Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в классе баяна «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности» »
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение Дополнительного
Образования Детей Центра Развития Творчества Детей и Юношества
Октябрьского района п.Большого-Царына.
Открытый урок в классе баяна «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности»
Составитель урока:
Малыхина Ольга Владимировна,
Преподаватель по классу «Баяна»
п.Большой-Царын
2011г.
Учащийся: Ивченко Данил - 1 класс (8 лет)
Продолжительность урока – 35 минут
Тип урока: Комбинированный
1) систематизация знаний, умений и навыков;
2) изучение нового материала.
Цель урока: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху
Задачи:
Образовательные:
- Умение быстро читать ноты
- Точное воспроизведение ритмического рисунка
- Знание (изучение) клавиатуры
- Развитие образного мышления
- Развитие слуха и навыка сочинения
- Расширение общемузыкальных возможностей ученика, его кругозор.
Развивающие:
- Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.
- Создать атмосферу доброжелательности между учащимся и преподавателем.
Ход и содержание урока
Этапы
Ход урока
Текущее время
I этап
Подготовительный: введение темы и цели урока
2 минуты
II этап
Чтение нот с листа упражнений в игровой форме
10 минут
III этап
Разминка:
Игра «Кто первый?»
5 минут
IV этап
Подбор по слуху. Варианты:
Дразнилка
д.п. Непослушный зайка»
Пьеса «Хитрые котята» (досочини)
15 минут
V этап
Подведение итогов урока.
3 минуты
I этап: Введение
Развития творческих способностей учащихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики. Перед преподавателем, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика. Работая с начинающими, преподаватель приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки. Уже впервые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на инструменте, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Прежде всего, надо привлечь ребёнка к музыке, заняться обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Работа над чтением нот с листа и подбором по слуху благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. И на нашем уроке покажем, как мы развиваем творческие способности через чтение нот и подбора по слуху.
II этап: Чтение нот с листа упражнений в игровой форме
Работа ведется по методике В. Жилина «В путь с блокфлейтой». Это упражнения для чтения нот с листа, позволяющие музицировать на любом инструменте в игровой форме. (Приложение № 1) Действия преподавателя: Сейчас мы с тобой сходим в гости к Бабушке и Друзьям, а правила игры такие: 1. В ГОСТИ. Сначала сыграть: а) В магазин за подарками. При любой ошибке возвращаться на начало («магазин закрыт» или «деньги забыли» или «денег не хватило» или «выбор маленький – пойдём в другой» и др.).
После того, как подарки купили, играем:
б) В путь. При любой ошибке возвращаться назад, к началу пути («подарки забыли» или «дождь, снег пошел» или «волка испугались» и т.д.)
Каждый такт – это один километр
2. ПОЕЗДКА.
Правила игры: Возвращаться в случае ошибки, на предыдущую станцию («билет купить забыли» или «чемодан забыли» или «жулики обокрали» или «не в тот поезд сели» и т.д.)
Действия ученика: Первый раз прочитывает ноты устно, а затем проигрывает упражнения, в следующий раз устно не проговаривает. В случае ошибке варианты «причины» придумываем вместе.
III этап: Разминка: Игра «Кто первый? »
Игра используется в качестве психологической разрядки и повторении теоретического материала. (Приложение № 2)
Описание игры: В начале каждой дорожки ученик с преподавателем ставят игрушки. Преподаватель задаёт ученику вопрос, используя пройденный материал. Цель вопросов – активизировать мыслительную деятельность ученика. При правильном ответе ребёнок передвигает игрушку на следующий квадратик. Неправильный ответ – Ход делает педагог. Кто скорее до конца?
IV этап: Подбор по слуху
В виде игры «Дразнилка» (Приложение № 3)
Действия преподавателя: В диапазоне от ноты «С» до «G» по полутона. Например: Играю интервал секунду до-до#-до, а ты должен найти эти звуки на своём инструменте и повторить, подразнить.
Действия ученика: Поиск звуков и воспроизведение их на баяне.
Подбор детской пьесы «Непослушный зайка» на 3-х нотах.
(Приложение № 4)
Действия преподавателя: Я сыграю пьеску, она называется «Непослушный зайка», а ты в это время должен её очень внимательно слушать и сразу обращать внимание на: музыкальный размер, ритм, движение мелодии, куда она идет – вверх, вниз, стоит на месте, повторяются звуки или нет.
Действия ученика: Во время первого исполнения слушает. Обговаривает, анализирует вместе с преподавателем. Во время второго – поёт слова и прохлопывает ритм. И третий раз пытается сам подобрать мелодию на инструменте
Досочинение «Хитрые котята» (Приложение № 5).
Преподаватель играет по нотам, а ученик – сочиняет продолжение мелодии в пропущенных тактах.
Действия преподавателя: Я, Данил, сыграю тебе по нотам, а дальше, где пропущенные ноты в тактах ты допеваешь и слушаешь себя, как ты поёшь, далее обговариваем все наши последующие действия и ты пытаешься доиграть мелодию на баяне, именно так, как ты спел. Готов?
Действия ученика: Слушает исполнение преподавателя, поёт дальше. Анализирует, обсуждает вместе с преподавателем. Подбирает продолжение мелодии.
V этап: Подведение итогов урока
Действия преподавателя: Анализ занятия, определение задания для домашней работы, выставление оценки за урок.
Вопросы для анализа: Как ты считаешь, Данил, мы выполнили с тобой, что было запланировано?
- Сложно было читать с листа? А как ты думаешь можно ли, читать с листа зная плохо ноты?
- А подбирать по слуху сложно? Можно ли подбирать по слуху другим способом? Каким?
Подвести итог нашему уроку можно словами великого композитора Д.Д. Шостаковича «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет Вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д/З: Досочинить окончание второй фразы в пьесе «Хитрые котята»
Действия ученика: Анализирует урок вместе с преподавателем.
Заключение - самоанализ
Наличие в жизни ребенка ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых событий становится своеобразными стимуляторами творческой активности. Это то, что позволяет педагогу постоянно поддерживать эстетический интерес ребенка к процессу создания прекрасного, к общению с искусством.
Выбор открытого урока по теме «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности», считаю актуальной т.к. для того, чтобы учащийся умел самостоятельно работать над нотным материалом и делал это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить музыкально-эстетическую базу (чтение нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, музыкальную терминологию и др.).
Соответственно заявленной теме было поставлена цель: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху. Которая решалась данная проблема через задачи. Также использовались следующие методы обучения:
- Музыкально-иллюстративный;
- Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации;
- Исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливал истину, новую только для него. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).
Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащегося.
Цели и задачи урока достигнуты.
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Методическая литература
Жилин В. «В путь с блокфлейтой» с. Варна, Челябинская область 1999
Крылатова Г. И. «Азбука маленького баяниста» ч.1 и ч.2 М. 2010
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» «Феникс» Ростов на Дону 2002