kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в классе баяна «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащийся: Ивченко Данил - 1 класс  (8 лет)

Продолжительность урока – 35 минут

Тип урока: Комбинированный

 1) систематизация знаний, умений и навыков;

2) изучение нового материала.

Цель урока: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху

Задачи:

Образовательные:

- Умение быстро читать ноты

- Точное воспроизведение ритмического рисунка

- Знание (изучение) клавиатуры

- Развитие образного мышления

- Развитие слуха и навыка сочинения

- Расширение общемузыкальных возможностей ученика, его кругозор.

Развивающие:

- Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

- Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.

- Создать атмосферу доброжелательности между учащимся и преподавателем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в классе баяна «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности» »




Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение Дополнительного

Образования Детей Центра Развития Творчества Детей и Юношества

Октябрьского района п.Большого-Царына.




Открытый урок в классе баяна «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности»












Составитель урока:

Малыхина Ольга Владимировна,

Преподаватель по классу «Баяна»












п.Большой-Царын

2011г.

Учащийся: Ивченко Данил - 1 класс (8 лет)

Продолжительность урока – 35 минут

Тип урока: Комбинированный

1) систематизация знаний, умений и навыков;

2) изучение нового материала.

Цель урока: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху

Задачи:

Образовательные:

- Умение быстро читать ноты

- Точное воспроизведение ритмического рисунка

- Знание (изучение) клавиатуры

- Развитие образного мышления

- Развитие слуха и навыка сочинения

- Расширение общемузыкальных возможностей ученика, его кругозор.

Развивающие:

- Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

- Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.

- Создать атмосферу доброжелательности между учащимся и преподавателем.

Ход и содержание урока

Этапы

Ход урока

Текущее время

I этап

Подготовительный: введение темы и цели урока

2 минуты

II этап

Чтение нот с листа упражнений в игровой форме

10 минут

III этап

Разминка:

Игра «Кто первый?»


5 минут

IV этап

Подбор по слуху. Варианты:

  1. Дразнилка

  2. д.п. Непослушный зайка»

  3. Пьеса «Хитрые котята» (досочини)

15 минут

V этап

Подведение итогов урока.

3 минуты



I этап: Введение

Развития творческих способностей учащихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики. Перед преподавателем, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика. Работая с начинающими, преподаватель приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки. Уже впервые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на инструменте, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Прежде всего, надо привлечь ребёнка к музыке, заняться обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Работа над чтением нот с листа и подбором по слуху благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. И на нашем уроке покажем, как мы развиваем творческие способности через чтение нот и подбора по слуху.

II этап: Чтение нот с листа упражнений в игровой форме

Работа ведется по методике В. Жилина «В путь с блокфлейтой». Это упражнения для чтения нот с листа, позволяющие музицировать на любом инструменте в игровой форме. (Приложение № 1) Действия преподавателя: Сейчас мы с тобой сходим в гости к Бабушке и Друзьям, а правила игры такие: 1. В ГОСТИ. Сначала сыграть: а) В магазин за подарками. При любой ошибке возвращаться на начало («магазин закрыт» или «деньги забыли» или «денег не хватило» или «выбор маленький – пойдём в другой» и др.).

После того, как подарки купили, играем:

б) В путь. При любой ошибке возвращаться назад, к началу пути («подарки забыли» или «дождь, снег пошел» или «волка испугались» и т.д.)

Каждый такт – это один километр

2. ПОЕЗДКА.

Правила игры: Возвращаться в случае ошибки, на предыдущую станцию («билет купить забыли» или «чемодан забыли» или «жулики обокрали» или «не в тот поезд сели» и т.д.)

Действия ученика: Первый раз прочитывает ноты устно, а затем проигрывает упражнения, в следующий раз устно не проговаривает. В случае ошибке варианты «причины» придумываем вместе.

III этап: Разминка: Игра «Кто первый? »

Игра используется в качестве психологической разрядки и повторении теоретического материала. (Приложение № 2)

Описание игры: В начале каждой дорожки ученик с преподавателем ставят игрушки. Преподаватель задаёт ученику вопрос, используя пройденный материал. Цель вопросов – активизировать мыслительную деятельность ученика. При правильном ответе ребёнок передвигает игрушку на следующий квадратик. Неправильный ответ – Ход делает педагог. Кто скорее до конца?

IV этап: Подбор по слуху

  1. В виде игры «Дразнилка» (Приложение № 3)

Действия преподавателя: В диапазоне от ноты «С» до «G» по полутона. Например: Играю интервал секунду до-до#-до, а ты должен найти эти звуки на своём инструменте и повторить, подразнить.

Действия ученика: Поиск звуков и воспроизведение их на баяне.

  1. Подбор детской пьесы «Непослушный зайка» на 3-х нотах.

(Приложение № 4)

Действия преподавателя: Я сыграю пьеску, она называется «Непослушный зайка», а ты в это время должен её очень внимательно слушать и сразу обращать внимание на: музыкальный размер, ритм, движение мелодии, куда она идет – вверх, вниз, стоит на месте, повторяются звуки или нет.

Действия ученика: Во время первого исполнения слушает. Обговаривает, анализирует вместе с преподавателем. Во время второго – поёт слова и прохлопывает ритм. И третий раз пытается сам подобрать мелодию на инструменте

  1. Досочинение «Хитрые котята» (Приложение № 5).

Преподаватель играет по нотам, а ученик – сочиняет продолжение мелодии в пропущенных тактах.

Действия преподавателя: Я, Данил, сыграю тебе по нотам, а дальше, где пропущенные ноты в тактах ты допеваешь и слушаешь себя, как ты поёшь, далее обговариваем все наши последующие действия и ты пытаешься доиграть мелодию на баяне, именно так, как ты спел. Готов?

Действия ученика: Слушает исполнение преподавателя, поёт дальше. Анализирует, обсуждает вместе с преподавателем. Подбирает продолжение мелодии.

V этап: Подведение итогов урока

Действия преподавателя: Анализ занятия, определение задания для домашней работы, выставление оценки за урок.

Вопросы для анализа: Как ты считаешь, Данил, мы выполнили с тобой, что было запланировано?

- Сложно было читать с листа? А как ты думаешь можно ли, читать с листа зная плохо ноты?

- А подбирать по слуху сложно? Можно ли подбирать по слуху другим способом? Каким?

Подвести итог нашему уроку можно словами великого композитора Д.Д. Шостаковича «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет Вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Д/З: Досочинить окончание второй фразы в пьесе «Хитрые котята»

Действия ученика: Анализирует урок вместе с преподавателем.

Заключение - самоанализ

Наличие в жизни ребенка ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых событий становится своеобразными стимуляторами творческой активности. Это то, что позволяет педагогу постоянно поддерживать эстетический интерес ребенка к процессу создания прекрасного, к общению с искусством.

Выбор открытого урока по теме «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности», считаю актуальной т.к. для того, чтобы учащийся умел самостоятельно работать над нотным материалом и делал это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить музыкально-эстетическую базу (чтение нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, музыкальную терминологию и др.).

Соответственно заявленной теме было поставлена цель: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху. Которая решалась данная проблема через задачи. Также использовались следующие методы обучения:

- Музыкально-иллюстративный;

- Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации;

- Исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливал истину, новую только для него. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).

Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащегося.

Цели и задачи урока достигнуты.



Приложение №1







Приложение № 2









Приложение № 3







Приложение № 4





Приложение № 5







Методическая литература

  1. Жилин В. «В путь с блокфлейтой» с. Варна, Челябинская область 1999

  2. Крылатова Г. И. «Азбука маленького баяниста» ч.1 и ч.2 М. 2010

  3. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» «Феникс» Ростов на Дону 2002

  4. Серотюк П. «Хочу быть баянистом» М. 1994



Интернет ресурсы:



  1. http://pedsovet.su/forum/146-1920-1

  2. http://www.openclass.ru/node/34559

  3. http://nsportal.ru/sovremennyi-urok/metodicheskie-rekomendatsii







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малыхина Ольга Владимировна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства