Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
С давних времен фольклор должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста»
Роль фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, недаром слово "фольклор" в переводе с англ. означает «народная мудрость».
С давних времен фольклор должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Известно, что самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление, а благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки. притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет и радует ребёнка, это вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Произведения устного народного творчества характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. В них много юмора, соревновательного задора, движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. А в комплексе с другими воспитательными средствами народные игры представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках. Народные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Знакомясь с праздниками народного календаря дети получают возможность окунуться в историю своего народа, в уклад жизни, узнать о традициях и обрядах сопровождающие эти праздники. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, проявить свои умения, фантазию, показать себя. Это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Музыкальный фольклор является важным средством воспитания и приобщения к народным истокам. Музыкальная составляющая фольклора настолько яркая и выразительная, что вовлекает ребенка в активное участие, оказывает большое влияние на его эмоциональное развитие и заряжает положительной энергией. Разнообразие русских народных мелодий способно обогатить мир ребенка и развить фантазию и творческие способности. Знакомство с народным музыкальным творчеством помогает развивать у ребенка внимание и интерес к окружающему миру, народным традициям, воспитывать художественный вкус. Благодаря народным песням к старшему дошкольному возрасту у детей обогащается и развивается речь, обогащаются знания о природе, быте родного народа.
Таким образом, мы можем сказать, что использование фольклора способствует развитию активного, общительного, познавательно- грамотного, духовно развитого ребенка.