Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка чтения нот с листа у начинающих баянистов»
Развитие навыка чтения нот с листа
у начинающих баянистов (аккордеонистов)
Методические рекомендации
Чтение нот с листа - это умение исполнять произведение по нотам с первого раза, без ошибок, в нужном темпе и характере. Данный навык является одним из главных видов техники, т.к. необходим всем музыкантам и особенно тем, кто стремится стать аккомпаниатором, участником ансамбля или оркестрантом. Навык чтения нот с листа приобретается постепенно. Поэтому, прежде чем начать специальные тренировки в чтении нот с листа, необходимо создать благоприятные условия для развития этого навыка.
В чём же заключается предварительная подготовка аккордеониста и баяниста? Для наглядности сравним процесс развития навыка чтения литературных текстов с подобным процессом чтения нотных текстов. Такое сравнение поможет ученику выяснить главные моменты, необходимые для успешного развития этого вида техники, и уделить чтению с листа в своей работе должное внимание. Если будущий читатель сначала изучает названия букв, правильное произношение звуков и их письменное обозначение, то будущий аккордеонист и баянист должен сначала изучить названия нот, длительность, запись, а также соответствующие им клавиши на инструменте. Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах. Приведем пример: обычно учащийся быстрее запоминает запись нот на основных линейках нотоносца в скрипичном ключе. Поэтому одна и та же группа нот, но в разных октавах, читается им с различной трудностью. Можно предложить ученику сыграть нетрудную мелодию с использованием добавочных линеек сверху и снизу. Если ученик знает запись нот на добавочных линейках так же безупречно, как на основных, и читает ноты в басовом ключе так же хорошо, как и в скрипичном, то все варианты должны быть одинаково лёгкими.
Вторым условием является отличное знание клавиатуры аккордеона и баяна. Сюда можно отнести знание порядка расположения белых и черных клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши, соответствующие повышенным и пониженным звукам.
Например, если вы хорошо знаете порядок расположения клавиш, то при игре по нотам не надо будет тратить время на то, чтобы вспомнить, какая клавиша повышает ноту, а какая понижает на полтона.
Следующим этапом подготовительной работы начинающего читателя будет составление из букв - слогов, а из слогов - слова. Для начинающего музыканта это означает переход от нахождения по нотам отдельных клавиш к исполнению нот группами. Юный музыкант учится осмысленно исполнять группы нот, объединённые мотивом, ритмическим рисунком, находя в них и выделяя опорные звуки подобно тому, как школьник учится читать слова без запинки и делать в них правильные ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем больше учащийся будет знать «слов» - различных сочетаний звуков, - тем легче он будет справляться с чтением нот. Школьник читает быстро те слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречал прежде, и затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если учащийся встречает в нотах знакомую группу звуков, он играет её по нотам сразу. Если же встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала освоить это новое, то есть поучить отдельно группу звуков некоторое время. Отсюда можно сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения нот с листа является необходимый запас «слов» - знание основных приемов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений различных жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.). Изучение таких «слов» начинается с простых и самых распространённых приёмов игры. Например: в мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио. Поэтому изучать гаммы в различных тональностях, различными длительностями и ритмическими рисунками надо обязательно. Постепенно круг упражнений должен расширяться, а трудность исполнения – увеличиваться. Только таким путём учащийся приобретет необходимый запас игровых навыков, без которых невозможно свободное чтение нот с листа.
Выразительности чтения литературных произведений добиваются путём использования разнообразной интонации. В музыке выразительное исполнение основано на обязательном выполнении динамических оттенков, штрихов, фразировки.
Следовательно, четвертым условием, необходимым для успешного развития навыка чтения нот с листа, является умение пользоваться средствами музыкальной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма – всё это поможет учащемуся лучше передать характер произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить кульминацию, ярче исполнить музыкальные фразы.
Пятым условием является внимательное отношение учащегося к нотному текстуи своему исполнению. Подобно тому, как чтец может прочесть не то слово, если он невнимателен, музыкант может сыграть не те ноты, если он рассеян.
Например: учащийся хорошо знает ноты и действие знаков альтерации, но он не обратил внимания на ключевые знаки. В результате исполнение произведения по нотам будет искажено. Внимание к тексту и своей игре учащийся должен вырабатывать постоянно, на каждом уроке, в школе и дома. Вдумчивое отношение к нотной записи, штрихам, нюансам, аппликатуре, смене движений меха не только поможет ученику сыграть произведение верно с первого раза, но и наиболее выразительно.
Как же проводить специальные занятия по чтению нот с листа?
Сначала нужно подобрать, соответственно возрасту и навыкам начинающего музыканта необходимый нотный материал. Он должен быть значительно легче изучаемого аккордеонистом и баянистом в данный момент по программе. В произведениях, предназначенных для чтения с листа, могут иметь место только те приёмы игры, которыми ученик хорошо владеет. Читать с листа мелодию и аккомпанемент первое время надо по партиям. После приобретения навыка чтения отдельных партий нужно перейти к игре двумя руками. Так, примерно через 1-2 месяца, нужно играть с листа сразу двумя руками без предварительного прочтения каждой партии отдельно. Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели – научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать её характер, то есть играть без ошибок, в нужном ритме и темпе, верными штрихами, соблюдая динамические оттенки.
Чтобы скорее достичь этой цели необходимо выполнять следующее:
1. Заниматься чтением нот с листа регулярно.
2. Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть за отведённое на уроке время как можно больше нотного текста. Если в первое время допустимо проигрывание каждой пьесы 2-3, даже 4 раза, то в дальнейшем, примерно через 2-3 месяца, аккордеонист и баянист должен научиться проигрывать пьесу с листа в нужном темпе и выразительно с первого или, в крайнем случае, со второго раза.
3. Перед тем, как начать игру с листа, надо обязательно проанализировать нотный текст произведения, мысленно определить примерный темп исполнения, ритм, отметить музыкальные фразы, обратить внимание на ключевые и случайные знаки альтерации, штрихи, нюансы, отметить повторяющиеся одинаковые такты. Такой предварительный анализ текста значительно облегчает исполнение с листа.
4. В процесс чтения преподаватель должен стараться научить ученика забегать взглядом вперед не только на те ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на те, которые предстоит сыграть чуть позже.
Например: во время исполнения нот первой доли такта, нужно стремиться прочесть ноты второй доли и таким образом подготовить себя к исполнению последующего нотного текста. Если вы научите ученика во время чтения нот с листа просматривать нотный текст примерно на полтакта вперед, то у него будет больше шансов сыграть пьесу с первого раза без ошибок и остановок.
5. Педагогу следует настраивать ученика на то, чтобы не останавливаться и не переигрывать такты при случайных ошибках, осознавая в то же время их причину. В занятиях по чтению нот с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.
Итак, повторимся: навык чтения нот с листа – один из главных видов техники, и он необходим всем музыкантам. Формирование этого навыка – процесс трудоёмкий, т.к. требует от преподавателя и обучающихся времени и терпения.