kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль декоративно-прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное декоративно-прикладное искусство и фольклор — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В своей статье я хотела поделиться опытом своей работы в этом направлении. В нашем учреждении большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование фольклора,  изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль декоративно-прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей.» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(МБОУ ДО Дом детского творчества)









Доклад


на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей.»











Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Томковская Ольга Викторовна










г. Новый Уренгой

2014 г.

Роль декоративно-прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей.

Народное декоративно-прикладное искусство и фольклор — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. В связи с этим, исследование народного фольклора как источника художественно - творческого воспитания детей является актуальным.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем учреждении большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их творческих возможностей, я поставила основные задачи в работе по данной теме:

  • Формировать устойчивый интерес к искусству народа России, Севера и народов других стран;

  • Развивать художественно-творческие способности у детей;

  • Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

  • Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. Я подобрала дидактические и развивающие игры; различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформила таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение Художественной литературы», «Музыка», дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.

Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность, в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям:

  • оформление интерьера кабинета, на праздниках и досуге;

  • ознакомление детей с народным искусством;

  • развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение.

Формируя культуру эстетического восприятия детей, подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры, украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую игровые формы обучения, посещение нашего “музея” и выставок декоративно-прикладного искусства, вечера развлечений “Починки”, “Широкая Масленица”.

Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения занятий выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, “Мастера из Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.

Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. В рамках проектной деятельности познакомлю детей с образами загорской, полохов-майданской и семеновской матрешками. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождаю художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных, застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по его контуру, т. е. использую «жест рукой».

Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа» поможет развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм. В проекте используются элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи «Русского быта», «Русского костюма», «Московский кремль». В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д. и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.

При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».

Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ, и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Северная земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных жителей Ямальского полуострова — ненцев, предлагаю детям окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными ненецкими узорами. Дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора, отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь.

Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях. Плодотворно проходят совместные познавательно-развлекательные мероприятия «Широкая Масленица», «Починки», где дети узнают много нового и интересно проводят время.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование фольклора, изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, стекой, но и нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашего детского объединения умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие творцы активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Томковская Ольга Викторовна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства