kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Роль фольклора в творческом развитии детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленой работе рассматривается роль фольклора в творческом и музыкально-эстетическом развитии детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Роль фольклора в творческом развитии детей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ СЕЛА ИСАКЛЫ»




Рассмотрено Утверждаю

Педагогическим советом Директор МАУ ДО

МАУ ДО ДШИ с. Исаклы ДШИ с. Исаклы

«____»___________ 20_____ __________Семенова Н.Ю.

«____»___________ 20_____







РЕФЕРАТ

«Роль фольклора в творческом развитии детей»






Выполнил:

преподаватель фольклорного

отделения

ДШИ с. Исаклы

Семенова Н.Ю.















с. Исаклы, 2017г.

Аннотация: в данной работе рассматривается специфика приобщения детей к фольклору и его роль в творческом развитии и музыкально-эстетическом воспитании. Даются рекомендации по эффективной организации знакомства с фольклором, проведении предварительной психологической подготовки.

Ключевые слова: фольклор, народное творчество, творческое развитие, музыкально-эстетическое воспитание.

Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека, его чувствах, мыслях и мироощущении. Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея такой багаж знаний уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире.
В старину песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили, — устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или, когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или, когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает. [2, с. 3]
Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Поэтому важно не прерывать этот процесс передачи опыта, а дать детям возможность познакомиться с лучшими произведениями фольклора.

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.[1]
Чтобы эффективно организовать знакомство с фольклором, прежде всего следует провести предварительную, психологическую подготовку. У многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры. Поэтому детей нужно сориентировать, подготовить их сложившиеся музыкальное мышление к восприятию фольклора. Для этого следует проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о народном творчестве, о неразрывной связи с бытом, трудом и жизнью людей; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества можно использовать иллюстрации к сказкам, картины русских художников, ручные работы народных умельцев. Показ яркого видео ряда в большинстве случаев способствует воспроизведению у детей нужного художественного образа и является наиболее эффективным средством развития детского воображения. Большую помощь могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма работы повышают уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждают интерес к ней. Многие современные фольклорные коллективы выпускают свои сборники народных песен в современной обработке, или в совершенно новой инструментальной аранжировке. Такие произведения уместно использовать совместно с записями подлинного образца, что даст детям представление о том, как народное творчество преодолевает временные рамки и интерпретируется в наши дни. При таком отборе репертуара следует соблюдать возрастные особенности детей, их возможности и навыки восприятия музыки. Эффективным средством обобщения и закрепления пройденного материала является проведение тематических праздников и развлечений, связанных с датами народного календаря.
Сложность обучения детей народному творчеству кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, — и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства.
Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.
Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений не только фольклора, но и музыки самых разных жанров и эпох. Такая ступенька в образовании детей будет важным этапом их эстетического и творческого развития.












Литература:
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Академия,2005.576c.
2. Науменко, Г. Н. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению - М.: Современная музыка, 2013. – 138 c.
3. Виноградов, Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики – Л., 1978. – 188 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
" Роль фольклора в творческом развитии детей"

Автор: Семенова Надежда Юрьевна

Дата: 07.07.2019

Номер свидетельства: 516505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Роль сказки в развитии устной речи младших школьников"- из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(73) "rol-skazki-v-razvitii-ustnoi-riechi-mladshikh-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405197519"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_znachieniie_orighami_dlia_razvitiia_umstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "369834"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481747394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья “Как развивать  чувство Родины у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-kak-razvivat-chuvstvo-rodiny-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265146"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449848722"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья “Как развивать  чувство Родины у детей дошкольного возраста “"
    ["seo_title"] => string(71) "stat-ia-kak-razvivat-chuvstvo-rodiny-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-1"
    ["file_id"] => string(6) "265148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449849359"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства