Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну права»
ГККП «Центр детского и юношеского творчества»
Сценарий игры
«Путешествие в страну Права»
Составитель: Ешниязова У.А.
Актобе
Составитель: Ешниязова У.А.
«Путешествие в страну Права» сценарий игры – путешествия, для обучающихся ЦДЮТ.
Цель: расширить представления о правах и обязанностях обучающихся; определять, к каким последствиям может привести невыполнение своих обязанностей и неуважение к правам другого человека; составить кодекс чести.
Рассмотрено и утверждено на методическом совете ЦДЮТ
Протокол № ___ от _____ ____________ 2019г.
Цель: расширить представления о правах и обязанностях обучающихся; определять, к каким последствиям может привести невыполнение своих обязанностей и неуважение к правам другого человека; составить кодекс чести.
Оборудование: флаг с эпиграфом; карта путешествия; «пергаменты» с сообщениями (с 3-х островов); кораблик на магните, плакат с содержанием кодекса чести; разноцветные флажки.
Ход мероприятия
I. Беседа.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности обучающихся. Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды. Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению. (Каждый ребенок выбирает себе цветной флажок). - Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встрече будет высказывание:
Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека.
- А команде нужен капитан. Кого мы выберем капитаном?
- Итак, капитан, изложи нам план путешествия.
- Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека? (Это правила, по которым мы можем жить).
- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?
(Педагог пишет слово «Права» в центре доски и записывает ответы обучающихся, стремясь их по возможности систематизировать).
-уважение своей личной жизни, своего достоинства
-на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь) общение и дружбу со сверстниками
-ПРАВА на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня) благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность
- Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?
(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).
- Уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Хочу вам сообщить, что наш корабль причалил к острову Истории Права, и вы узнаете, каков был путь человека к идее прав. Обратите внимание на то, что на острове есть таинственный свиток. Кто желает зачитать его, что в нем написано? (Любой ребенок по желанию идет к доске, снимает «пергамент» и зачитывает сообщение об истории права).
Сообщение:
«Путь к идее права человека был непростой: ее оспаривали и отвергали, забывали и вновь открывали. Так продолжалось до 1948 года, когда она обрела своего хозяина – ООН (Организация Объединенных Наций) и была принята Всеобщая Декларация прав человека, 50-летие которой в декабре 1998 года отмечало все мировое человечество».
- В конце ХХ в. внимание к проблеме прав человека очень возросло. Мы с вами живем в очень сложном мире. О сложности и различных проблемах вы слышите по телевизору, из разговоров родителей, может, кто-то из вас читает, интересуется информацией из газет
Важность вопроса о правах человека связана с выживанием человечества, разрешением таким проблем, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода и различного рода болезней; улучшение окружающей среды. Но это возможно лишь при условии доверие между народами и государствами; а доверие – это и есть уважение прав человека.
II. Конкурс «Кто больше вспомнит».
- Следующий остров – остров Конкурсов и игр. Интересно, какая игра (или конкурс) оставлены для нас на этом острове. Кто хочет прочитать?
Сообщение:
«Конкурс «Кто больше вспомнит». Назовите сказки, басни, стихи и другие произведения, где есть покушение на права героев».
(«Колобок»: у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.; «Терем-теремок»: медведь отнимает дом; «Волк и ягненок» (басня): волк покушается на жизнь ягненка; «Красная шапочка»: волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки; «Муха-цокотуха»: паук хотел убить муху). - Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.
III. Изучение обязанностей обучающихся.
- Далее по курсу какой у нас остров?
Остров Обязанностей. Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях. Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, обучающиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.
Сообщение:«Обязанности учащихся»:
1. Посещать все занятия, не опаздывая на них.
2. На занятиях вести себя в соответствии с правилами поведения в Центре.
3. Успевать во всем.
4. Во время перерыва от занятий, в буфете, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.
5. Соблюдать культуру внешнего вида.
6. Бережно относиться к Центровскому, общественному имуществу.
- И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.
Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать на занятия, как себя ведет в перерывах между занятиями; как вы занимаетесь в кружке , на занятиях; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.
И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»
Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.
- Как будут относиться к вам педагоги, если вы будите прогуливать занятия, или опаздывать на них?
(Не будет понимания с педагогом; будут конфликты).
- Если не соблюдать культуру поведения на занятиях, переменах, в буфетах, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).
- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).
- Итак, сделаем вывод:
Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны педагогов и родителей? (Нет). Хотите жить без друзей (Нет).
- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности обучающихся и, конечно же, уважать права других людей.
IV. Составление кодекса чести.
- Цель нашего путешествия – достичь страны права. Мы уже посетили три острова. И остался еще один – это остров «кодекса Центра». Его еще можно назвать «кодексом чести». Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей группе всегда была атмосфера дружбы и доверия, уважения и взаимопонимания, взаимопомощи.
Итак, сегодня мы разработаем и примем конституцию Центра, или кодекса чести. Я предлагаю включить такие правила поведения для всех. (Плакат на доске).
Обучающийся имеет право на : 1. Откровенное выражение своего мнения относительно жизни группы и Центра, если это не унижает чего-либо достоинства. 2. Открытую оценку своих знаний по выбранному кружку исключительно в соответствии со знаниями и умениями. 3. Уважение своей личной жизни и достоинства. 4. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях и делах. 5. Отдых в перерывах между занятиями.
Обучающийся обязан: 1. Уважать взгляды, свободу и достоинства других людей, как взрослых, так и сверстников. 2. Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей. 3. Достойно и культурно вести себя в группе, школе, за их пределами. 4. Беречь имущество (Центровское, общественное), исправлять причиненный ему вред
- Что еще можно добавить?
- А теперь, давайте, проголосуем. Кто за то, чтобы данный кодекс чести принять за кодекс своей группы, поднимите руки. Кто против? Кто воздержался?
- И вот теперь мы можем беспрепятственно войти в страну Права и поселиться в ней. Кроме вас в стране будут жить еще и те люди, к которым вы можете всегда обратиться, чтобы защитить свои права. Как вы думаете, кто они? (Ваш руководитель- педагог ; администрация – директор, заместители директора, социально-психологическая служба).
V. Подведение итогов
- Сегодня мы составили свою конституцию, свой кодекс чести, по которому будем жить.
- Мы путешествовали в страну права. Давайте снова вспомним, какие права у вас, как у детей есть? (Права ребенка, записанные на доске).
- Сделаем вывод, что такое право.(Право – это совокупность обязательных правил поведения).
- Как записано в толковом словаре, Право – это регулятор общественных отношений.
- Какой хозяин у идеи прав человека? (ООН).
- Где записаны права человека? (Во всеобщей Декларации прав человека).
- Я надеюсь, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в страну права. Да? Мы продолжим изучение этой темы на следующих мероприятиях.
- Давайте снова выберем флажки, чтобы определить свое настроение сейчас, в конце нашего путешествия. (Дети выбирают флажки).
- Капитан у тебя есть право высадить всю команду на берег.
Всем спасибо за участие. Наша игра подошла к концу. Теперь вы знаете права и обязанности обучающихсяи не будете их нарушать.
Можете быть свободны, отправляйтесь дальше к новым свершениям, на свои занятия.
Список литературы:
Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. - 2010. - N 6. - С. 64-66.
Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.
Черемисина А. А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 10. - С. 35-39