kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение проектного подхода в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается некоторые особенности применения проектного подхода в обучении детей с ограниченными умственными возможностями. Выделены признаки типологических групп детей с интеллектуальной недостаточностью, приведены основные этапы реализации проектного подхода в коррекционной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение проектного подхода в коррекционной школе»

УДК 376.1

Применение проектного подхода в коррекционной школе

Калашникова Елизавета Фатыховна,
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова», студент магистрант
Гусева Елена Николаевна

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности применения проектного подхода в обучении детей с ограниченными умственными возможностями. Выделены признаки типологических групп детей с интеллектуальной недостаточностью, приведены основные этапы реализации проектного подхода в коррекционной школе.

Ключевые слова: учебный проект, проектный подход.


В условиях стремительно изменяющихся требований к школьному образованию остро встает вопрос о качественной подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагоги коррекционных школ уделяют особое внимание адаптации детей с ограниченными умственными возможностями. Чрезвычайно важным для общества становится признание интересов и потребностей таких детей, оказание помощи в процессе личностного становления и самореализации [1].

Использование педагогом различных форм, методов и средств в обучении позволяет заинтересовать, вовлечь учащихся в учебный процесс. Их разнообразие помогает сделать обучение более интересным, запоминающимся, понятным и социально значимым для детей. Одним из способов активизации познавательного интереса является применение проектного похода в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Рассмотрим основные понятия проектного похода. Базой проектного подхода является учебный проект, на котором строится образовательная деятельность.

Учебный проект – это учебная деятельность школьников, процесс из множества исследовательских шагов, направленный на решение личностно значимой проблемы теоретического или практического характера.

Проектный подход (от лат. projectus – брошенный вперед) – это совместная учебно-исследовательская деятельность учащегося и педагога, направленная на выдвижение перед учащимися учебно-познавательных проблем и их решение с активным усвоением новых знаний [2].

Внедрение проектного подхода в обучение характеризуется формированием человека с новым типом мышления, ориентированного на продуктивность.

К особенностям применения проектного подхода в обучении детей с ограниченными умственными возможностями следует отнести [3]:

  • всесторонность (использование проектного подхода на любом уроке, при изучении различных тем и на всех этапах урока);

  • самостоятельность (проектный подход дает возможность учащимся работать самостоятельно, развивая свои способности и личностные качества);

  • индивидуальность (личностное включение в учебный процесс, применение ранее полученных знаний в действительности);

  • уникальность (проектный поход может быть использован при обучении детей с разными видами интеллектуальных возможностей, как при индивидуальном, так и при дифференцированном походе к каждому обучающемуся).

Однако при использовании проектного подхода в образовательном процессе следует учесть особенности типологических групп детей с ограниченными умственными возможностями [4, 5]:

первая группа (учащиеся при обучении, которых не возникает необходимости опоры на индивидуальный или дифференцированный подход);

вторая группа (учащиеся с психической не выносливостью, неспособные к длительной концентрации внимания, повышенная отвлекаемость);

третья группа (учащиеся с расстройствами поведенческой сферы, повышенная импульсивность, неусидчивость;

четвертая группа (учащиеся с нарушением эмоционально-волевой сферы, колебания настроения без повода, снижение тонуса к учебной деятельности).

Рассмотрим подробнее основные этапы реализации проектного подхода в коррекционной школе [6].

Учебная работа начинается с выяснения сферы интересов учащегося, анализа актуальных проблем в определенной научной области и выбора темы проекта. На данном этапе ребенок читает научную литературу, просматривает интернет-ресурсы, связанные с темой проекта.

Затем учащийся собирает и изучает теоретическую базу проекта: формирует список литературы, выделяет исследования, которые являются основанием для выполнения проекта.

На следующем этапе выполняется анализ актуальных идей данной научной области и выдвижение проблемы исследования. Эта часть проекта является одной из самых сложных, поэтому консультации с педагогами-предметниками и сторонняя помощь других заинтересованных лиц только приветствуется.

Технологическая проработка проблемы исследования реализуется совместно с педагогом. Выделяются различные грани и аспекты проблемы исследования, определяются перспективные пути и методы ее решения.

Практическое решение задач проекта выполняется школьниками самостоятельно, но под чутким контролем педагога, который может оценить ход решения, логику, законченность и достоверность результатов.

На заключительном этапе работы над проектом ученик должен сделать выводы о решении проблем исследования, всесторонне осветить результаты проекта. Выводы о результатах исследования стоит оформлять в виде схем, графиков и диаграмм, используя современные технологии визуализации данных. Защита проекта проходит в присутствие всего класса, с приглашенными гостями в виде родителей. Подводятся итоги, выставляются оценки.

Применение проектного подхода в учебном процессе способствует получению новых знаний, закреплению ранее приобретенных знаний, а также развитию общей культуры детей, формированию навыков позитивного общения и взаимодействия. Получая знания в процессе работы над своим проектом, дети учатся правильно мыслить, строить алгоритм своих действий, анализировать различные варианты решения поставленных задач. При групповой форме выполнения проекта дети учатся работать в команде, где проявляются лидерские качества, умение работать в команде, ответственность за свою часть работы. При индивидуальной работе над проектом формируются личностные качества ребенка.

Таким образом, использование в учебном процессе коррекционной школы проектного подхода учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать реальные учебные задачи, используя при этом ранее полученные знания. Для детей с ограниченными умственными возможностями это очень сложный и трудный вид учебной деятельности. Значительно повышается качество и мотивация обучения. Проектный подход, ориентирован на развитие индивидуальных качеств школьников, позволяет учитывать психофизические возможности учащихся с нарушениями умственной сферы, а также развивает навыки коллективной деятельности учащихся – групповую и парную.


Библиографический список

  1. Аршавская Е.В., Чернова О.В. Интегрированный урок как технология модернизации системы обучения детей с проблемами интеллектуального развития // межрегиональный сборник научно-практических статей «Организация и содержание процесса обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития». / под ред. Д.В. Упорова, Н.В. Колпаковой. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2009. - 214с.

  2. Гусева Е. Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей/ дис. канд. пед. наук:13.00.08/Гусева Елена Николаевна –Магнитогорск, 1999, – 168 с.

  3. Гусева Е. Н. Информатика: [электронный ресурс] учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011.– 260 с. URL: http://www.knigafund.ru/books/116085

  1. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». № 6 (12). 2007.

  2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  3. Калашникова Е.Ф. Особенности методики обучения информатике в коррекционных классах / Е.Ф. Калашникова, Е.Н. Гусева // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/?p=5548 (дата обращения: 31.03.2016).

  4. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г.С.130-134

  5. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -160 с.

  6. Ткаченко В.Г. Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика. 2009. № 2(32).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение проектного подхода в коррекционной школе

Автор: Калашникова Елизавета Фатыховна

Дата: 08.02.2021

Номер свидетельства: 572515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#829 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionno-razvivaiushchiie-tiekhnologhii-v-sistiemie-raboty-uchitielia-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136481"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417109702"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Организация рефлексии на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "orghanizatsiia-rieflieksii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "146910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419271512"
  }
}
object(ArrayObject)#829 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства