Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по эрзянскому языку в 4 классе разработана на основе авторской
программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или
смешанным по национальному составу контингентом обучающихся(первый, второй и
третий годы обучения):ВальчукЕ.В.,доцент кафедры дошкольного и начального
образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н.,доцент кафедры эрзянского языка МГУ им.
Н.П.Огарёва. ШирманкинаР.С.,доцент кафедры филологии МРИО,КубасоваО.В,
рекомендованную к изданию
Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики
Мордовия,2006г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит
изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-
деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые
ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе
проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На
уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются
образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и
обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность;
воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Цели и задачи обучения:
пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для
дальнейшего его изучения;
воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-
эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого
материала;
ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями
и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет
общения на этом языке);
-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи
(слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)
-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на
одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и
пишут);
-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика,
предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых
слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);
-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении
эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или
другом случае), как это можно выразить на родном языке)
Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их
дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников
самостоятельно решать
совершенствование, в том числе совершенствование уменийшкольников самостоятельно решать
коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований),выражать
на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.
Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами
обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе
прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у
учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.
Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до
понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений.
Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное
понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа.
Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного
предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в
объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного
усвоения.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 1 часа в неделю (34 часа в год). Обучение
начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и
выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить
тексты, задавать вопросы, вести беседу.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты изучения курса
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В области говорения:
*Уметь поздороваться,представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;
*уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос
собеседника в пределах тематики общения;
*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;
В области аудирования (произношения ):
*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;
*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.
В области чтения:
*развивать технику чтения вслух;
*читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
*писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );
*списывать тексты с различными видами заданий.
Требования к уровню владения эрзянским языком:
Одной из задач обучения эрзянскому языку является закрепление лексического и грамматического материала, предложенного в первом году обучения. Обогащение словаря может происходить как за счет расширения содержания уже изученных тем, так и посредством ознакомления с новыми темами, такими, как «Игры детей», «В селе», «В городе», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Встреча гостей», «8 марта - женский праздник», и т.д.
Должна продолжаться работа по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя эрзянской речи. Ожидаемыми результатами формирования умений и навыков детей должны стать:
употребление грамматических правил эрзянского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);
обозначение множественности предметов, признаков, действий;
обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;
применение способов выражения утверждения и отрицания в различныхфразовых конструкциях;
употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;
усвоение некоторых особенностей эрзянского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);
активизация диалогового общения;
развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;
обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале
Виды контроля:
текущий
тематический
итоговый
Содержание учебного курса
Моя школа. 2 часа.
Здравствуй,школа! День Знаний – самый радостный праздник. Я и моя школа. Любимые учебные предметы. В школе.
Мир вокруг меня. 14 часов.
Лето. На реке. Летний дождь. Названия летних месяцев. В лесу. Дары леса. Обитатели леса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Осень. Животные осенью. Поздняя осень. Зима. Зимние
саду и в огороде. Овощи и фрукты. Наши крылатые друзья. Уход за домашними животными. Работа в садах и огородах. Весенние заботы. Хлеб-наше богатство.
Я и моя семья. 6 часов.
Наша дружная семья. Моя семья. Занятия членов семьи. Кудосо. День рождения в семье. Правильное питание. Приготовление пищи. Продукты. Работа в семье. Трудолюбие. Кем быть? Профессии. Поговорим о маме. Домашнее хозяйство. В селе.
Мои друзья. 2 часа.
Мои друзья. Наши увлечения. Свободное время. Дружба.
Культурное наследие. 7 часов.
Великий скульптор – С.Д.Эрьзя. Художники Республики Мордовия. Творчество Ф.В.Сычкова. Писатели Мордовии. Мордовская детская литература. Мордовские детские журналы. Защитники Отечества. Адмирал Ф.Ф.Ушаков. Мордовский учёный-М.М.Евсевьев. День Победы. Известные полководцы.
Моя малая Родина. 3часа.
Историческое прошлое эрзи и мокши. Родная страна. Города и сёла нашей республики.
Государственные символы Мордовии. Заповедные места нашей республики. Необходимость
охраны исчезающих животных и растений. Экскурсия по достопримечательным местам города (села).
Тематическое планирование по учебному курсу
«Эрзянский язык»
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во часов
1ч
2ч
3ч
4ч
1
Я и моя школа.
2
2
2
Мир вокруг меня.
13
6
3
4
3
Я и моя семья.
6
6
4
Мои друзья.
2
2
5
Культурное наследие.
7
7
2
6
Моя малая Родина.
2
2
Всего:
34
14
3
9
8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Наименование раздела Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Планируемые результаты освоения материала
Формы организации учебно-познавательной
Дата проведения
предметные
метапред-метные
личностные
деятельности учащихся
План
Факт.
1.Я и моя школа.(2ч)
1.
День знаний. Здравствуй, школа. В школе
1
Комбинированный урок
Умение ориентироваться в учебнике; умеиие приветствовать на эрзянском языке
Владение всеми видами речевой деятельности
Чувство любви к родному
краю Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа
Фронтальная, групповая
2.
Люблю учиться. Из школьной жизни.
1
Комбинированный урок
Понимание необходимости стать образованным че-
ловеком Умение отвечать на вопрос: Меземиньтейтяноуроксто??
Владение всеми видами речевой деятельности
Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
2.Мир вокруг меня.(6 ч)
3.
На реке. Летний дождь.
1
Ввод новой лексики
Умение составлять рассказ по плану.Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни
Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях
Фронтальная, групповая
4.
Лето. Летом в лесу.
1
Ввод новой лексики
Умение правильно употреблять послеслоги в предложении.Активизация слов в речи.
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни
Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях
Фронтальная, групповая
5.
Дары леса.
Лесные жители
1
Урок изучения
нового материала
Умение составлять рассказ по опорным словам, Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни
Умение согласованно работать в группе
Фронтальная, групповая, индивидуальная
6.
Хлеб-наше богатство.
Хлеб-всему голова
1
Урок-изучения нового материала
Знать пословицы о хлебе, названия зерновых культур и уметь составлять предложения, умение работать с деформированным текстом.
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни
Интерес к профессии хлебороба и уважение к людям труда , бережное отношение к хлебу.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
7.
Золотая осень. Животные осенью.
1
Комбинированный урок
Знать названия осенних месяцев, умение употреблять слова во множественном числе, находить в тексте имена прилагательные.
Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать
Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.испытывать эстетические чувства.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
8.
Поздняя осень.
1
Повторение
умение употреблять слова во множественном числе, находить в тексте именасуществительные.
Владение всеми видами речевой деятельности
Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.
Фронтальная, групповая
3.Я и моя семья (6ч)
9.
Наша дружная семья. Моя семья. Занятия по интересам.
1
Комбинированный урок
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.
Уметь составлять текст по сюжетным рисункам.
Формирование коммуникативных
навыков: развитие логического мышления
Уважительное отношение к членам семьи, забота о близких.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
10.
Домашнее хозяйство.
1 -
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматических ко нетрукциирассмотрениых ранее.
Умение составлять план пересказа
Применение приобретенных знаний в повседневной жизни
Ценностное отношение к семье.
Фронтальная, индивидуальная
11.
День рождения.
1
Комбинированный урок
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций.умение составлять рассказ по личным впечатления и по рисунку.
Знакомство с многозначными словами.
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни
Ценностное отношение к родному слову, языку Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре
Фронтальная, групповая, индивидуальная
12.
Продукты.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по рисунку
Владение всеми видами речевой деятельности
Понятие о необходимости правильного здорового полноценного питания.
Фронтальная, групповая
13.
Работа. Трудолюбие.
1
Комбинированный урок
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.
Знать названия культурных растений сада и огорода на эрзянском языке. Умение строить предложения по конструкции мезде? и мезентьлангс?
Владение всеми видами речевой деятельности
Бережное отношение к природе, к труду, к людям труда.
Чувство гордости за трудолюбие своего народа и стремление
трудолюбию.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
14.
Профессии.
1
Комбинированный урок.
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее, умение
Владение всеми видами: речевой деятельности
Развитие коммуникативных навыков
Интерес к определённой профессии, желание к получению информации о данной профессии из разных источников.
Фронтальная, групповая,- индивидуальная
4.Мир вокруг меня (3ч)
15.
Красавица зима. Зимние забавы.
1
Комбинированный урок
Активизация в речи учащихся слов и
грамматических конструкций; умение работать с деформированным текстом, составлять текст по рисунку. Знать названия зимних месяцев.
Владение всеми видами речевой деятельности
Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства .
Фронтальная, групповая, индивидуальная
16.
Животные зимой.
1
Комбинированный урок
Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по картинке.
Владение всеми видами речевой деятельности
Проявлять жалость и сострадание к братьям меньшим.
Фронтальная, групповая
17.
Зимние праздники мордовского народа.
Рождество.
1
Урок изучения
нового материала
Активизация в речи учащихся слов и
грамматических конструкций; Знакомство с временными формами глаголов
Применение приобретённых знаний в повседневной жизни
Интерес к традициям и историческому прошлому своего народа.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
5.Мои друзья.(2ч)
18.
Мои друзья.Наши увлечения.
1
Урок
изучения
нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ.
Развитие коммуникативных навыков
Формирование здорового образа жизни, интерес к разнообразным увлечениям.
Фронтальная,групповая, индивидуальная
19.
Наше свободное время.
1
Урок-изучения
нового материала.
Активизация в речи учащихся слов и грамматически х
конструкций рассмотренных ранее; умение составлять план по тексту и рисунку.
Развитие коммуникативных навыков
Осознавать понятие свободное время и рационально использовать в режиме дня.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
6.Культурное наследие.(7ч.)
20.
Скульптор С.Д. Эрзя.
1
Урок изучения нового материала
Умение составлять предложения описательного характера по рисункам.
Владение всеми видами речевой деятельности
Ценностное отношение к знаменитым людям
Фронтальная, индивидуальная
21
Художники Мордовии. Художник Ф.В. Сычков.
1
Урок изучения нового материала.
Умение составлять предложения описательного характера по рисункам.
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее
Владение всеми видами речевой деятельности
Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей
Фронтальная, групповая, индивидуальная
23.
Детские журналы.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее
Развитие коммуникативных навыков. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.
Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей
Фронтальная, групповая, индивидуальная
24.
Защита Отечества. Поговорим о маме.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее
Владение всеми видами речевой деятельности
Чувство любви к Родине Уважительное отношение к защитникам Родины
Фронтальная, групповая, индивидуальная
25.
Историческое прошлое эрзи и мокши. Родная страна.
Символика Мордовии.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматическнхконструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.
Владение всеми видами речевой деятельности
Интерес к культуре,обычаям,традициям мордовского народа
Фронтальная, групповая, индивидуальная
26.
Фёдор Фёдорович Ушаков.
Макар ЕвсевьевичЕвсевьев.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматическнхконструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.
Владение всеми видами речевой деятельности
Уважение и гордость за земляков,прославивших свою родину.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
7.Мир вокруг меня.(4ч)
27.
Охрана природы. Наша природа.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим.
Владение всеми видами речевой деятельности
Понимать и любить природу, бережно относиться к ней,рационально использовать её богатства.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
28
Приход весны
Яркие краски весны. Весенние заботы.
1
Комбинированный урок.
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим.
Владение всеми видами речевой деятельности
Восприятие природной красоты,бережное отношение к природным ресурсам.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
29.
Фрукты и овощи.
Наши крылатые друзья Наши крылатые друзья
1
Комбинированный урок.
Активизация в речи учащихся слов и грамм а тическ их конструкций.
Владение всеми видами речевой деятельности
Понимать необходимость соблюдать правильное здоровое питание.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
30.
Работа в саду и в огороде.
1
Комбинированный урок.
Активизация в речи учащихся слов и грамм а тическ их конструкций.
Владение всеми видами речевой деятельности
Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
8.Культурное наследие.(2ч)
31.
День победы.
1
Урок-изучения
нового материала
Активизация в речи учащихся слов и
грамматических конструкций.
Стремиться к углублению своих знаний.
Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины.Чувство любви к родному краю и гордости за своих земляков.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
32.
Наши земляки- наша гордость.
1
Урок изучения
нового материала. Проверка и актуализация знаний
Активизация в речи учащихся слов и грамматическнхконструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. Знать имена героев-земляков Вов.
Развитие коммуникативных навыков
Уважительное отношении к известным людям. Чувство гордости и любви к родному краю
Фронтальная,групповая, индивидуальная
9.Моя малая родина.(2ч)
33
Весенние праздники. Полевые работы.
1
Урок изучения нового материала
Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский сский.
Владение всеми видами речевой деятельности
Чувство любви к родному
краю Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа
Фронтальная,групповая, индивидуальная
34.
Домашнее хозяйство. В селе. Уход за домашними животными
1
Комбинированный урок.
учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский.
Владение всеми видами речевой деятельности
Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.