Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.
Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги
Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
Духовно нравственное воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам.
Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время, время социальной нестабильности.Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.
Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, любви к малой и большой Родине.
В своей педагогической деятельности в адаптационный период, чтобы установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, доверие камне, я использую потешки. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки как: «Кто у нас хороший? », «Не плачь, не плачь, детка».
В своей группе раннего возраста при организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание, умывание использую потешки « Водичка – водичка», «Кушай Маша кашку», «Сорока – белобока», «Расти косонька до пят», «Вот они сапожки» и др. Этот прием увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животным миром, формирует представление о птицах и их повадках. При этом использую такой приём, как игра - инсценировка, например, «Курочка – рябушечка», «Сорока – белобока», «Вышла курочка гулять».
В своей работе я использую заклички, которые, способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы. На прогулке, при организации наблюдений проговариваем с детьми заклички: «Солнышко – ведрышко», «Дождик пуще», «Травушка – муравушка».
Дети очень любят сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте. Важно при рассказывании сказки использовать наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки.
При организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев потешкек, прибауток например «Зернышки для петушка», «Оладуши для Тани и Вани», «Поясок для котика», «Калачи», «Кузовочек для лисы» и т. п. А также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей. Например, можно сконструировать «Теремок», «Дорожку для колобка», «Стульчик для Мишутки» и т. п.
Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры.
Фольклор помогает детям овладеть различными видами деятельности: речевой, продуктивной, художественной, познавательной. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно - речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем мире.
Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.»
Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги
Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
Духовно нравственное воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам.
Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время, время социальной нестабильности.
Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, любви к малой и большой Родине.
В своей педагогической деятельности в адаптационный период, чтобы установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, доверие камне, я использую потешки. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки как: «Кто у нас хороший? », «Не плачь, не плачь, детка».
В своей группе раннего возраста при организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание, умывание использую потешки « Водичка – водичка», «Кушай Маша кашку», «Сорока – белобока», «Расти косонька до пят», «Вот они сапожки» и др. Этот прием увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животным миром, формирует представление о птицах и их повадках. При этом использую такой приём, как игра - инсценировка, например, «Курочка – рябушечка», «Сорока – белобока», «Вышла курочка гулять».
В своей работе я использую заклички, которые, способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы. На прогулке, при организации наблюдений проговариваем с детьми заклички: «Солнышко – ведрышко», «Дождик пуще», «Травушка – муравушка».
Дети очень любят сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте. Важно при рассказывании сказки использовать наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки.
При организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев потешкек, прибауток например «Зернышки для петушка», «Оладуши для Тани и Вани», «Поясок для котика», «Калачи», «Кузовочек для лисы» и т. п. А также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей. Например, можно сконструировать «Теремок», «Дорожку для колобка», «Стульчик для Мишутки» и т. п.
Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры.
Фольклор помогает детям овладеть различными видами деятельности: речевой, продуктивной, художественной, познавательной. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно - речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем мире.
Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Раздел 2
«Результаты педагогической деятельности»
Таблица № 2
Продуктивное использование методов обучения и воспитания, технологий в образовательном процессе
Группа
Тема занятия
Цель занятия, задачи
УМК (программа)
Реализуемые в образовательном процессе технологии, методы
Выполнены задачи
(да/частично/нет)
1 младшая группа
«Продукты для здоровья»
Задачи приоритетной области – физическое развитие:
- формировать первичные представления о своем здоровье, о полезных продуктах питания.
Задачи интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие-
- формировать первичные представления о причинно-следственных связей (весной для здоровья нужны витамины);
- закрепить понятие «большой маленький», основные цвета.
Речевое развитие:
-способствовать развитию речи как средства общения;
- учить образовывать новые слова – прилагательные от существительных;
-закреплять в речи название овощей и фруктов;
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- развивать детскую активность, формировать умение делать выбор;
Художественно-эстетическое развитие:
- учить аккуратно наклеивать картинки, располагать их в ограниченном пространстве;
- учить выбирать и называть нужный цвет;
- формировать навыки закрашивания предмета методом тычка, не выходя за контур.
Основная образовательная программы МАОУ «СОШ № 4», построенной на основе вариативной программы «От рождения до школы» и требований ФГОС ДО.
Личностно-ориентированный подход, метод проблемной ситуации.
Да
Директор МАОУ «СОШ № 4» Колотовкина Л.А.
Муниципальное автономное образовательное учреждение