kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (творческая мастерская) «Робототехника» для обучающихся 6(х) классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа внеурочной деятельности курса творческая мастерская  «Робототехника»  предназначена для обучающихся 5-7(х) классов.

   Актуальность данной программы обосновывается широким распространением робототехники в окружающем нас мире: от лифта в доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO Mindstorms  приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (творческая мастерская) «Робототехника» для обучающихся 6(х) классов »

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым


РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании методической Школы воспитательной работы

Протокол №___

от «___»_______20__ г.

Руководитель ШВР

_________ О.В. Визер


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

_________ В.А. Коробец

«___»___________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

__________ В.А. Ткач

«__»____________20__ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(творческая мастерская)

«Робототехника»

для обучающихся 5-7(х) классов

на 2014/2015 учебный год













Составил:

учитель внеурочной деятельности

первой квалификационной категории

Гаврилов Алексей Геннадьевич,














1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности курса творческая мастерская «Робототехника» предназначена для обучающихся 5-7(х) классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» желающих расширить свои теоретические и практические навыки в области моделирования, конструирования, программирования, а также в области инженерного строительства.

Представленная программа изучается в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым, организационного третьего раздела «Плана внеурочной деятельности» и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Актуальность данной программы обосновывается широким распространением робототехники в окружающем нас мире: от лифта в доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO Mindstorms приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.

Программное обеспечение NXT Mindstorms отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя.

Lego позволяет учащимся:

  • совместно обучаться в рамках одной бригады;

  • распределять обязанности в своей бригаде;

  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

  • создавать модели реальных объектов и процессов;

  • видеть реальный результат своей работы.

Также в рамках региона введение робототехники, также является очень важным и далеко смотрящим проектам, способным развить и приумножить навыки и увлечения подрастающего поколения к инженерным специальностям, так как не один регион России, как Ямал не нуждается в сильных продуктивных и целеустремленных специалистах.

Цель курса:

развитие навыков начального технического конструирования с использованием оборудования LEGO и программирования в среде NXT-G и Robolab.

  • Развитие творческого мышления при создании действующих моделей.

  • Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.

  • Установление причинно-следственных связей.

  • Анализ результатов и поиск новых решений.

  • Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.

  • Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

  • Проведение систематических наблюдений и измерений.

  • Использование таблиц для отображения и анализа данных.

  • Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.

  • Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.

  • Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.

Мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, в первую очередь, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики.

Задачи курса:

  • Организация занятости школьников во внеурочное время.

  • Всестороннее развитие личности учащегося:

1. Ознакомление с основными принципами механики;
2. Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Robolab и NXT-G;
3.Развитие умения работать по предложенным инструкциям;
4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
5. Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
7. Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
8. Подготовка к соревнованиям по Лего-конструированию (соревнования «Кегель ринг», «Траектория», «Сумо», «Лабиринт» и тд.).

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Методическая основа курса – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.


Техническое обеспечение:

1. Наборы Лего - конструкторов:

2. Lego Mindstorms NXT – 15 наборов

3. Набор ресурсный средний – 4 набора

4. Программное обеспечение ПервоРобот NXT 2.0

5. Руководство пользователя ПервоРобот NXT 2.

6. Датчики освещённости – 15 шт.

7. Зарядные устройства – 15 шт.

8.АРМ учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)

Курс будет реализован в 2014/2015 учебном году.



2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА



Программа курса «Робототехника» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества детей и взрослых, обеспечение роста творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в творческой деятельности.

В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь

консультирует работу. В окружающем нас мире очень много роботов: от лифта в вашем доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO Mindstorm приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.

Lego позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной группе;

- распределять обязанности в своей группе;

- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- создавать модели реальных объектов и процессов;

- видеть реальный результат своей работы.

Программа составлена с расчетом 35часа в год, 1 час в неделю.



3 ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Курс творческая мастерская «Робототехника» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления учебного плана внеурочной деятельности для 5-х класс (45 минут; 1 раз в неделю; 35 часа за год), для 6-х класс (45 минут; 1 раз в неделю; 35 часа за год), для 7-х класс (45 минут; 1 раз в неделю; 35 часа за год).



4 ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

















5 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМ

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,

  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами реализации программы «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • простейшие основы механики;

  • виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

  • реализовывать творческий замысел.




6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

5 кл.

6 кл.

7 кл.

Элементы содержания

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Распределение часов

Аудит-ые

Неаудит-ые

Аудит-ые

Неаудит-ые

Аудит-ые

Неаудит-ые




Раздел 1. Вводный курс (3 часа)

Тема 1. Техника безопасности

Роботы вокруг нас.



1




Правила работы.

Сборочный конвейер. Проект «Валли». Культура производства.

. Передовые направления в

робототехнике. Программа для управления роботом.

Как выполнять несколько дел одновременно.

Параллельное программирование.

- правилам работы на занятиях по

робототехнике.

Работать в команде.

Называть детали конструктора Lego Mindstorms NXT. Совместно обучаться и работать в рамках одной группы.

Называть детали конструктора Lego Mindstorms NXT, точно дифференцировать их по форме, размеру и цвету, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу.

ЛУУД

- формировать отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности,

РУУД

- проговаривать последовательность действий;

ПУУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

КУУД

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Тема 2. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.



1




Тема 3. Свободный урок по теме «Конструкция».




1



Итого по разделу:


3


Раздел 2. Программная среда и управление NXT (10 часов)


Тема 1. Программа Lego Mindstorm NXT-G.



1




Роботы и эмоции. Проявление эмоций. Эмоциональный робот.

Блок «Экран». Блок «Звук». Проект «Встреча». Конкурентная

разведка. Блок «Ожидание». Проект «Разминирование»

Уметь правильно пользоваться сборкой основных деталей модели;

Знать элементарные приемы жёсткости конструкции

Классифицировать материал для создания модели, работать по предложенным инструкциям.

Называть детали конструктора Lego, точно дифференцировать их по форме, размер, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу

Уметь анализировать ситуации из жизни;

- выполнять инструкции по изготовлению модели;

- отбирать информацию для выполнения собственного проекта;

- осуществлять организацию и планирование собственной деятельности;

- применять приёмы фантазирования для конструирования отдельных моделей.

Творчески подходить к решению задачи, работать по предложенным инструкциям

Самостоятельно изготавливать по образцу изделие спецтранспорта;

-преобразовывать постройки по разным параметрам, комбинировать детали по цвету, форме, величине.

Уметь самостоятельно изготавливать по образцу модель;

- осуществлять организацию и планирование собственной деятельности;

-проводить эксперимент.

Знать и уметь совмещать некоторые нюансы программирования с характерными особенностями конструкции.

ЛУУД

- формировать у детей мотивацию к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания,


РУУД

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

ПУУД

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

КУУД

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

Тема 2. Микропроцессор NXT и правила работы с ним.



1




Тема 3. Понятие команды, программы и программирования.




1



Тема 4. Управление 1



1




Тема 5. Управление 2



1




Тема 6. Управление 3. Использование Датчика Касания в команде. Жди.




1



Тема 7. Создание программы



1




Тема 8. Микропроцессор NXT.



1




Тема 9. Управление 4. Использование Датчика Освещенности в команде. Жди




1



Тема 10. Соревнование «Траектория»




1



Итого по разделу:


10


Раздел 3. Исследование и управление (5 часов)


Тема 1. Исследование. Управление 1

Датчика Освещенности



1




Имитация. Роботы-симуляторы. Алгоритм и композиция.

Свойства алгоритма. Система команд исполнителя.

Настройки

блока «Движение» для поворотов. Кольцевые автогонки.

Плотность автомобильного парка.

Проблема парковки в мегаполисе. Проект «Парковка»


Анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Название деталей конструктора Lego, точно дифференцировать их по форме, размеру и цвету, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу;

Уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, пользоваться новыми терминами в области программирования и инженерного строительства.

ЛУУД

- формировать у детей мотивацию к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

РУУД

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

ПУУД

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

КУУД

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Тема 2. Исследование. Управление 2




1



Тема 3. Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO



1




Тема 4. Движение по траектории.




1




Тема 5. Соревнования «Движение по линии»





1



Итого по разделу:


5


Раздел 4. Конструирование (7 часов)


Тема 1. Конструирование 1. Управление двумя моторами с помощью команды Жди



1




Моторы для роботов. Сервопривод. Тахометр. Проект

«Тахометр»

Компьютерное моделирование. Модели и моделирование. Lego

Digital Designer. Первая 3D модель. Трехмерное моделирование

Знать называть детали конструктора Lego, точно дифференцировать их по форме,

Размеру.

Уметь правильно высчитывать нужную мощность мотора при выполнении того или иного действия.

ЛУУД

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

РУУД

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ПУУД

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

КУУД

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Тема 2. Конструирование 2. Управление мощностью моторов.



1




Тема 3. Органы чувств робота.




1




Тема 4. Конструирование 3. Использование Датчика Освещенности в команде. Жди



1




Тема 5. Конструирование 4. Программирование функций регистрации данных, основанное на планировании частоты отсчетов



1




Тема 6. Органы чувств робота. Датчик освещенности.




1



Тема 7. Проект Карусель. Использование автоматического управления.



1




Итого по разделу:


7

Раздел 5. Механизмы и датчики (10 часов)


Тема 1. Понятие о простых механизмах и их разновидностях.



1




Тактильные ощущения. Как измерить тактильные ощущения?

Датчики касания. Схема работы датчика касания. Способы

использования датчиков: снятие показаний, ожидание

значений, условия выхода из цикла, выбор действий. Проект

«Система автоматического контроля дверей». Рабочий график

и простои. Проект «Перерыв 15 минут». Счетчик нажатий.

Знать как из программы сделать программный продукт? Требования

к программному продукту. Свойства математических

действий. Вспомогательная переменная. Блок «Сравнение».

Проект «Управление электромобилем». Баги. Поиск багов.

Уметь использовать знания о передаточном числе, на практике при моделировании робота на тягу или на скорость

Эйфелева башня. Кевлар. Уметь использовать датчик определения

расстояния. Ультразвуковой датчик. Схема работы

ультразвукового датчика. Измеряем расстояние до объекта.

Проект «Робот-прилипала». Проект «Соблюдение дистанции

на транспорте». Проект «Охранная система».

ЛУУД

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

РУУД

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

ПУУД

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

КУУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Тема 2. Рычаги: правило равновесия рычага.





1



Тема 3. Модель «шлагбаум».





1



Тема 4. Датчики – органы чувств Робота



1




Тема 5. Модель автомобиля. Построение модели по технологической карте.



1




Тема 6. Автомобиль. Часть 2





1



Тема 7. Автомобиль. Часть 3



1




Тема 8. Виды передач. Создание скоростной модели.



1




Тема 9. Виды передач. Создание мощных моделей.




1



Тема 10. Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ




1



Итого по разделу:

12

10

7

9

Резервные часы (2 часа)







Итого:

70

70

35

35




Всего:

210 часов





Содержание (темы) раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Формы контроля


Ауди

торные

неауди-

торные

Вводный курс (3 часа)

Техника безопасности

Роботы вокруг нас.


1


Правила работы.

Сборочный конвейер. Проект «Валли». Культура производства.

. Передовые направления в

робототехнике. Программа для управления роботом.

Как выполнять несколько дел одновременно.

Параллельное программирование.

Что такое робот. Робот Mindstorms NXT

- правилам работы на занятиях по

робототехнике.

Работать в команде.

ЛУУД

- формировать отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности,

РУУД

- проговаривать последовательность действий;

ПУУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

КУУД

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Обсуждение

Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.


1


Робототехника и ее законы

Называть детали конструктора Lego Mindstorms NXT. Совместно обучаться и работать в рамках одной группы.

Свободный урок по теме «Конструкция».



1

Графический интерфейс пользователя. Проект «Незнайка».

Первые ошибки.

Называть детали конструктора Lego Mindstorms NXT, точно дифференцировать их по форме, размеру и цвету, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу.

Программная среда и управление NXT (10 часов)

Программа Lego Mindstorm

NXT-G.


1


Роботы и эмоции. Проявление эмоций. Эмоциональный робот.

Блок «Экран». Блок «Звук». Проект «Встреча». Конкурентная

разведка. Блок «Ожидание». Проект «Разминирование»

Ознакомление и изучение микропроцессора Mindstorms NXT, отличие построек уклада жизни, усвоение первичных навыков портов ввода и вывода информации, алгоритмические движения робота, датчики освещения.

Уметь правильно пользоваться сборкой основных деталей модели;

Знать элементарные приемы жёсткости конструкции

Классифицировать материал для создания модели, работать по предложенным инструкциям.

Называть детали конструктора Lego, точно дифференцировать их по форме, размер, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу

ЛУУД

- формировать у детей мотивацию к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания,


РУУД

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

ПУУД

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

КУУД

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

Обсуждение

Программирование элементарных задач

Микропроцессор NXT и правила работы с ним.


1


Понятие команды, программы и программирования.


1

Готовое программы для изделий

Управление 1


1


Уметь анализировать ситуации из жизни;

- выполнять инструкции по изготовлению модели;

- отбирать информацию для выполнения собственного проекта;

- осуществлять организацию и планирование собственной деятельности;

- применять приёмы фантазирования для конструирования отдельных моделей.

Управление 2


1


Отображать в моделях свои впечатления и идеи, грамотно выстраивать логическую цепочку действий при программировании робота.

Творчески подходить к решению задачи, работать по предложенным инструкциям

Обсуждение. Готовое изделие.

Просмотр проектов.

Управление 3

• Использование Датчика Касания в команде Жди



1

Самостоятельно изготавливать по образцу изделие спецтранспорта;

-преобразовывать постройки по разным параметрам, комбинировать детали по цвету, форме, величине.

Создание программы


1


Микропроцессор NXT.


1


Навыки по нахождению и отображению в моделях индивидуальных особенностей тех или иных видов транспорта в зависимости от цели и среды его использования.

Уметь самостоятельно изготавливать по образцу модель;

- осуществлять организацию и планирование собственной деятельности;

-проводить эксперимент.

Знать и уметь совмещать некоторые нюансы программирования с характерными особенностями конструкции.

Управление 4

• Использование Датчика Освещенности в команде Жди


1

Соревнование «Траектория»



1


Прослеживание закономерностей конструкции робота с его результатами на соревнованиях.

Исследование и управление (5 часов)

Исследование. Управление 1

Датчика Освещенности


1


Имитация. Роботы-симуляторы. Алгоритм и композиция.

Свойства алгоритма. Система команд исполнителя.

Настройки

блока «Движение» для поворотов. Кольцевые автогонки.

Плотность автомобильного парка.

Проблема парковки в мегаполисе. Проект «Парковка»


Нахождение и моделирование отличительных особенностей Концепт-кары. Что такое концепт-кар? Минимальный радиус

поворота. Как может поворачивать робот NXT. Парковка в городе.

Анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Название деталей конструктора Lego, точно дифференцировать их по форме, размеру и цвету, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу;

ЛУУД

- формировать у детей мотивацию к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

РУУД

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

ПУУД

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

КУУД

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Готовое изделие.

Просмотр проектов.

Исследование. Управление 2



1

Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO

1


Уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, пользоваться новыми терминами в области программирования и инженерного строительства.

Движение по траектории.


1


Основные особенности при движении робота по траектории, зависимость результатов прохождения от конструкции робота

Э количества датчиков и программного обеспечения.

Знать зависимость срабатывания датчиков на траектории от освещения.

Уметь откалибровать датчики при различных освещениях.

Готовое изделие.

Просмотр проектов.

Соревнования «Движение по линии»



1

Результаты прохождения конкурса.

Конструирование (7 часов)

Конструирование 1. Управление двумя моторами с помощью команды Жди


1


Моторы для роботов. Сервопривод. Тахометр. Проект

«Тахометр»

Компьютерное моделирование. Модели и моделирование. Lego

Digital Designer. Первая 3D модель. Трехмерное моделирование

Вложенные циклы. Вспомогательные алгоритмы. Блок

вспомогательного алгоритма «Мой блок».


Знать называть детали конструктора Lego, точно дифференцировать их по форме,

Размеру.

Уметь правильно высчитывать нужную мощность мотора при выполнении того или иного действия.


ЛУУД

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

РУУД

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ПУУД

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

КУУД

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Просмотр проектов

Конструирование 2. Управление мощностью моторов.


1


Органы чувств робота.



1

Конструирование 3. Использование Датчика Освещенности в команде Жди


1


Самостоятельно программирования робота при помощи команд Жди.

Готовое изделие

Конструирование 4.

Программирование функций регистрации данных, основанное на

планировании частоты отсчетов


1


Создание

персонального блока команд. Проект «Правильный тахометр»

Органы чувств робота. Датчик освещенности.



1

Моделирование и конструирование изделий, соблюдая пропорциональные особенности и функциональность.

Уметь программировать и совмещать органы чувств (датчики), при определенных условия выполнения задач роботом.

Проект Карусель. Использование автоматического управления.


1


Механизмы и датчики (10 часов)

Понятие о простых механизмах и их разновидностях.


1


Тактильные ощущения. Как измерить тактильные ощущения?

Датчики касания. Схема работы датчика касания. Способы

использования датчиков: снятие показаний, ожидание

значений, условия выхода из цикла, выбор действий. Проект

«Система автоматического контроля дверей». Рабочий график

и простои. Проект «Перерыв 15 минут». Счетчик нажатий.

Характеристика зубчатых передач. Повышающая и понижающая передачи.

Проект «Передаточные отношения». Математическая

модель одометра для робота с коробкой переключения передач.

Проект «Мгновенная скорость».

Знать как из программы сделать программный продукт? Требования

к программному продукту. Свойства математических

действий. Вспомогательная переменная. Блок «Сравнение».

Проект «Управление электромобилем». Баги. Поиск багов.

Уметь использовать знания о передаточном числе, на практике при моделировании робота на тягу или на скорость.

ЛУУД

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

РУУД

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

ПУУД

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

КУУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Обсуждение. Розыгрыш сценария.

Рычаги: правило равновесия рычага.



1

Модель «шлагбаум».



1

Датчики – органы чувств Робота.


1


Готовое изделие

Открытый показ - отчет

Модель автомобиля. Построение модели по технологической карте.


1


Автомобиль. Часть 2


1

Автомобиль. Часть 3

1


Просмотр проектов

Виды передач. Создание скоростной модели.


1


Обсуждение работы над проектом. Планирование, анализ, проверка,

обобщение. Сложные проекты. Проект «Система газ-

тормоз». Анализ и исправление (улучшение) результатов

Эйфелева башня. Кевлар. Уметь использовать датчик определения

расстояния. Ультразвуковой датчик. Схема работы

ультразвукового датчика. Измеряем расстояние до объекта.

Проект «Робот-прилипала». Проект «Соблюдение дистанции

на транспорте». Проект «Охранная система».

Просмотр проектов

Виды передач. Создание мощных моделей.



1

Итоги по просмотрам и соревнованиям.

Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ


1

Итого:

21

14







  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование ЦОР

Домашнее задание

РАЗДЕЛ 1 «Вводный курс»

Кол-во часов 3 ,

Ученик научится правила работы с конструктором Mindstorms NXT.

Культуре производства того или иного изделия.

Ученик получит возможность научиться передовым направлениям в

робототехнике. Программам для управления роботом.

Как выполнять несколько дел одновременно.

Параллельному программированию.

1


Техника безопасности

Роботы вокруг нас.


Беседа

Среда конструирования - знакомство с деталями

конструктора. Названия и назначения деталей. Изучение типовых

соединений деталей.

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


2


Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.


Лабораторные исследования


Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные

обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального

способа описания.


3


Свободный урок по теме «Конструкция».


Лабораторные исследования


Самостоятельная творческая

работа учащихся.


РАЗДЕЛ 2 «Программная среда и управление NXT»

Кол-во часов 10 ,

Ученик научится при помощи различных функций и датчиков предать роботу эмоции. Проявление эмоций. Эмоциональный робот.

Ученик получит возможность научиться проводить алгоритмические операции Блок «Экран». Блок «Звук». Выполнять проекты повышенной сложности проект «Встреча». Конкурентная разведка. Блок «Ожидание». Проект «Разминирование»

п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование ЦОР

Домашнее задание

4


Программа Lego Mindstorm

NXT-G.


Лекция

Знакомство с запуском программы, ее

интерфейсом

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.

Запомнить внешний вид блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель.

5


Микропроцессор NXT и правила работы с ним.


Лабораторные исследования


Подключение моторов и датчиков. Основы электричества. Понятия

напряжения, полярности, электрической цепи. Техника безопасности.


6


Понятие команды, программы и программирования.

Просмотр презентаций

Самостоятельная работа




7


Управление 1


Самостоятельная работа


• Управление одним мотором

• Использование команды жди

• Загрузка программ в NXT


8


Управление 2


Самостоятельная работа


• Управление двумя моторами

• Изменение мощности мотора

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


9


Управление 3

• Использование Датчика Касания в команде Жди


Самостоятельная работа

Лабораторные исследования


• Создание двухступенчатых программ

• Использование кнопки Выполнять много раз для повторения

действий программы

• Сохранение и загрузка программ

Подумать и перечислить преимущества и недостатки гусеничного робота по сравнению с 4-х колёсным.

10


Создание программы


Самостоятельная работа

Просмотр презентаций

Лекция

«Поворот на 90%» с использованием датчика

касания (направо и налево)


11


Микропроцессор NXT.


Беседы

Демонстрация опытов


Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO

Mindstorm = LEGO-робот.


12


Управление 4

• Использование Датчика Освещенности в команде Жди

Самостоятельная работа

Просмотр презентаций


Создание многоступенчатых программ


13


Соревнование «Траектория»


Самостоятельная работа


Соревнование между группами, обсуждение проектов и

программ

Вспомнить всё что проходили, прочитать записи. Подготовиться к тестированию.

РАЗДЕЛ 3 «Исследование и управление»

Кол-во часов 5 ,

Ученик научится применять в жизни при моделировании робота такие понятия как «Имитация», «Роботы-симуляторы», «Алгоритм и композиция». Свойства алгоритма. Система команд исполнителя.

Ученик получит возможность научиться настраивать блока «Движение» для поворотов. Кольцевые автогонки. Плотность автомобильного парка.

п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование ЦОР

Домашнее задание

14


Исследование. Управление 1

Датчика Освещенности


Лабораторные исследования

Просмотр презентаций

Беседы


• Проектирование сбора данных об освещенности с использованием

• Обзор областей раздела Исследователь: Загрузка данных, Просмотр

и Сравнение, Описание

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


15


Исследование. Управление 2


Самостоятельная работа


• Проектирование сбора данных об освещенности в течение заданного

времени

• Программирование движения робота и сбора данных об

освещенности


16


Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO

Лабораторные исследования

Лекция



17


Движение по траектории.


Лабораторные исследования

Самостоятельная работа



Модель с одним и двумя датчиками света.

Программирование.


1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


18


Соревнования «Движение по линии»


Лабораторные исследования

Самостоятельная работа


Соревнование между группами, обсуждение

проектов и программ


РАЗДЕЛ 4 «Конструирование»

Кол-во часов 7 ,

Ученик научится применять и выбирать необходимое количество моторов для роботов. Сервопривод. Тахометр.

Ученик получит возможность научиться Компьютерному моделированию в среде Lego Digital Designer. Первая 3D модель. Трехмерное моделирование

п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

ОборудованиеЦОР

Домашнее задание

19


Конструирование 1. Управление двумя моторами с помощью команды Жди


Самостоятельная работа

Просмотр презентаций

Беседы


• Использование палитры команд и окна Диаграммы

• Использование палитры инструментов

• Загрузка программ в NXT

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


20


Конструирование 2. Управление мощностью моторов.


Самостоятельная работа

Просмотр презентаций


• Использование Модификаторов

• Копирование и вставка пиктограмм в программе

• Использование Датчика Касания в команде Жди

• Сохранение программы

Подумать, какой робот подойдёт для соревнований по мини сумо. Гусеничный/колёсный, большой/маленький, лёгкий/тяжёлый и т.д. Записать рассуждение в тетради.

21


Органы чувств робота.


Лабораторные исследования


Датчик света. Модели, реагирующие на

изменение освещенности.

Подумать, почему Ваш робот победил или проиграл. Записать идеи в тетрадь

22


Конструирование 3. Использование Датчика Освещенности в команде Жди


Самостоятельная работа

Просмотр презентаций


• Использование команд Прыжок и Метка

• Загрузка ранее сохраненной программы

Запомнить, какие ошибки были допущены при разработке роботов. Запомнить каким должен быть робот для такого вида соревнований.

23


Конструирование 4.

Программирование функций регистрации данных, основанное на

планировании частоты отсчетов


Самостоятельная работа

Просмотр презентаций


• Проектирование сбора данных от Датчика Освещенности

• Программирование движения робота и сбора данных об

освещенности

• Смена графиков

Обзор областей раздела Исследователь: Загрузка данных, Просмотр

и Сравнение, Описание


24


Органы чувств робота. Датчик освещенности.


Лабораторные исследования

Самостоятельная работа


Движение по траектории 1 датчик освещенности

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


25


Проект Карусель. Использование автоматического управления.


Самостоятельная работа


Программирование вращения на заданное количество времени,

автоматическое освещение, срабатывающее на уменьшение

освещенности объекта. Разбиение на задачи. Прыжки.


РАЗДЕЛ 5 «Механизмы и датчики»

Кол-во часов 10 ,

Ученик научится понимать тактильные ощущения на языке программирования. Датчики касания. Схема работы датчика касания. Способы использования датчиков: снятие показаний, ожидание

значений, условия выхода из цикла, выбор действий.

Ученик получит возможность научиться выполнять проекты, учитывая датчики касания

«Система автоматического контроля дверей».

п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование, ЦОР

Домашнее задание

26


Понятие о простых механизмах и их разновидностях.


Лабораторные исследования

Лекция

Рычаг и его

применение.

Конструирование рычажных механизмов.

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


27


Рычаги: правило равновесия рычага.


Самостоятельная работа


Основные определения. Правило

равновесия рычага.

Построение сложных моделей по теме «Рычаги».


28


Модель «шлагбаум».


Самостоятельная работа


Использование зубчатой передачи для

уменьшения скорости модели.


29


Датчики – органы чувств Робота.


Лабораторные исследования

Беседы


Шлагбаум-автомат. Использование

датчика касания.


30


Модель автомобиля. Построение модели по технологической карте.


Самостоятельная работа


Датчик касания. Создание и программирование модели отъезжающей

от препятствий. Цикл. Часть 1


31


Автомобиль. Часть 2

Самостоятельная работа




32


Автомобиль. Часть 3

Самостоятельная работа




33


Виды передач. Создание скоростной модели.


Лабораторные исследования

Самостоятельная работа


Состязания

«Формула 1»


34


Виды передач. Создание мощных моделей.


Лабораторные исследования

Самостоятельная работа


Состязания

«Перетягивание каната»

Зачет по теме «Виды передач»

1. набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

2. персональный компьютер – 10 шт.;

3. мультимедиа проектор – 1 шт.


35


Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ

Отчет –практикум.






8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Результаты освоения курса «Робототехника» относятся к первому и второму уровню результатов – приобретению школьниками социальных знаний, получения опыта решения простейших инженерных и технических задач, а также первичные навыки выполнения проектных работ.

Развить познавательные умения и навыки учащихся;

Уметь ориентироваться в информационном пространстве;

Уметь самостоятельно конструировать свои знания;

Уметь критически мыслить.

Участие в лего- конкурсах

В результате освоения курса учащиеся научатся:

  • соблюдать правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    основные приемы конструирования роботов;

  • конструктивные особенности различных роботов;

  • как передавать программы в RCX;

  • как использовать созданные программы;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • создавать программы на компьютере для различных роботов;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов;

Могут научится:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;

  • создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;

  • передавать (загружать) программы в RСX;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов.


9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – 10 шт.;

- персональный компьютер – 10 шт.;

- лазерный принтер – 1 шт.;

- мультимедиа проектор – 1 шт.

Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.

Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

Научно-популярное издания для детей « Мы едем, едем, едем!» Л.Я Гальперштейн. — М.; «Детская литература», 1985.

Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.

Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.

Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.

Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE», 1994.

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

  2. Наборы образовательных Лего-конструкторов:

  3. Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.

  4. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.




СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Книги

Основы моделирования

  1. Глинский Б. А. Моделирование как метод научного исследования. — М.: 1965. Технология

  2. Техническое творчество. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. — М.: Просвещение, 1978.

  3. Программа образовательной области «Технология». — М.: ВННК «Технология», 1996

Механика

  1. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. — М.: Наука, 1970.

  2. Ханзен Р. Основы общей методики конструирования. — М.: Знание, 1968. Электроника

  3. Бессонов В. Кружок радиоэлектроники. — М.: Просвещение, 1993-

  4. Борисов В. Кружок радиотехнического конструирования. — М.: Радио и связь, 1989.

  5. Варламов Р. Мастерская радиолюбителя. — М.: Радио и связь, 1983.

  6. Иванов Б. Энциклопедия начинающего радиолюбителя, — М., 1992.

  7. Программы для внешкольных учреждений. Технические кружки по электронике, микропроцессорной технике. — М.: Просвещение, 1987.

  8. Фролов В. Язык радиосхем. — М.: Радио и связь, 1989.

  9. Эндерлайн Р. Микроэлектроника для всех. — М: Мир, 1989. Робототехника

Начинающим

  1. Вильяме Д. Программируемый робот, управляемый с КПК /Д. Вильяме; пер. с англ. А. Ю. Карцева. — М.: НТ Пресс, 2006. — 224 с; ил. (Робот — своими руками).

  2. Комский Д. Кружок технической кибернетики. — М.: Просвещение, 1991.

  3. Мацкевич. Занимательная анатомия роботов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь», 1988. — 128 с; ил. — (Межизд. серия «Научно-популярная библиотека школьника»).

  4. Хейзерман Д. Как самому сделать робота: Пер. с англ. В. С. Гурфинкеля. — М.: Мир, 1979.

Для углубленного изучения

  1. Асфаль Р. Роботы и автоматизация производства / Пер. с англ. М. Ю. Евстегнеева и др. —- М.: Машиностроение, 1989. — 448 с: ил.

  2. Василенко Н. В., Никитин К. Д., Пономарев В. П., Смолин А. Ю. Основы робототехники. — Томск: МГП «РАСКО», 1993.

  3. Градецкий В. Г., Рачков М. Ю. Роботы вертикального перемещения, М.: Тип. Мин. Образования РФ, 1997. — 223 с.

  4. Механика промышленных роботов: Учеб. пособие для втузов: В 3 кн. / Под ред. К. В. Фролова, Е. И. Воробьева. Кн. 3: Основы конструирования / Е. И. Воробьев,

А. В. Бабич, К. П. Жуков и др. — М.: Высш. шк., 1989. — 383 с: ил.

  1. Конструирование роботов: Пер. с франц. / Андре П., Кофман Ж.-М., Лот Ф., Тайар Ж.-П. — М.: Мир, 1986. — 360 с, ил.

  2. Ямпольский Л. С. Промышленная робототехника. - Киев: Техника, 1984.

  3. Янг Дж. Ф. Робототехника: Пер. с англ. / Ред. М. Б. Игнатьев. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. — 300 с, ил.

Популярное программирование Общие вопросы

  1. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с, ил.

  2. Очков В. Ф., Пухначев Ю. В. 128 советов начинающему программисту/ В. Ф. Очков, Ю. В. Пухначев, 256,[1] с. ил., 2-е изд. — М.: Энергоатомиздат, 1992.

Бейсик для начинающих

  1. Вонг У. Основы программирования для «чайников» (+CD-ROM). — Киев: Диалектика, 2007. — 336 с/

  2. Давидов П. Д., Марченко А. Л. Бейсик для начинающих. - М.: Наука, 1994 г.

  3. Очков В. Ф., Рахаев М. А. Этюды на языках QBasic, QuickBasic и Basic Compiler — М.: Финансы и статика, 1995. — 386 с.

  4. Сафронов И. К. Бейсик в задачах и примерах. — СПб: БХВ-Петербург, 2006. -320 с.

Журналы:

Юным техникам

Юный техник

Популярно-технические

Популярная механика Техника-молодежи

Моделистам Моделист-конструктор

Радиолюбителям Радио Радиолюбитель

Веб-ресурсы:

Популярная наука и техника

  1. http://www.membrana.ru. Люди. Идеи. Технологии.

  2. http://www.3dnews.ru. Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке

  3. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.

  4. http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.

  5. http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.

  6. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.

  7. http://www.rusandroid.ru. Серийные андроидные роботы в России.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилов Алексей Геннадьевич

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства