Просмотр содержимого документа
«Проект "Геометрические фигуры вокруг нас"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Кысыл-Сыр
муниципального района «Вилюйский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)
Тема проектной работы:
«Геометрические фигуры вокруг нас»
Выполнил: Пахомов Ярослав,
ученик 4 «б» класса
Руководитель: Борисова Ю.В.
п. Кысыл-Сыр, 2019 г.
Содержание
Введение
Актуальность;
Цель проекта;
Задачи;
Гипотеза проекта;
Объект исследования;
Методы исследования.
Основная часть
Семейство геометрических фигур;
Откуда произошли названия геометрических фигур?
Можно ли развернуть геометрические фигуры?
Геометрические фигуры вокруг нас
Этапы работы над макетом ДДТ;
Результат проекта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В этом учебном году я записался в кружок по дизайну «ART- Stylе». И меня очень заинтересовал раздел – макетирование, где из геометрических фигур делают бумажные макеты. Мне очень интересно стало узнать всё о геометрических фигурах и их роль в жизни человека. И я решил познакомиться с ними поближе и сделать проект. В ходе исследования возникли очень много вопросов. Что такое геометрическая фигура? Откуда произошли названия геометрических фигур? Выяснить, какие геометрические фигуры встречаются в предметах и объектах, которые нас окружают? Можно ли развернуть геометрические фигуры? Чтобы ответить на все эти вопросы, я посещал библиотеку, просмотрел литературу по теме исследования. Очень много интересного узнал через сеть Интернет.
Актуальностью является то, что любой современный человек в своей жизни не может обойтись без умений увидеть в окружающем нас мире геометрические фигуры, тела и объекты, а владение техникой макетирования еще и важная жизненная необходимость.
Цель проекта: исследовать геометрические фигуры, их роль и место в жизни человека.
Задачи:
Изучить геометрические фигуры;
Провести наблюдение в своей квартире и познакомится с природным творением в виде геометрических фигур;
Провести анкетирование среди друзей на тему: «Какие предметы вокруг себя они видят в форме различных фигур?»
Проанализировать использование различных геометрических фигур в архитектуре;
Построить развертки геометрических фигур и создать макет Дома детского творчества.
Проблема: как сделать развертки геометрических фигур?
Гипотеза проекта: я предположил, что все предметы, которые создает природа и человек, имеют форму геометрических фигур.
Предмет исследования: использование геометрических фигур в бумажном макетировании.
Методы исследования: изучение литературы, поиск информации в сети Интернет, сравнительный анализ.
Основная часть
Семейство геометрических фигур
Геометрические фигуры бывают плоскими и объёмными. Плоские фигуры, например, треугольник, круг можно вырезать из листа бумаги, целиком уложить на столе или приложить к доске. Объемные же фигуры называются геометрическими телами, такие как куб, шар, цилиндр, конус.
Многогранники (пирамиды и призмы) - тела, поверхность которых состоит из многоугольников.
Прямоугольный параллелепипед можно считать символом нашего пространства. Это геометрическое тело полностью описывается тремя измерениями – длиной, шириной, высотой.
Пирамиды. Пирамиды бывают треугольные, четырёхугольные, пятиугольные и далее. Треугольная пирамида имеет ещё название – тетраэдр, то есть четырёхгранник («тетра» - четыре, «эдр» - грань).
Тела вращения (цилиндры, конусы, шары)
Цилиндр - геометрическое тело. Основания цилиндра – круги, а боковая поверхность – прямоугольник.
Конус – геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольного треугольника около одного из катетов. Конус имеет вершину.
Шар – геометрическое тело, его поверхность называют сферой. Шар получается вращением полукруга около диаметра.
Откуда произошли названия геометрических фигур?
Я узнал из литературы, что почти все названия геометрических фигур происходит греческого. Однако эти слова вошли в русский язык через латинский язык. Например: слово пирамида – латинская форма греческого слова «пюрамис», которым греки называли египетские пирамиды. Трапеция происходит от латинского слова «трапезиум» – столик. От этого же слова происходит наше слово «трапеза», означающее стол. Конус – это латинская форма греческого слова «конос», что означает сосновую шишку. Цилиндр происходит от латинского слова «цилиндрус», означающего «валик», «каток». Шар – латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч.
Можно ли развернуть геометрические фигуры?
Если геометрические тела разрезать по рёбрам, а затем развернуть, то получатся развёртки призм, пирамид, цилиндров, конусов.
Развёртка поверхности призмы содержит прямоугольники и два равных многоугольника.
Развёртка пирамиды содержит треугольники и один многоугольник.
Развёртка поверхности цилиндра: два круга и плоский прямоугольник.
Развёртка поверхности конуса: круг и часть круга.
Только шар не разворачивается. Нет у шара развёртки!
Геометрические фигуры вокруг нас
Нас окружает множество предметов. Они различаются формой, размерами, материалом и многими другими качествами.
Я начал приглядываться внимательно по сторонам и увидел, что многие предметы имеют форму. Например: каждый день смотрим на круглое солнце, в полнолуние наблюдаем за полной круглой луной. Листья рябины – это много овалов на отрезке, озера бывают круглые, овальные. Снежинка помещается в шестиугольник, стволы деревьев похожи на цилиндр, а ель в конус. В природе многие ягоды имеют форму шара, например смородина, брусника, голубика, которую я очень люблю. Дугу можно увидеть на небе после дождя – это радуга. А также разные геометрические фигуры можно встретить дома. Комната – это прямоугольный параллелепипед, трубы – цилиндры, стены, пол и потолок – это прямоугольники. Тарелки – круг, помидор, яблоко – это шар. Проведя наблюдение, я убедился, что посуда в основном имеет форму круга. А также геометрические фигуры применяют в архитектурном дизайне для создания проектов современных зданий. Я заметил, что в зданиях жилых домов, школ, магазинов имеют четкие линии и прямые углы.
Этапы работы
Теперь, когда я нашел ответы на все мои вопросы, я сделал бумажный макет будущего Дома детского творчества. Потому что я очень люблю ходить и заниматься в ДДТ.
Для создания моего макета нужны были материалы: ватман, акварельные краски, кисточки, ножницы, клей ПВА, карандаш, нож для резки бумаги, картон, линейка и циркуль. Начала моей работы – это нарисовать эскиз ДДТ, далее сделать развёртки фигур, склеить модели и оформить макет.
При изготовлении макета я использовал следующие геометрические фигуры: пирамиду, цилиндр, параллелепипед, призмы, конус.
Вывод:
Работая над проектом, я для себя узнал много интересного и полезного.
Познакомился с разными видами многогранников, тел вращения;
Выяснилось, что мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творением природы и человека;
Научился сделать развёртки фигур и макет будущего ДДТ.
В заключении хочу сказать, что я на этом не останавливаюсь, буду продолжать своё исследование. Планирую работать на графическом редакторе, используя разные компьютерные программы.
Список использованной литературы
Большая математическая энциклопедия / Якушева Г.М. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006.
Я строю бумажный город / Кузнецова О.С. – М.: ООО ТД «Издательство», 2008.
Мастерим из картона / Ольга Бугайцева – издательство ООО «Книжный мир», 2013.
Многогранники – [Электронный ресурс]: режим доступа http://mnogograns.narod.ru/priroda.html;
ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]: режим доступа http://ru.wikipedia.org;.