна пушка ШВАК, два синхронных пулемета ШКАС, подвески для шести реактивных снарядов РС-82, установлена бронеспинка, снят фото-кинопулемет, непротектированые бензобаки заменены протектированными, демонтировано оборудование и управление из задней кабины инструктора, после чего она могла быть использована для переброски грузов, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака и для других целей. По летным данным и маневренности самолет, названный Як-7А, несколько уступал Як-1, который был почти на 300 кг легче, но вполне мог соперничать с Мессершмиттом Bf.109.
Истребитель И-16
И-16, «истребитель шестнадцатый», «ястребок» - советский поршневой истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный авиаконструктором Николаем Поликарповым. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимися шасси. Самолет производился с 1934 по 1942 годы. Было выпущено более 10 000 машин. И-16 принял участие в гражданской войне в Испании, второй японо-китайской войне, боях у озера Хасан, в советско-японском конфликте на Халхин-Голе, в советско-финской и Второй Мировой войне. А самые последние И-16 были сняты с вооружения испанской армии в 1953 году! К началу ВО войны И-16 уже устарел, но принял на себя первый удар фашистских войск. Пилотируемый опытными летчиками, успешно противостоял в бою новым вражеским истребителям. Превосходя противника в горизонтальном маневре, истребители и-16 были приемлемыми самолетами для обороны в начальный период войны и составляли основу истребительного парка СССР до появления новых моделей советских самолетов. Именно на «Ишачках», как их называли сами летчики, в начале войны сражались такие известные советские асы, как дважды Герои Советского Союза Алелюхин, Ворожейкин, Камозин, Герои Советского Союза Голубев, Талалихин, Цоколаев и другие.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пе-2, «Пешка» - советский пикирующий бомбардировщик времен Второй мировой войны. Самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР. Разработан в специальном КБ НКВД СКБ-29, во главе с Петляковым В.М., в середине 1938 года. Двухмоторный трехместный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и двухкилевым оперением. Было выпущено более 11 000 бомбардировщиков, последние из них были сняты с вооружения в 1954 году. На Пе-2 впервые в СССР было применено электрическое управление многими механизмами. Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени. Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток. В бою с истребителями Пе-2 был не самой легкой мишенью, в случае правильного построения звена экипажи бомбардировщиков могли вести эффективный оборонительный огонь. На Пе-2 сражалось множество советских летчиков, ставших Героями Советского Союза, таких как Василий Иванович Раков, Иван Семенович Полбин, Федор Павлович Литвинов и многие другие.
Разведчик Focke-wulfFW.189
Фокке-Вульф Fw.189 («Flugauge» - «Летающий глаз» или «Uhu» - Филин) – двухмоторный двухбалочный трехметный разведывательный самолет. Первый полет совершил в 1938 году, начал использоваться в 1940, производился до 1944 года. Главный конструктор Курт Танк. Построено около 850 самолетов. Основное применение получил в военных действиях против СССР. В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолет интенсивно использовался на Восточном фронте, где значительно преуспел как тактический разведчик и авиакорректировщик. Также Fw.189 применялся против советских партизан в Белоруссии и на Украине. У советских солдат существовала примета: «прилетела «рама» - жди бомбардировщиков» так как по обнаруженным целям сразу ниносился бомбовый удар. Несмотря на хрупкий вид и низкую скорость, «Филин» обладал хорошей маневренностью и был сложной целью для истребителей. Пилот самолета мог легко уклониться от атаки, осуществляя горизонтальные маневры за которыми не могли следовать быстрые и тяжелые истребители. А благодаря великолепному обзору и большим секторам обстрела воздушные стрелки разведчика имели все возможности сбить атакующего. У советских летчиков-истребителей «рама» считалась почетной «добычей».
Истребитель MesserschmittBf.109
Мессершмитт Bf.109 – одномоторный поршневой истребитель-низкоплан. Являлся основным истребителем Люффтваффе на протяжении всей Второй Мировой войны. По количеству произведенных машин всех модификаций (около 34 000 штук) является одним из самых массовых самолетов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2, бомбардировщику У-2 и легкому самолету Cessna 172 Skyhawk. Главный конструктор Вильгельм Мессершмитт. Самолет состоял на вооружении с 1937 по 1965 год. Боевое крещение «мессера» произошло в небе Испании, где он столкнулся с советскими И-15 и И-16 и показал себя опасным противником. С началом Великой Отечественной войны наши летчики на уже устаревших И-16 и новейших, но еще недовведенных истребителях Як-1, ЛаГГ-3, и МиГ-3 стали нести в боях с Bf.109 большие потери. Ситуация начала меняться к концу 1942 года, когда пилоты «худых» (так называли Bf.109 советские летчики) встретились с Ла-5, Як-7Б, Як-9, а также лендлизовскими «Аэрокобрами». Возросшие характеристики и качество советских и американских машин позволяли успешно сражаться с фашистами. Среди советских летчиков «мессер» заслужил репутацию наиболее опасного воздушного противника, выиграв пальму первенства у другого основного истребителя Люфтваффе – Фокке-Вольфа Bf.190.
Методические рекомендации
Шаблоны самолетов рекомендуется увеличить до нужного размера, в зависимости от материала, из которого они будут изготавливаться (из гофро картона – в 2-3 раза, из потолочных плит – в 3 и более раз).
Подготовительная работа.
Сборку модели необходимо начинать задолго до того, как первые детали будут вырезаны. Педагогу необходимо найти как можно больше информации о самолете - изучить историю его создания, развития, применения, особенности конструкции, историю того периода, когда он воевал, подготовить по этому материалу беседу.
Педагог должен быть готов к ответам на вопросы и замечания детей по поводу сравнительных характеристик советских и немецких самолетов. Эти беседы необходимо построить так, чтобы у ребенка возникла потребность гордиться достижениями своей страны.
Необходимо донести до обучающихся, что даже если в техническом плане наша авиация в то время уступала в чем-то немецким образцам, то этот недостаток вполне компенсировался мужеством и самоотверженностью наших летчиков. Что мастерство и любовь к Родине – важная движущая сила прогресса и могущества страны.
Во время занятия необходимо создать атмосферу гордости за Россию, за людей, живущих рядом.
Только после этого можно переходить к изготовлению модели.
Сначала необходимо весь процесс подробно объяснить обучающимся, внимательно разобрать инструкцию, проговорить этапы сборки деталей в узлы, выстроить порядок окраски. Все это поможет ребенку создать мысленный образ модели, визуализировать конечный результат. Потом составить подробный план действий и желаемых доработок.
Сборка моделей.
Для работы можно использовать упаковочный картон или потолочную плитку.
Шаблоны располагать ближе к краю, экономя материал.
Обводить шаблоны необходимо остро отточенным карандашом.
Вырезать детали можно любым удобным инструментом – ножницами или канцелярским ножом. Главное чтобы они были острыми и детали получались аккуратными. Если детали вырезаются ножом – проследить за соблюдением техники безопасности и обеспечением подложки на столе.
Для более прочного соединения, детали можно склеить. В качестве клея идеально подойдет ПВА. Чтобы детали были склеены прочно, клей ПВА нужно наносить тонкой кисточкой. Лишнее вытирайте салфеткой.
Окраска моделей.
Обычно модель красится в основные цвета, а все опознавательные знаки, коды и технические надписи наклеиваются в виде деталей - переводных картинок.
Цвет нижних поверхностей - могут быть как окрашенными в серый цвет, так и оставаться неокрашенными. По фотографии нельзя достоверно определить цвет низа, но, принимая во внимание, что речь идет о первых серийных самолетах, можно выбрать схему "зеленый верх - серый низ".
Источники информации, полезные ресурсы, литература