Образование в сфере робототехники продиктовано развитием современных электронных, робототехнических и инженерных технологий в области автоматизации, электроники, мехатроники и искусственного интеллекта. Программа разработана совместно с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова и направлена одновременно формирование теоретической базы и практических навыков в области робототехники, электроники и компьютерных наук. Неотъемлемой частью учебного процесса являются соревнования обучающихся.
Из вышеизложенного вытекает педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Юный робототехник» – ориентация детей на техническое творчество, дальнейшее применение полученных начальных знаний, умений и навыков в научно-технических кружках и во время обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный робототехник» (далее - программа) - технической направленности. Предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний, навыков, умений, способствует приобретению чувства уверенности и успешности, психологического благополучия.
Актуальность программы определяется социальным заказом общества взрастить технически грамотных людей в области робототехники; привитием технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования.
Новизна программы заключается в использовании: современных педагогических технологий, приемов; различных техник и способов работы современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники и машинного обучения. Программа адаптирована для младшего возраста обучающихся, собирающихся осуществлять исследовательскую, проектную и инженерную деятельность.
Цель Программы – создание условий для развития технических способностей обучающихся через изучение основ программирования, робототехники и мехатроники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Робототехнике»
Пояснительная записка
Образование в сфере робототехники продиктовано развитием современных электронных, робототехнических и инженерных технологий в области автоматизации, электроники, мехатроники и искусственного интеллекта. Программа разработана совместно с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова и направлена одновременно формирование теоретической базы и практических навыков в области робототехники, электроники и компьютерных наук. Неотъемлемой частью учебного процесса являются соревнования обучающихся.
Из вышеизложенного вытекает педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Юный робототехник» – ориентация детей на техническое творчество, дальнейшее применение полученных начальных знаний, умений и навыков в научно-технических кружках и во время обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный робототехник» (далее - программа) - технической направленности. Предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний, навыков, умений, способствует приобретению чувства уверенности и успешности, психологического благополучия.
Актуальность программы определяется социальным заказом общества взрастить технически грамотных людей в области робототехники; привитием технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования.
Новизна программы заключается в использовании: современных педагогических технологий, приемов; различных техник и способов работы современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники и машинного обучения. Программа адаптирована для младшего возраста обучающихся, собирающихся осуществлять исследовательскую, проектную и инженерную деятельность.
Цель Программы – создание условий для развития технических способностей обучающихся через изучение основ программирования, робототехники и мехатроники.
Задачи
Обучающие:
способствовать формированию знаний обучающихся об истории развития отечественной и мировой техники, ее создателях, о различных направлениях изучения робототехники, электроники, технологий искусственного интеллекта;
изучить принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспективы робототехники в настоящее время;
уметь пользоваться технической литературой;
формировать целостную научную картину мира;
изучить приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и систем управления, машинного обучения, технических устройств и объектов управления.
Развивающие:
прививать интерес к техническим знаниям;
развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное и пространственное мышление;
формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
способствовать раскрытию внутреннего мира обучающихся;
формировать новаторское отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека;
воспитывать самостоятельность в приобретении дополнительных знаний и умений;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Отличительная особенность программы: получение знаний и навыков работы в области робототехники, мехатроники, программирования; расширение представлений о состоянии и перспективах робототехники в настоящее время; применение научного подхода к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Сроки и режим реализации программы
Программа рассчитана на 144 часа. Возраст обучающихся: 8-12 лет. Занятия проводятся фронтально, по группам, индивидуально.
Условия набора: свободный.
Наполняемость групп: — 8-12 человек.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Один академический час – 45 минут; между занятиями перерыв не менее 10 минут.
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Возрастные особенности
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Возраст 8-12 лет можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Основные виды деятельности: учение, общение и труд.
Концептуальным подходом к построению программы являются принципы: сознательности и активности, доступности, последовательности, наглядности, связи техники с практикой.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты обучения:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений к себе, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебно-исследовательской, игровой деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать педагога, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов с применением робототехнических систем;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения:
умение использовать термины технической области;
умение конструировать и программировать различные системы, в том числе, использующие интерфейс «Мозг-компьютер»;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в области робототехники, электроники и программирования, умение работать с описаниями программ и сервисами;
умение разрабатывать простые программы систем управления техническими объектами с применением робототехнических систем;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи;
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания технических объектов;
владение методами решения организационных и технических задач;
владение формами учебно-исследовательской, проектной, игровой деятельности.
Первый год обучения
должны знать:
правила безопасного пользования инструментами и оборудованием, организовывать рабочее место;
оборудование и инструменты, используемые в области робототехники;
основные принципы работы с робототехническими элементами;
основные направления развития робототехники;
основные сферы применения робототехники, мехатроники и электроники;
основные принципы работы электронных схем и систем управления объектами;
должны уметь:
соблюдать технику безопасности;
разрабатывать простейшие системы с использованием электронных компонентов и робототехнических элементов;
разрабатывать простейшие алгоритмы и системы управления робототехническими устройствами;
разбивать задачи на подзадачи;
работать в команде;
проводить мозговой штурм;
применять логическое и аналитическое мышление при решении задач.
Универсальная учебная деятельность (УУД)
оценка жизненных ситуаций (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
оценка (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
описание своих чувств и эмоций от знакомства с предметами технического творчества, изобретениями, уважительно относиться к результатам труда изобретателей и конструкторов, в том числе, в области электроники и робототехники;
принятие другого мнения и высказывания, уважительное отношение к ним;
опираясь на освоенные изобретательские и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные:
волевая саморегуляция через исследовательскую деятельность;
умение самостоятельно формулировать цели и задачи после предварительного обсуждения;
умение с помощью педагога анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
умение совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем педагога выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнение заданий по составленному под контролем педагога плану, сверять свои действия с ним;
контроль точности выполнения команд, сформированных с помощью интерфейса «Мозг-компьютер», программных средств;
проведение итогового контроля общего качества выполненного задания;
проверка разработанных систем в действии, внесение необходимых конструктивных доработок и изменений в программное обеспечение (средством формирования этих действий служит технология продуктивной технической творческой деятельности);
в диалоге с педагогом вырабатывание критериев оценки и определение степени успешности выполнения своей работы.
Познавательные:
умение отбирать информацию по теме;
анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской деятельности, при проведении опытов;
умение выявлять и формулировать проблему;
искать и отбирать необходимые для решения поставленной педагогом задачи источники информации в текстах, иллюстрациях, схемах, чертежах, инструкционных картах, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений новых материалов, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
определять причинно-следственные связи изучаемых технических явлений;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
умение донести свою позицию до окружающих: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учебный план
№
Разделы
Количество часов
1 год обучения
Всего часов
Теория
Практика
1
Введение в образовательную программу, техника безопасности
2
1
1
2
Основы робототехники, знакомство с оборудованием и его возможностями
4
2
2
3
Разработка моделей и систем управления на основе робототехнических конструкторов
130
45
85
4
Изготовление выставочных моделей
6
0
6
5
Итоговое занятие
2
1
1
ИТОГО
144
49
95
Формы подведения итогов обучения
индивидуальная устная проверка;
контрольные упражнения;
тестовые задания;
защита индивидуального проекта;
выставки;
межгрупповые соревнования;
проведение промежуточного и итогового тестирования.
Содержание Программы
Первый год обучения
1.Введение в образовательную программу, техника безопасности (2 ч.)
Теория. Значение техники в жизни человека. Что такое техническое моделирование, робототехника, электроника, мехатроника. Задачи и план работы учебной группы. Демонстрация готовых изделий. Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Инструктаж по технике безопасности.
Формы проведения занятий: рассказ, демонстрация, игра.
Формы подведения итогов: презентация, результаты квест-игры.
2.Основы робототехники, знакомство с оборудованием и его возможностями (4 ч.)
Теория. Основные подходы и принципы, лежащие в основе робототехники, мехатроники, систем управления. Возможности оборудования. Правила работы с инструментами и оборудованием.
Практика. Эксперименты на основе оборудования лаборатории.
Формы проведения занятий: рассказ, демонстрация, творческая мастерская.
Формы подведения итогов: мини выставка.
3. Разработка моделей и систем на основе робототехнических конструкторов (130 ч.)
Теория. Понятие о робототехнических системах, принципы и закономерности работы систем управления, мехатроники, конструирования. Подходы к построению робототехнических систем, использующих различные электронные вычислительные и исполнительные элементы.
Практика. Разработка собственных или применение готовых модулей для построения систем на основе робототехнических конструкторов, построение и исследование электронных схем, программного обеспечения. Выполнение задач из матрицы кейсов.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация, творческая мастерская.
Формы подведения итогов: педагогические наблюдения, проведение конкурса, выставка работ.
4. Изготовление выставочных моделей (6 ч.)
Практика. Основные приемы изготовления и дизайнерского оформления моделей и прототипов систем.
Практика. Подготовка к тематическим выставкам. Изготовление макетов, моделей и прототипов робототехнических систем. Изготовление электронных микропроцессорных средств управления роботами.
Формы проведения занятий: беседа, демонстрация, творческая мастерская.
В период первого года обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на решение образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:
объяснительно-иллюстративный;
эвристический метод;
метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:
игра-квест (на развитие внимания, памяти, воображения),
Занятие состоит из теоретической (лекция, беседа) и практической части, создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: решение технических задач на базе современного оборудования, формирующих способы продуктивного взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций; познавательные квест-игры; технические соревнования и конкурсы.
Основные формы деятельности:
познание и учение: освоение принципов функционирования сложного современного оборудования; освоение способов управления вниманием и возможностями организма;
общение: принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках «общего дела»;
творчество: освоение подходов к разработке моделей управления как реальными, так и воображаемыми объектами, конструирование и программирование реалистических копий реальных и воображаемых объектов;
игра: игра в команде, индивидуальные соревнования;
труд: усвоение позитивных установок к труду и различным современным технологиям из области электроники, мехатроники, программирования, робототехники.
Форма организации учебных занятий:
беседа;
лекция;
техническое соревнование;
игра-квест;
экскурсия;
индивидуальная защита проектов;
творческая мастерская;
творческий отчет.
Типы учебных занятий:
первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний;
комбинированный;
практические занятия;
закрепление, повторение;
итоговое.
Формы контроля освоения обучающимися планируемого содержания.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации Программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной Программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающихся выполняемых заданий (индивидуальная устная проверка, контрольные упражнения);
результат выполнения обучающимися практических заданий на каждом занятии;
взаимооценка обучающимися работ друг друга;
итоговый ежегодный контроль обучающихся;
промежуточное и итоговое тестирование обучающихся по итогам учебного года.
Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трём уровням:
«высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
«средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
«низкий»: изменения не замечены.
Результатом усвоения обучающимися Программы по каждому уровню Программы являются: устойчивый интерес к занятиям робототехникой, результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.
Учебно-методические средства обучения:
специализированная литература по робототехнике, подборка журналов,
наборы технической документации к применяемому оборудованию,
образцы моделей и систем, выполненные обучающимися и педагогом,
плакаты, фото и видеоматериалы,
учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие дидактический, информационный, справочный материалы на различных носителях, компьютерное и видео оборудование.
Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает в себя электронные учебники, справочные материалы и системы используемых Программ, Интернет, рабочие тетради обучающихся.
Педагогические технологии
В процессе обучения по Программе используются разнообразные педагогические технологии:
технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта;
технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей;
технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и обучающегося, совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
проектные технологии – достижение цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе Белгородского регионального детского технопарка «Кванториум».
Оборудование и техническое оснащение:
помещение - учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
доска магнитно-маркерная;
проектор с экраном;
набор инструментов;
набор «Технология и Физика»
наборы для изучения основ робототехники;
конструкторы для изучения универсальных программируемых контроллеров;
набор для изучения принципов работы с одноплатными миникомпьютерами;
Никулин С.К., Полтавец Г.А., Полтавец Т.Г. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения. М.: Издательство МАИ. 2004.
Полтавец Г.А., Никулин С.К., Ловецкий Г.И., Полтавец Т.Г. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (проблемы организации и управления). УМП. М.: Издательство МАИ. 2003.
Фу К. Робототехника / К. Фу, Р. Гонсалес, К. Ли. М.: Мир, 1989. 624 с.
Электроника и схемотехника. Основы электроники: конспект лекций для высшего профессионального образования. / В.Т. Еременко, А.А. Рабочий, И.И.
Хоровиц П., Хилл У. Искусство схемотехники. М.:Мир, 1983. Т.1.
Список литературы для обучающихся
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука,. 2013. 319 с. ISBN 978-5-02-038-200-8