Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы
Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы
Аннотация: В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации школьников, ее сущность и место в процессе самоопределения. Представлены диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по самоопределению учащихся.
Vocational work of a social pedagogue in a secondary school
Annotation: This article concerns the problem of career guidance of students. Also, it considers the essence and place of career guidance in the process of self-determination. Besides, there are diagnostic methods which are used by a social teacher in the work of self-determination of students.
Key words: career guidance, professional diagnostics, self-determination
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы »
Поливцева С.М., социальный педагог
МБОУ «Криушинская СОШ»,
с.Криуша, Вознесенский район, Нижегородская область, РФ
Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы
Аннотация: В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации школьников, ее сущность и место в процессе самоопределения. Представлены диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по самоопределению учащихся.
Vocational work of a social pedagogue in a secondary school
Annotation: This article concerns the problem of career guidance of students. Also, it considers the essence and place of career guidance in the process of self-determination. Besides, there are diagnostic methods which are used by a social teacher in the work of self-determination of students.
Key words: career guidance, professional diagnostics, self-determination
Трудовая деятельность по праву считается одной из важнейших сфер жизни человека, поскольку именно она позволяет ему самореализоваться, раскрыть свои потенциальные возможности и воплотить свои идеи в жизнь. Но в тоже самое время на сегодняшний момент на рынке труда сложилась довольно сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, многие предприятия остро нуждаются в квалифицированных кадрах, а с другой, они с большой долей опаски берут на работу новое поколение работников. И в связи с этим большой процент молодых людей остаются попросту невостребованными. Причины этому могут быть самыми различными. От простого несоответствия требованиям и ожиданиям работодателя до отсутствия желания у молодых специалистов работать по своей специальности в дальнейшем.
Отсюда возникает острая потребность обеспечить все необходимые условия для профессионального самоопределения молодого поколения еще в школьные годы. Именно школа, опираясь на свои системные возможности в профориентации, в соответствии с законом «Об образовании» проводит работу по следующим направлениям: профессиональное просвещение, профдиагностика и профессиональные консультации. Помощь в профессиональном самоопределении является одной из функций социального педагога.
Проблема формирования профориентационного самоопределения в условиях средней школы не раз являлась объектом изучения среди многих исследователей. В частности в своих трудах ее рассматривали Г.В. Рязапкин, Н.С. Пряжников и Н.В. Тельевская.
Что включает в себя профориентационная работа показано в исследованиях В.С. Мухиной, Э.Ф. Зеера и Т.А. Шишковец.
Проблема профессиональной ориентации и воспитания наиболее подробно освящена в работах С.Г. Струмилина, В.А. Ядова, Л.П. Булева, Л.И. Божовича, А.Г. Здравомыслова и Г.С. Глиссермана.
Прежде, чем начать описывать сущность профориентационной работы в школе, необходимо дать определение понятию «профориентация». На мой взгляд, как нельзя лучше подходит определение, данное А.Д. Сароновым. Он характеризует профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации [3].
Работа по самоопределению школьников это не единичное действие, а комплекс мер, реализуемых во время учебно-воспитательного процесса, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися.
Сейчас мы более подробно остановимся на основных диагностических методиках, используемых социальным педагогом в работе по самоопределению учащихся.
Среди множества диагностических методик Н.В. Тельтевская выделяет:
тест Айзенка, направленный на определение темперамента и эмоциональной устойчивости;
дифференционально-диагностический опросник по Климову;
методика Эллерса «стремление к успеху»;
типология Холланда;
опросник Басса при помощи которого можно определить
направленность личности; [4].
Помимо этого, в своей работе можно благополучно использовать тест повыявлению личностных качеств по Кейрси.
Далее более подробно остановимся на каждой из этих методик. Тест Айзенка, направленный на определение темперамента и эмоциональной устойчивости.
При выборе профессии следует учитывать черты характера и личностные особенности. Английский психолог Г. Айзенк разработал тест, который позволяет выявить некоторые характеристики личности человека: экстраверсия или интроверсия и эмоциональную устойчивость.
Дифференционально-диагностический опросник по Климову.
Опираясь на данный опросник, все профессии в зависимости от предмета труда можно условно разделить на типы: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ и человек-природа. В результате тестирования можно выяснить, к какому типу профессий склонен тот или иной человек.
Методика Эллерса «стремление к успеху» позволяет установить, насколько у подростка выражена потребность в достижении цели. Тестируемый может оценить степень своих устремлений, а также получить необходимые практические рекомендации.
Типология Холланда или опросник профессиональных предпочтений.
По мнению Холланда, все люди делятся на 6 типов, обладающих схожими личностными и профессиональными качествами. Каждый из этих типов наделен определенными способностями и складом характера. И поэтому каждый тип должен заниматься той профессиональной деятельностью, которая соответствует его типу. Только в этом случае человек будет работать с максимальной отдачей, и получать удовлетворение от своей работы.
Опросник Басса - это методика при помощи которой можно выявить следующие направленности личности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О) и направленность на дело (Д). К тесту прилагается описание проявления каждой из направленности личности. Личностные интересы, выявленные в результате тестирования, необходимо учитывать при выборе своей будущей профессии и дальнейшего профессионального окружения.
Тест Кейрси предназначен выявить доминантные личностные качества каждого тестируемого. Всего существует 16 типажей. Среди которых: администратор, опекун, коммерсант, консерватор, игрок, мастер на все руки, гостеприимный хозяин, художник, фельдмаршал, ученый, изобретатель, архитектор, педагог, писатель - творческая личность, журналист и философ. Каждый тип дает представление о характеристике личности человека.
В эпоху перемен, когда меняются ценности и ориентиры, приспособиться ко всему новому тяжело взрослым и состоявшимся людям. Когда же речь идет о подрастающем поколении, то им тяжелее вдвойне. Зачастую у подростков отсутствует психологическая готовность к выбору своей дальнейшей профессии. Они бояться и не умеют планировать свою деятельность. И выбор профессии становится чем-то случайным, нежели осознанным. В связи с этим школа и в частности социальный педагог должны помогать школьникам определиться, чем они смогут заниматься после окончания школы.
Список литературы:
1.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. - М.:Академический проект; Екатеринбург, 2006, с. 192
2.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997, с.432
3.Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа, 2000, с 272
4. Тельтевская Н.В., Малинина А.Г. Содержание и методы профориентации школьников. - Саратов., 2006, с. 193