kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология суицидального поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о проблеме суицидального поведения. Основные признаки данного поведения. В статье даны рекомендации родителям.

Просмотр содержимого документа
«Психология суицидального поведения»



Консультация для родителей

«Подростковый суицид».


Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.

Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера ("патология идентичности" по Эриксону) и встречается почти у четверти здоровых подростков.

Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

  • Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

  • Боязнь позора, насмешек или унижения.

  • Страх наказания, нежелание извиниться.

  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

  • Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни.

Во-первых, это - недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие "смерть" в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. Они следующие:

Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и существенно разнятся между собой.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

  • много шутит на тему самоубийства;

  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;

  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

  • предпринимал раньше попытки самоубийства;

  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

  • слишком критически относится к себе.

Для подростков склонных к самоубийству характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств».

Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.

Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.



Токпанбаева Бибигуль Койшбаевна

педагог-психолог

сш № 12» г. Рудный



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психология суицидального поведения

Автор: Токпанбаева Б.К

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Из опыта работы "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе""
    ["seo_title"] => string(89) "izopytarabotyprofilaktikasuitsidalnoghopoviedieniiasriediniesoviershiennolietnikhvshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "323376"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461899620"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-profilaktiki-suitsidal-nogho-poviedieniia-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "233326"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443070503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Тенинговая программа по профилактике суицидального поведения у детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(80) "tieninghovaia_proghramma_po_profilaktikie_suitsidal_nogho_poviedieniia_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "375985"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483712478"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Семинар - практикум для учителей " Профилактика суицидального поведения среди подростков" "
    ["seo_title"] => string(95) "sieminar-praktikum-dlia-uchitieliei-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-sriedi-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "111132"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407134714"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства