kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Развитие личности учащегося посредством музыкального воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучению музыкальному исполнительству- это процесс требующий усиленной работы ума и сердца.

Мышление - познавательная деятельность, оно не возможно без восприятия музыкальных образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие личности учащегося посредством музыкального воспитания"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №8»






Методическая разработка

«Развитие личности учащегося посредством музыкального воспитания»






Составила: преподаватель отделения

народных инструментов

Гончарова С.М.






г. Ульяновск, 2021


Частью современного образовательного процесса, направленного на гармоничное развитие личности учащегося, является музыкальное воспитание. Обучение должно быть основано на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развитие исполнительской техники, воспитания художественного мышления.

Обучение музыкальному исполнительству – это процесс, требующий усиленной работы ума и сердца. Для современной ситуации в музыкальной школе свойственно снижение художественно-образного потенциала исполняемых произведений, поэтому вопросы развития активности и самостоятельности мышления учащихся, связанных с усилением развивающего эффекта обучения, остаются значимыми.

Мышление – познавательная деятельность, оно невозможно без восприятия музыкальных образов. Подготовка учащихся к эмоциональному восприятию музыки осуществляется различными приемами. Это и вступительное слово учителя, использование других видов искусства (поэзия, живопись), вокализация тем инструментального сочинения.

Эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения способствует глубокому проникновению в его содержание. При этом восприятие музыкального образа зависит от музыкальных и творческих способностей учащегося. Для выявления главного настроения музыкального произведения, определения средств музыкальной выразительности можно предложить обсуждение вопросов:

  • Как произведение начинается?

  • Какой характер имеет мелодия?

  • Какие чувства передает музыка?

  • Какой образ возникает?

  • Как он развивается – плавно, постепенно или с контрастами?

  • Как заканчивается произведение?

Нужно рассказать ученику существенное, что в этом произведении (с точки зрения композитора) происходит, развивать его фантазии. Удачными метафорами, поэтическими образами, сравнивать с явлениями природы и жизни людей. Безусловно, большое значение имеет качественный показ фрагментов музыкального произведения. Чем раньше ученик осмыслит и представит себе образное содержание произведения, тем плодотворнее будет развиваться его художественная и исполнительская самостоятельность.

Восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Музыкальное восприятие включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором. Воображение связано с музыкально-слуховыми представлениями, то есть умением слушать музыку. Развить музыкальное восприятие – это значит научить ученика переживать чувства и настроения, выражаемые композитором.

Одним из самых значимых по воздействию на ребенка видов искусства в сфере музыкального воспитания является живопись. Она помогает ученику проиллюстрировать содержание музыки. Средства изобразительного искусства способствуют прочному запоминанию образа. Выдающийся педагог и пианист Г. Г. Нейгауз говорил, что текучесть и изменчивость гармонии в произведениях Шопена напоминает ему перламутровую гамму картин Коро.

Можно использовать и такие виды искусства, как архитектура и скульптура. Произведения архитектурного искусства способствуют расширению образного ряда, более активному пониманию музыки. Многие современные исполнители говорят о том, какое большое значение имеет для них соприкосновение с другими художественными мирами - живописью, литературой, театром, архитектурой. Посещение выставок изобразительного искусства или театральных премьер для творческой личности не просто отдых - это одна из форм творческой работы. Это эмоционально заряжает человека. Под впечатлением от увиденного для него открываются новые нюансы и краски в музыке. Таким образом, привлечение средств художественной выразительности различных видов искусства активизируют восприятие и мышление учащегося при взаимодействии с исполняемыми произведениями, формируют интерес к ценностям культуры и искусства.

Обогащение художественно-образного мышления учащихся является важной задачей в развитии их творческих способностей. От того, насколько мышление наполнится образным содержанием и ассоциативными связями, зависит успех в развитии общих способностей ребенка.

Важную роль в развитии образно-ассоциативного мышления играют программные произведения. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы, легко воспринимаемые и наиболее выразительно ими исполняемые. В пьесах подобного плана композитор опирается на определенный художественный образ, возникший в его воображении. Все средства музыкальной выразительности он будет подчинять его воплощению, чтобы достичь наибольшей убедительности и доступности.

Воспитание музыкальной культуры ученика происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкально-исполнительской деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем успешнее достигается цель музыкального воспитания. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности учащегося, воспитывают и развивают эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширяют их знания и воспитывают художественный вкус.



Литература


  1. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: Музыка, 1974. - 356 с.

  2. Вопросы педагогики, вып. 3. - М.: Музыка, 1971. - с. 264-296.

  3. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 187 с.

  4. Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств. - М.: Музыка, 1966. - 62 с.

  5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1967. - 274 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Светлана Михайловна

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства