Домашняя учебная работа учащихся - важная форма организации обучения, которая является неотъемлемой частью учебного процесса и входит в процесс обучения как его звено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разновидности домашнего задания по предмету»
«Разновидности домашнего задания по предмету».
«Занятия в школе могут вдолбить в ребёнка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно
пользоваться ими разовьёт только
домашний самостоятельный труд»
Иммануил Кант( философ)
Домашнее задание в школе – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы.
Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема, т.е. организации их домашней учебной работы.
Домашняя учебная работа учащихся - важная форма организации обучения, которая является неотъемлемой частью учебного процесса и входит в процесс обучения как его звено. Отличается от урочных занятий полной самостоятельностью, отсутствием руководства со стороны учителя. «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладеть знаниями и навыками» (Крупская Н.К.) Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы
Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала
Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.
По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (написать сочинение, изложение ,а в дифференцированных группах перевод слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов) .
Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.
Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений,а на уроках родной литературы можно проинсценировать отрывок из произведения). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.
По степени индивидуализации задания могут разделяться на групповые, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные, одно на весь класс, творческие. Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задачи подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.
Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием.
Регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.
В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
Задание должно быть понятно каждому ученику.
Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
Домашнее задание обязательно дифференцированное. Оно может быть: единым, групповым, творческим:
-найти сведения о писателе,
-составить кроссворд по теме,
-выполнить рисунок, закладку, марку,
- составить к произведению умные вопросы ….
Дети сами выбирают, какое задание они могут выполнить и хотят.
- Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или творческое. Из личного опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят - шестиклассников, они в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них очень важна похвала учителя.
Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект по биографии писателя (Заочная экскурсия «В гости к К.Хетагурову в селение Нар») Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. (Написать отзыв о прочитанном произведении сделать рисунок к произведению).. Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.
Каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.
Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания
1. Задание выписывается на доску, в ЭЖ, бумажный дневник.
2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
3. Прочитывается вслух текст упражнения, задачи … (учителем или детьми).
4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)
У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы выполнения д/з.
Работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников. Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.