kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт применения активных методов обучения в объединении дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое распространение активные методы обучения (АМО) получили во второй половине ХХ века в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имели ускоренные сроки подготовки, поэтому АМО, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт применения активных методов обучения в объединении дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Опыт применения активных методов обучения

в объединении дополнительного образования










Выполнила: педагог дополнительного образования

Наливайко Е.В.
















г. Каменск-Шахтинский

2018 год

Активные методы обучения – новое или хорошо забытое старое?

Большое распространение активные методы обучения (АМО) получили во второй половине ХХ века в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имели ускоренные сроки подготовки, поэтому АМО, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.

В настоящее время нашим детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо быть конкурентоспособными, т.е. сделать так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто пришли), а остались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если педагог в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных методов обучения и форм их организации.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Применение АМО – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря АМО снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Использование АМО свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Таким образом, одним из основных мотивов использования АМО в дополнительном образовании является повышение творческо-поисковой активности детей.

Дисциплины в дополнительном образовании отличаются большим объемом информации, наличием разнообразия направлений и жанров. Свою задачу педагог должен видеть в том, чтобы не только удержать интерес к предмету, но и сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к его изучению. Решить эту задачу поможет применение активных методов и приемов обучения.


Опыт применения АМО в объединении дополнительного образования

1. Эффективным методом для привлечения всех детей к решению поставленной задачи является метод «мозгового штурма».

Существуют разные модификации данного метода; он может быть групповой или индивидуальный, но лучше организовывать работу в малых группах, потому как в группе снимаются ограничения, создается психологически комфортная атмосфера. Педагогу важно четко сформулировать проблему для обсуждения. В основе данного метода лежит разделение процесса генерирования идей и их оценка. В роли эксперта выступает педагог.

На первом этапе (создание банка идей) цель – наработать как можно больше идей.

На втором этапе (анализ идей) все идеи группа рассматривает критически. В каждой идеи должно быть найдено полезное, рациональное звено.

На третьем этапе (обработка результатов) отбирается 2-5 идей, которые ведущий доводит до сведения остальных.

Ценность данного метода заключается в том, что он способствует формированию творческого мышления, основанного на понимании желаний, способностей и возможностей обучающихся.

2. Разделяя мнение ряда ученых, которые считают, что неотъемлемой частью образования является изучение казусов, активно применяется метод «анализа казусов» (от лат.) случай, обычно странный неприятный или нелепый.

Этот метод сочетает в себе элементы исследовательской деятельности с элементами проблемного обучения, делает обучение более эффективным, порождает умение «действовать». На таких занятиях обучающиеся работают в малых группах. Метод активизирует у обучающихся все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения.

Использование данного метода позволяет обучающимся на опыте собственной деятельности:

- учиться ставить цель и определять направление своих действий, принимать решения, видеть, каким образом, они могут использовать полученные знания в последующей жизни (т.е. формируется ценностно-смысловая компетенция);

- учиться логически верно выстраивать свои умозаключения, грамотно использовать терминологию, понимать точку зрения другого человека (т.е. формируется общекультурная компетенция);

- самостоятельно находить материал, необходимый для работы, оценивать, анализировать (т.е. формируется учебно-познавательная компетенция);

- учиться работать в команде, отстаивать личную точку зрения, убеждать (т.е. формируется коммуникативная компетенция);

- учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей, сознавать необходимость и значимость труда, который они выполняют (т.е. формируется социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

3. Очень эффективен в образовании метод дискуссии, он способствует развитию критического мышления.

Дискуссия как метод обучения основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Чтобы дискуссия не была сведена к полемике, детей нужно научить вести дискуссию.

Для развития умения вести дискуссию весьма результативным является прием «ПОПСФОРМУЛА».

Ее суть заключается в том, что обучающийся высказывает:

П - позицию (обучающийся выступает на занятии с речью: «я считаю, что…», т. е. объясняет, в чем заключена его точка зрения);

О - обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, ее определенными доводами, начиная фразой: «потому что …»);

П - пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами);

С - следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «в связи с этим…», таким образом, выступление занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из 2-4 предложений).

4. В дополнительное образование приходят дети с разным уровнем возможностей и способностей и включить их в активную учебно-познавательную деятельность позволяет метод формирования креативного мышления. Его стадии: вызов, осмысление, размышление.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме, активизируется внимание, рождается интерес, обучающиеся к самостоятельному определению цели познавательной деятельности.

На стадии осмысления обучающиеся знакомятся с новой информацией, идеями или понятиями, увязывают их с уже имеющимися знаниями.

На стадии размышления, или рефлексии обучающиеся осмысливают все то, что они изучили, выражая это своими словами.

Применяя данный метод, используются различные приемы: рассказ-предположение по ключевым словам; верные и неверные утверждения.

5. В обучении эффективно используются игровые методы, которые можно сделать как элементом занятия (речь идет об игровых ситуациях) так и его формой (занятие-игра).

Ценность данного метода заключается в том, что если теоретическая информация имеет тенденцию к быстрому стиранию, то полученный в игре опыт сохраняется длительное время и имеет практическую направленность. Важным этапом игры является рефлексия. На этом этапе происходит непосредственное осмысление полученных знаний и опыта, самоанализ. По сути, этап рефлексии и делает игру методом обучения.

Активные методы  – это форма взаимодействия учащихся и педагога, при которой педагог и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники.

В целом применение АМО и приемов обучения позволяет не только привить интерес к изучению предмета, но и научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, сформировать внутреннюю потребность непрерывного их пополнения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт применения активных методов обучения в объединении дополнительного образования

Автор: Петряева Нина Андреевна

Дата: 15.03.2018

Номер свидетельства: 462052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение новых педагогических технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством  в объединении «Вязаная мозаика» "
    ["seo_title"] => string(141) "primienieniie-novykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-diekorativno-prikladnym-tvorchiestvom-v-obiedinienii-viazanaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "228679"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441453558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Доклад на тему: «Реализация индивидуального подхода в работе с обучающимися в условиях дополнительного образования детей»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_riealizatsiia_individual_nogho_podkhoda_v_rabotie_s_obuchaiushch"
    ["file_id"] => string(6) "436402"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509668683"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства