Введение в краеведение Что такое краеведение. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, виды проектов и проектного продукта. Оформление проекта. С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина». Знакомство с источниками информации о своей местности. Географическое положение НСО и Новосибирска, Кольцово. Площадь, границы, политико-административное деление города, история названия города. Рекорды Новосибирска мировые, российские, сибирские. Символика города. Герб, флаг, гимн. Геральдические фигуры и символы, их значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Личностные результаты: - осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- быть готовым к саморазвитию и осознанному выбору с учетом познавательных интересов, обладать способностью к самооценке.
- проявлять чувство патриотизма и гордости за свою страну и малую родину через слова и поступки.
- иметь гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к истории, природе, культуре своего родного края/города, необходимость сохранения и рационального использования окружающей среды. - уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности.
- выражать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, иметь сформированную потребность в самореализации.
- сформированность толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку.
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- развиты ценности здорового и безопасного образа жизни.
- сформированность познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Метапредметные результаты. - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему. - высказывать свою гипотезе и предлагать способы ее проверки.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, уметь слушать других людей., допускать существование других точек зрения.
- уметь отбирать источники информации для решения учебной задачи. - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний. -оформлять свою мысль в устной и письменной форме. - уметь работать индивидуально и в группе, научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- узнавать символику своего региона/города; различать прошлое, настоящее, будущее; - уметь работать с историческим и географическим картами для получения информации для выполнения учебной задачи, знать географическое положение города и Новосибирской области на карте России.
- знать историю возникновения г. Новосибирска, основные исторические вехи в развитии города.
- знать прошлое и настоящее г. Новосибирска и его районов.
- знать историю своей школы и иметь представление о родословной своей семьи.
- знать природу родного края/города, уметь объяснять причинно-следственные связи между элементами природы на примере своего города.
- знать и понимать причины возникновения экологических проблем г. Новосибирска и предлагать пути их решения.
- знать и выполнять правила поведения человека в природе, на улице, в общественных местах, в школе.
- познакомиться с достопримечательностями Новосибирска и Кольцово.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- уметь называть имена знаменитых новосибирцев и кольцовчан, прославивших наш город.
- знать и понимать роль Новосибирска и Кольцово в регионе, стране, мире.
- выполнить и защитить проект по краеведческой тематике.
Содержание курса
7 класс
Введение в краеведение Что такое краеведение. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, виды проектов и проектного продукта. Оформление проекта. С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина». Знакомство с источниками информации о своей местности. Географическое положение НСО и Новосибирска, Кольцово. Площадь, границы, политико-административное деление города, история названия города. Рекорды Новосибирска мировые, российские, сибирские. Символика города. Герб, флаг, гимн. Геральдические фигуры и символы, их значение.
Возможные проектные работы: 1. Самый лучший город на Земле.
НСО, Новосибирск, Кольцово в прошлом и настоящем.
Почему и благодаря кому возник наш город. Какими были город и его жители в прошлом, как они жили.Интересные страницы истории родного города. Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Советский район: прошлое и настоящее. История Новосибирской ГЭС. Основные этапы строительства ГЭС. Значение ГЭС в настоящее время. История микрорайона ОбьГЭС. Наука топонимика. Улицы города и ОбъГЭСа, происхождение их названий. Современная хозяйственная жизнь города. Градообразующие отрасли. Крупнейшие промышленные предприятия города, их продукция. Транспорт. Виды транспорта, их роль в жизни города. Население Новосибирска. Почетные граждане города. Музеи города и Советского района. Храмы. Театры. Зоопарк. Достопримечательности и памятники Новосибирска. Новосибирск – научный центр. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Образование в Новосибирске. Планетарий. Новосибирск спортивный. Развитие спорта в городе. Выдающиеся спортсмены-новосибирцы. Новосибирск музыкальный. Известные музыканты и музыкальные коллективы, выступающие в Новосибирске или имеющие новосибирское происхождение.
Возможные практические работы: 1. Город опасный и безопасный.
Возможные проектные работы: 1. Улицы города рассказывают 2. Мой любимый уголок города. 3. Вклад моей семьи в развитие и процветание родного города»
Годовая контрольная работа. Контроль знаний, полученных в течении года на уроках по Краеведению, обобщение пройденного, подведение итогов возможных практических и проектных работ.
8 класс
Введение Что изучает курс Краеведения в разделах физическая география НСО и экономическая и социальная география НСО, основные особенности и закономерности размещения природных объектов, объяснение их причин возникновения, размещение по территории НСО населения и географические предпосылки хозяйственного освоения территории НСО.
Физическая география НСО. Особенности рельефа, горные породы. Климат и сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. Малые реки НСО, Новосибирска. Река Обь. Обское водохранилище. Растительный и животный мир города, их приспособление к городской среде обитания. Человек и природа. Стихийные явления в городе и НСО, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Воспитание бережного отношения к природе. Красная книга НСО. Памятники природы родного края. Зеленые насаждения города. Места отдыха новосибирцев. Парки и скверы. Ботанический сад.
Практические работы: 1 Роль реки Обь в жизни города. 2 Роль «Вектора» в жизни Кольцово.
Проектные работы: 1. Создание туристического маршрута по Новосибирску, НСО, Кольцово.
Экономическая и социальная география НСО.
Особенности экономического развития НСО. Природно-ресурсный потенциал. Численность и размещение населения НСО. Городское и сельское население НСО. Национальный и религиозный состав НСО. Отрасли промышленности НСО. Агро-промышленный комплекс, основные направления развития сельского хозяйства. Транспортная система НСО, Новосибирска и Кольцово.
7. Годовая контрольная работа.
Контроль знаний, полученных в течении года на уроках по Краеведению, обобщение пройденного, подведение итогов возможных практических и проектных работ.
Тематический план
№
Наименование разделов
Кол-во часов
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания
7 класс
1
Введение в краеведение
1
Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще
2
НСО, Новосибирск, Кольцово в прошлом и настоящем
32
Создавать доверительный психологический климат в классе во время урока.
Реализовывать на уроках мотивирующий потенциал юмора, разряжать напряжённую обстановку в классе. Общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их. Формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Опираться на ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ).
Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.
3
ГКР
1
8 класс
4
Введение
1
Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
5
Физическая география НСО
20
Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Создавать доверительный психологический климат в классе во время урока. Общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
6
Экономическая и социальная география НСО
12
Опираться на ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ).
Создавать доверительный психологический климат в классе во время урока.
Реализовывать на уроках мотивирующий потенциал юмора, разряжать напряжённую обстановку в классе. Формировать у обучающихся гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного мира. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.