kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации школьников, ее сущность и место в процессе самоопределения. Представлены диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по самоопределению учащихся.

Ключевые слова: профориентация, профдиагностика, самоопределение.

Polivtseva S.M., a social pedagogue

Municipal budget educational institution "Krushinsky school",

c. Kriusha,Voznesensk district, Nizhny Novgorod region, RF

Vocational work of a social pedagogue in a secondary school


Annotation: This article concerns the problem of  career guidance of students. Also, it considers the essence and place of career guidance in the process of self-determination. Besides, there are diagnostic methods which are used by a social teacher in the work of self-determination of students.

Key words: career guidance, professional diagnostics, self-determination

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы »

Поливцева С.М., социальный педагог

МБОУ «Криушинская СОШ»,

с.Криуша, Вознесенский район, Нижегородская область, РФ


Профориентационная работа социального педагога в условиях средней общеобразовательной школы


Аннотация: В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации школьников, ее сущность и место в процессе самоопределения. Представлены диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по самоопределению учащихся.


Ключевые слова: профориентация, профдиагностика, самоопределение.


Polivtseva S.M., a social pedagogue

Municipal budget educational institution "Krushinsky school",

c. Kriusha,Voznesensk district, Nizhny Novgorod region, RF

Vocational work of a social pedagogue in a secondary school



Annotation: This article concerns the problem of  career guidance of students. Also, it considers the essence and place of career guidance in the process of self-determination. Besides, there are diagnostic methods which are used by a social teacher in the work of self-determination of students.

Key words: career guidance, professional diagnostics, self-determination


Трудовая деятельность по праву считается одной из важнейших сфер жизни человека, поскольку именно она позволяет ему самореализоваться, раскрыть свои потенциальные возможности и воплотить свои идеи в жизнь. Но в тоже самое время на сегодняшний момент на рынке труда сложилась довольно сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, многие предприятия остро нуждаются в квалифицированных кадрах, а с другой, они с большой долей опаски берут на работу новое поколение работников. И в связи с этим большой процент молодых людей остаются попросту невостребованными. Причины этому могут быть самыми различными. От простого несоответствия требованиям и ожиданиям работодателя до отсутствия желания у молодых специалистов работать по своей специальности в дальнейшем.

Отсюда возникает острая потребность обеспечить все необходимые условия для профессионального самоопределения молодого поколения еще в школьные годы. Именно школа, опираясь на свои системные возможности в профориентации, в соответствии с законом «Об образовании» проводит работу по следующим направлениям: профессиональное просвещение, профдиагностика и профессиональные консультации. Помощь в профессиональном самоопределении является одной из функций социального педагога.

Проблема формирования профориентационного самоопределения в условиях средней школы не раз являлась объектом изучения среди многих исследователей. В частности в своих трудах ее рассматривали Г.В. Рязапкин, Н.С. Пряжников и Н.В. Тельевская.

Что включает в себя профориентационная работа показано в исследованиях В.С. Мухиной, Э.Ф. Зеера и Т.А. Шишковец.

Проблема профессиональной ориентации и воспитания наиболее подробно освящена в работах С.Г. Струмилина, В.А. Ядова, Л.П. Булева, Л.И. Божовича, А.Г. Здравомыслова и Г.С. Глиссермана.

Прежде, чем начать описывать сущность профориентационной работы в школе, необходимо дать определение понятию «профориентация». На мой взгляд, как нельзя лучше подходит определение, данное А.Д. Сароновым. Он характеризует профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации [3].

Работа по самоопределению школьников это не единичное действие, а комплекс мер, реализуемых во время учебно-воспитательного процесса, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися.

Сейчас мы более подробно остановимся на основных диагностических методиках, используемых социальным педагогом в работе по самоопределению учащихся.

Среди множества диагностических методик Н.В. Тельтевская выделяет:

  • тест Айзенка, направленный на определение темперамента и эмоциональной устойчивости;

  • дифференционально-диагностический опросник по Климову;

  • методика Эллерса «стремление к успеху»;

  • типология Холланда;

  • опросник Басса при помощи которого можно определить

направленность личности; [4].

Помимо этого, в своей работе можно благополучно использовать тест по выявлению личностных качеств по Кейрси.

Далее более подробно остановимся на каждой из этих методик. Тест Айзенка, направленный на определение темперамента и эмоциональной устойчивости.

При выборе профессии следует учитывать черты характера и личностные особенности. Английский психолог Г. Айзенк разработал тест, который позволяет выявить некоторые характеристики личности человека: экстраверсия или интроверсия и эмоциональную устойчивость.

Дифференционально-диагностический опросник по Климову.

Опираясь на данный опросник, все профессии в зависимости от предмета труда можно условно разделить на типы: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ и человек-природа. В результате тестирования можно выяснить, к какому типу профессий склонен тот или иной человек.

Методика Эллерса «стремление к успеху» позволяет установить, насколько у подростка выражена потребность в достижении цели. Тестируемый может оценить степень своих устремлений, а также получить необходимые практические рекомендации.

Типология Холланда или опросник профессиональных предпочтений.

По мнению Холланда, все люди делятся на 6 типов, обладающих схожими личностными и профессиональными качествами. Каждый из этих типов наделен определенными способностями и складом характера. И поэтому каждый тип должен заниматься той профессиональной деятельностью, которая соответствует его типу. Только в этом случае человек будет работать с максимальной отдачей, и получать удовлетворение от своей работы.

Опросник Басса - это методика при помощи которой можно выявить следующие направленности личности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О) и направленность на дело (Д). К тесту прилагается описание проявления каждой из направленности личности. Личностные интересы, выявленные в результате тестирования, необходимо учитывать при выборе своей будущей профессии и дальнейшего профессионального окружения.

Тест Кейрси предназначен выявить доминантные личностные качества каждого тестируемого. Всего существует 16 типажей. Среди которых: администратор, опекун, коммерсант, консерватор, игрок, мастер на все руки, гостеприимный хозяин, художник, фельдмаршал, ученый, изобретатель, архитектор, педагог, писатель - творческая личность, журналист и философ. Каждый тип дает представление о характеристике личности человека.

В эпоху перемен, когда меняются ценности и ориентиры, приспособиться ко всему новому тяжело взрослым и состоявшимся людям. Когда же речь идет о подрастающем поколении, то им тяжелее вдвойне. Зачастую у подростков отсутствует психологическая готовность к выбору своей дальнейшей профессии. Они бояться и не умеют планировать свою деятельность. И выбор профессии становится чем-то случайным, нежели осознанным. В связи с этим школа и в частности социальный педагог должны помогать школьникам определиться, чем они смогут заниматься после окончания школы.

Список литературы:


1.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. - М.:Академический проект; Екатеринбург, 2006, с. 192

2.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997, с.432

3.Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа, 2000, с 272

4. Тельтевская Н.В., Малинина А.Г. Содержание и методы профориентации школьников. - Саратов., 2006, с. 193






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поливцева Светлана Михайловна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "План воспитательной работы в 8 "Б" классе  (2013 - 2014 учебный год). "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-8-b-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "224227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438606219"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(61) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319162"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743229"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(62) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319164"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства