– развивать познавательные способности учащихся, мышление, способствовать развитию интереса к познанию правовых норм.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
-Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
(авт.: Саади)
2.Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель:
-В нашей жизни мы часто слышим такую фразу «Имею право». А что же это такое – право?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, а вы все хорошо знаете, какие права у вас есть? Права ребенка выделены в Конвенции ООН и в Законе РК «О правах ребенка». Как вы думаете, почему их выделили специально из прав человека?
Ответы детей:
- Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых, и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.
Воспитатель:
-Давайте подумаем, а какие нехорошие поступки некоторые совершают каждый день?
Прогулы;
Нарушение требований школьной дисциплины;
Нецензурная брань;
Употребление жаргонных словечек;
Порча школьного имущества;
Срыв уроков;
Драки;
Отказ от выполнения школьного распорядка;
Опоздания на уроки, самоподготовку;
Воспитатель:
А какие нехорошие поступки можно совершать в семье?
Побеги из дома;
Невыполнение домашних обязанностей;
Непослушание;
Ложь;
Воспитатель:
А какие правонарушения вы можете назвать?
Бродяжничество;
Попрошайничество;
Азартные игры;
Употребление наркотиков, психотропных веществ;
Проституция;
Воровство;
Вымогательство;
Нанесение телесных повреждений;
Иные нарушения законов;
Воспитатель:
-Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Ваше желание, ребята, – это слезы или радость окружающих вас людей.
Почему? (дети отвечают)О каких наиболее запомнившихся поступках вы бы хотели рассказать?(дети отвечают)
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
3.Обучающий этап.
Воспитатель:
-А теперь давайте попробуем посмотреть на тему занятия беспристрастно. Для этого мы с вами сейчас порешаем ситуационные задачи со сказочными персонажами.
Воспитатель:
-Ребята.а сейчас внимательно послушайте и назовите все правонарушения сказочного героя.
«Буратино»
Однажды папа Карло уходит в город по делам, а Буратино остается дома один и выслушивает поучения Говорящего сверчка.
- Горе тем детям, которые убегают из дома, и совершают опасные поступки. Из них никогда не выйдет толка. Рано или поздно им придется горько пожалеть о воем скверном поведении.
- Трещи, трещи, сверчок, сколько влезет, а я знаю, что на рассвете убегу отсюда. Из всех ремесел, какие существуют на свете, мне по душе лишь одно.
- И что же это за ремесло?
- Есть, пить, спать, воровать, вымогать, разрушать, веселиться, бродить по свету с утра до вечера.
- Только не забывай при этом, - произнес Говорящий сверчок, - что все, кто занимается таким ремеслом, заканчивают свои дни в тюрьме или в приюте для бедных.
1. Ст. 175 «Кража». Тайно хищение чужого имущества наказывается штрафом от 200 до 700 м.р.п., или размером зар./платы (или иного дохода) за период от 2 до 7 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок 180-240 часов, либо исправительными работами до 2 лет, либо ограничением свободы до 3 лет, либо арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
2. Ст. 181 «Вымогательство». Требование передачи чужого имущества или права на имущество, или других действий имущественного характера под угрозой применения насилия, уничтожения, повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих или опасных для потерпевшего и/или его близких, наказывается ограничением свободы до 3 лет, или арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы до 4 лет+штраф до 100м.р.п., или зар./плата (либо иной доход) осужденного за 3 месяца.
3. Ст. 187 «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». Наказывается штрафом от 50 до 100 м.р.п., зар./платой (иным доходом) за 2 месяца, либо общественными работами 100-180 часов, либо исправительными работами на 1 год, либо арестом на 3 месяца, либо лишением свободы до 2-х лет, или ограничением свободы на 2 года.
4. Ст. 257 «Хулиганство» особо дерзкое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, либо совершением непристойных действий, отличающихся исключительным цинизмом, наказывается штрафом 200-500 м.р.п., либо общественными работами 120-180 часов, либо исправительными работами 6 месяцев/1 год, либо ограничением свободы 3 года, либо лишением свободы до 2 лет.
2.«Сто один далматинец»
Эта история случилась не так давно в славном городе Лондоне, где жила одна симпатичная молодая пара собачек из породы далматинов – Миссис и Понго. Спустя какое-то время Чудесный ветеринарный доктор сказал, что Миссис скоро станет мамой. Однажды на прогулке собаки встретились со Страшиндией Диавол. Спустя некоторое время, однажды утром, когда хозяев собак не было дома, пришла Страшиндия. Узнав, что её подруги нет дома, она попросила показать ей дорогу, по которой та ушла гулять, чтобы догнать её. Нэнни Кухарка бросилась объяснять дорогу, а щенки резвились во дворике. Краем глаза Кухарка заметила черный фургон. Внезапно Страшиндия заторопилась, и, сказав, что у неё дела, ушла. Нэнни пошла к щенкам, но ни одного не было. Она звала их очень долго, но их украли.
Щенков отвезли в большой Дом, который назывался Чертовым. В Доме жили 2 брата по фамилии Злыдни, которые работали у Страшиндии.
- Сол, Джаспер!!! – завопила она, как только вошла в дом, - живо включите свет, бездельники!!!
- Все лампочки перегорели, а новых у нас нет, - ответил Сол Злыдень.
- У меня есть работа для вас, бездельники, - сказала она Злыдням. – Сегодня ночью нужно убить всех щенков. Всех до единого.
- Но вы же хотели сделать из них пальто, а они еще недостаточно выросли, - удивился Джаспер.
- Те щенки, которые постарше, вполне сгодятся на пальто, а из мелюзги сделаем перчатки, - в любом случае, с ними должно быть покончено.
Воспитатель:
-В данной сказке речь можно вести о целой преступной группе.
1. Ст. 175 «Кража». Тайно хищение чужого имущества наказывается штрафом от 200 до 700 м.р.п., или размером зар./платы (или иного дохода) за период от 2 до 7 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок 180-240 часов, либо исправительными работами до 2 лет, либо ограничением свободы до 3 лет, либо арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
2. Ст. 187 «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». Наказывается штрафом от 50 до 100 м.р.п., зар./платой (иным доходом) за 2 месяца, либо общественными работами 100-180 часов, либо исправительными работами на 1 год, либо арестом на 3 месяца, либо лишением свободы до 2-х лет, или ограничением свободы на 2 года.
3. Ст. 276 «Жестокое обращение с животными». Наказывается штрафом 100-200 м.р.п., либо зар./платой (иным доходом) 1-2 месяца, либо исправительными работами 1 год, либо арестом 3-6 месяцев.
Воспитатель:
-Вот теперь мы с вами познакомились с Уголовным Кодексом нашей страны. Он состоит из 6 разделов и 16 глав, а те, в свою очередь состоят из множества статей. Уголовный кодекс призван останавливать правонарушения в нашей стране.
4.Самостоятельная работа.
Воспитатель:
-А как нам остановить правонарушения в нашем группе? Давайте попробуем составить нашу с вами Конституцию.
Малая Конституция группы «Улыбка», или Наш Кодекс
Имеем право:
1. Выражать свое мнение, не унижая при этом чье-либо достоинство;
2. Получать открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;
3. Отдыхать в перерывах между занятиями ,уроками и мероприятиями;
4. Получать помощь воспитателя в овладении знаниями;
5. Рассчитывать на уважительное отношение окружающих к своей личной жизни и достоинству;
6. Участвовать вомероприятиях;
7. Награждаться за успехи в учебе и в общественной деятельности;
8. Участвовать в планировании жизни детского коллектива .