Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к итоговому собеседованию"»
Итоговоесобеседование–2025
Планвебинара
Общиеположения
Верно
Название
Неверно
Итоговое собеседование
Определение
Устное собеседование
допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Основаниедляпроведения
устный экзамен по р у с с к о м у я з ы ку , к о тор ый п р о х о д и т в 9 к лассе
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273- Ф З и Пор я док пр о в е д е н и я государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России и Р о собрнад з ора от 0 4 . 04 . 2023 г . № 232/551
Общиеположения
Верно
Цель
Неверно
проверка коммуникативной к о м п е т е н ци и о б уч а ющ их ся I X к ласс о в
Времяпроведения
— умения создавать монологические высказывания на разные темы, п р и н и м ать уч аст и е в д и алог е,
проверка знаний по русскому языку;
Основной период – вторая среда февраля. Дополнительные сроки – вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля.
Оценивание
выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации
допуск девятиклассников к ОГЭ
Только во вторую среду февраля.
Зачёт (10 и более баллов). Ма к с и м ал ь н ы й б алл – 20.
Отметка
ХарактеристикаструктурыисодержанияКИМ
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей, включающих четыре задания
базовогоуровнясложности.
З а д а н и е 1 – ч т е н и е т е к с т а в с л у х .
Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
З а д а н и е 3 – м о н о л о г и ч е с к о е в ы с к а з ы в а н и е .
З а д а н и е 4 – у ч а с т и е в д и а л о г е .
Все задания требуют развёрнутого ответа.
На проведение итогового собеседования с одним его участником отводится примерно 15–16 минут.
Критерииоценивания
З а д а н и е 1 (ч т е н и е т ек с т а в с л у х) – м а к с и м а л ь н о 3 ба лл а .
З а д а н и е 2 ( п о д р о б н ы й п е р е с к а з т е к с т а с в к л ю ч е н и е м п р и в е д ё нн о г о высказывания) максимально 4 балла.
Задание 3 (монологическое высказывание) максимально – 3 балла.
Задание 4 (участие в диалоге) – максимально 3 балла.
Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4. Максимальное
количество баллов, которое может получить участник за грамотность речи п р и в ы п о л н е н ии з а д а н и й , – 7 .
М а к с и м а л ь н о е к о л и ч е с т в о п ер в и ч н ы х ба лл о в з а в ы п о л н е н и е в с ех з а д а н и й и т о г о в о г о с о б ес е д о в а н и я – 20 .
Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
Условияпроведенияитоговогособеседования
Собеседование с учеником проводит учитель-собеседник.
Собеседником при проведении итогового собеседования может быть учитель по любому предмету. Он действует по определённой инструкции.
Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Количество экспертов на итоговом собеседовании определяет образовательная
организация в зависимости от количества участников, аудиторий проведения собеседования и количества экспертов.
В к а ч е с т в е э к с пе р т о в м о г у т в ы ст у п а т ь только
литературы.
у ч и т е л я р у сс к о г о я з ы к а и
Эксперты не вмешиваются в процедуру итогового собеседования.
Во время итогового собеседования производится аудиозапись.
Условияпроведенияитоговогособеседования
Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено подвумсхемам (выбор схемы оценивания определяется на уровне ОИВ, учредителей, загранучреждений: может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно).
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет"/"незачет". При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового
собеседования должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
Порядокпроведенияитоговогособеседования
Собеседник приветствует участника собеседования. Знакомится с ним. Коротко рассказывает о содержании итогового собеседования. (1 минута).
Предлагает участнику собеседования ознакомиться с текстом для чтения вслух. Обращает внимание на то, что участник собеседования будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2.
За несколько секунд напоминает о готовности к чтению. (До 2 минут).
Прослушивает текст. Эмоционально реагирует на чтение участника
собеседования. (До 2 минут).
Переключает участника собеседования на другой вид работы.
Забирает у участника собеседования исходный текст. Слушает пересказ.
(До 2 минут).
Эмоционально реагирует на пересказ участника собеседования. (До 3 минут).
Порядокпроведенияитоговогособеседования
Забирает у участника собеседования материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2. Объясняет, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2. Предлагает участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдаёт ему соответствующую карточку.
Предлагает участнику собеседования ознакомиться с темой монолога.
Предупреждает, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут. (1 минута).
Слушает устный ответ. Эмоционально реагирует на ответ. (До 3 минут).
Задаёт вопросы для диалога. Собеседник может задать вопросы, о т л и ч ающ и е с я о т п р е д л о ж е нн ых в К И М и т о г о во г о со б е с е д о ва ни я . (
До 3 минут).
Эмоционально поддерживает участника собеседования.
ИзменениявКИМ2025годапосравнениюс2024годом
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий внесены следующие корректировки.
П ри в е д ё н к е д и н оо б р а з н о м у п р е д с т ав л е н и ю п ри ме р н ы й к р у г
во п р о с о в , н а к о то р ы е д о л жн ы д а т ь о тв е т ы у ч ас т н ик и и то г о во го с о бе с е д о в а н и я в р амк а х м о н о л о г и ч е с к о г о в ы с к а з ы в а н ия.
Максимальный балл за оценивание диалога увеличен до 3 баллов.
По аналогии с ЕГЭ по русском языку исключён критерий
оценивания «Богатство речи», при этом обозначенные ранее подходы к оцениванию речевых повторов сохраняются при оценивании соблюдения речевых норм.
представлен в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: «Фактическая точность речи».
М ак с им а л ь н о е к о л и ч е с т в о п е р ви ч н ы х б а лл о в з а в ы п о л н е н и е вс е х заданий итогового собеседования сохранено и составляет 20 баллов.
Т р у д н о ст и
Путирешенияпроблем.Гдевзятьвремянаподготовку?
Ф а к у л ь т а т и в н ы е з а н я т и я (если есть)
Отдельные уроки русского языка (корректируем программу)
В к л ю ч е н и е в с о д е р ж а н и е у р о к о в русского языка и литературы (фоновая подготовка)
Пяти-, десятиминутки на каждом уроке русского языка и литературы
Индивидуальные занятия после уроков (при желании и возможности)
Занятия и консультации онлайн (при желании и возможности)
Познакомить учащихся со структурой, процедурой проведения ИС, спецификой заданий.
Разобрать критерии оценивания (ученики должны знать, на что обращать внимание при подготовке, как оценивать ответы т о в а ри щ е й п р и р а б о т е в п а р ах ) .
Готовить к заданиям лучше поэтапно: чтение, пересказ, монолог, диалог. Отрабатывать задания постепенно. Учить засекать время и у к л а д ы ва т ь с я в н е г о . ( С е н тяб рь – н о я б р ь) .
При подготовке можно использовать чек-листы, памятки, клише.
Путирешенияпроблем.Какготовить?
После отработки каждого задания нужно проводить тренировочные собеседования по всем четырём заданиям. (Декабрь – январь). Распределить учеников класса на группы и назначить для каждой группы даты (факультативные занятия или после уроков).
Сначала лучше провести тренировочные собеседования с сильными учениками, а затем привлекать их в качестве собеседников с более
слабыми. (Польза будет для всех: для учителя, для сильных учеников и для слабых).
Накануне ИС хорошо провести пробный экзамен с соблюдением всех процедур и требований (кроме аудиозаписи).
Материалыдляподготовки
Сборник ФИПИ (в этом году выйдут обновлённые).
Сборники прошлых лет.
Материалы с сайта ФИПИ ( https://fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye ) :
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект); Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект); Рекомендации по организации и проведению итогового с о б е с е д о в а н и я п о ру с ск о м у я з ык у в 2 0 2 4 г о д у ; Методические материалы по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку; Аудиофайлы к методическим материалам.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект);
Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (проект);
Рекомендации по организации и проведению итогового с о б е с е д о в а н и я п о ру с ск о м у я з ык у в 2 0 2 4 г о д у ;
Методические материалы по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку;