kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

 

Тема: Основы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний различных групп населения.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ 5





По ПМ 01ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ



Тема: Основы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний различных групп населения.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)











Купино

2022

Рассмотрена на заседании

ПЦК профессиональных модулей

Протокол № « » 2022























Автор-составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Черняк Е.А.





















Пояснительная записка

К методической разработке по профессиональному модулю «Проведение профилактических мероприятий» по теме «Основы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний различных групп населения»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

З 1.современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

З 2.основы иммунопрофилактики различных групп населения;

Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 1.1 - 1.3

Методы и формы, используемые на занятии:

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Фронтальный опрос» (Приложение№1), «Изложение нового материала» (Приложение№2), «Физкультминутка реализация» (Приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (Приложение№4), «Задание на дом» (Приложение №5), «Дополнительно» (Приложение №6)



















УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Основы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний различных групп населения.

Место проведения: кабинет основ профилактики

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья; основы иммунопрофилактики различных групп населения.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).

3. Развивающая: развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)

















Междисциплинарная интеграция:

ПМ. 02





Внутридисциплинарная интеграция:











М

Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации

Основы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний различных групп населения





Направление сестринской деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний

етодическое обеспечение занятия:
методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, проектор.

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом.

Дополнительная: http://megaobuchalka.ru/1/18781.html



Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.; ОК 8.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (Приложение№1 Приложение №6)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

-индивидуальный опрос

4.

Изложение нового материала (Приложение №2)

50мин

Формирование теоретических знаний

5.

Физкультминутка

реализация. ОК 13 (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

15

Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу


7.

Подведение итогов


5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

8.

Задание на дом

Приложение №5


5 мин.

Работа с лекционным материалом,


Всего

90 мин










Приложение №1

Фронтальный опрос

Теоретическое задание № 1

Текст задания:Определение понятия диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболеваниями

Критерии оценивания: Перечислены не менее 8 неинфекционных заболеваний при которых устанавливается группа диспансерного наблюдения врачом терапевтом периодичность осмотров и длительность диспансерного наблюдения.

Назвать медицинских работников медицинской организации которые ведут диспансерное наблюдение за гражданами ПМСП.

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме перечисляет не менее 8 неинфекционных заболеваний при которых устанавливается группа диспансерного наблюдения врачом терапевтом периодичность осмотров и длительность диспансерного наблюдения.

Назвать медицинских работников медицинской организации которые ведут диспансерное наблюдение за гражданами ПМСП.

4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме перечисляет не менее 7 неинфекционных заболеваний при которых устанавливается группа диспансерного наблюдения врачом терапевтом периодичность осмотров и длительность диспансерного наблюдения.

Назвать медицинских работников медицинской организации которые ведут диспансерное наблюдение за гражданами ПМСП.

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме перечисляет не менее 6 неинфекционных заболеваний при которых устанавливается группа диспансерного наблюдения врачом терапевтом периодичность осмотров и длительность диспансерного наблюдения.

Назвать медицинских работников медицинской организации которые ведут диспансерное наблюдение за гражданами ПМСП.

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет менее 6 неинфекционных заболеваний при которых устанавливается группа диспансерного наблюдения врачом терапевтом периодичность осмотров и длительность диспансерного наблюдения.

Назвать медицинских работников медицинской организации которые ведут диспансерное наблюдение за гражданами ПМСП.


Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:


Диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболе­ваниями включает динамическое наблюдение и необходимые обсле­дования, профилактику и медицинскую реабилитацию больных, проводимые в соответствии с Порядком проведения диспансерного наблюдения (табл. 2.2).

Диспансерное наблюдение ведут следующие медицинские работ­ники МО, где гражданин получает ПМСП:

  1. врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт участ­ковый цехового врачебного участка, врач общей практики или семейный врач) (далее — врач-терапевт);

  2. врачи-специалисты по профилю заболевания гражданина;

  3. врач (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профи­лактики;

  4. врач (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профи­лактики или центра здоровья;

  5. фельдшер фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в случае возложения на него руководителем МО функции проведения диспансерного наблюдения.

Группа диспансерного наблюдения, его длительность, периодич­ность приемов, объем обследования, проводимых профилактиче­ских, лечебных и реабилитационных мероприятий определяются в соответствии с порядками оказания медицинской помощи с уче­том состояния здоровья гражданина, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания.

Диспансерный прием может проводиться на дому в случае невоз­можности посещения пациентом МО в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций.



Теоретическое задание № 2


Текст задания : Охарактеризуйте основные Целевые программы предупреждения заболеваний.

Критерии оценивания: Определена роль государства в борьбе с неинфекционными социально значимыми болезнями.

Названы 3 статьи в которых представлено правовое обеспечение борьбы с инфекционными заболеваниями на основе Федерального закона от 21.11. 2011 года № 323 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся дает точное определение роли государства в борьбе с неинфекционными социально значимыми болезнями.

Названы 3 статьи в которых представлено правовое обеспечение борьбы с инфекционными заболеваниями на основе Федерального закона от 21.11. 2011 года № 323 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся дает точное определение роли государства в борьбе с неинфекционными социально значимыми болезнями.

Названы 2 статьи в которых представлено правовое обеспечение борьбы с инфекционными заболеваниями на основе Федерального закона от 21.11. 2011 года № 323 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3 «удовлетворительно» - если обучающийсядает определение роли государства в борьбе с неинфекционными социально значимыми болезнями.

Названы менее чем по 2 статьям в которых представлено правовое обеспечение борьбы с инфекционными заболеваниями на основе Федерального закона от 21.11. 2011 года № 323 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2 «неудовлетворительно - если обучающийсядает не точно определение роли государства в борьбе с неинфекционными социально значимыми болезнями.

Названы менее чем по 2 статьям в которых представлено правовое обеспечение борьбы с инфекционными заболеваниями на основе Федерального закона от 21.11. 2011 года № 323 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:(Приложение№6)







Приложение №2

Основы иммунопрофилактики различных групп населения;

Иммунопрофилактика инфекционных болезней — система меро­приятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем про­ведения профилактических прививок.

Профилактическая прививка — введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) для иммуно­профилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням. К МИБП относятся вакцины, анаток­сины, иммуноглобулины и другие лекарственные средства того же назначения.

Иммунитет (от лат. immunitasосвобождение от повинностей; immunisнеприкосновенный) — система биологической защиты внутренней среды многоклеточного организма (гомеостаза) от гене­тически чужеродных веществ экзогенной и эндогенной природы.

Видовой иммунитет (врожденный) — генетически закрепленная невосприимчивость, присущая каждому виду.

Приобретенный иммунитет формируется в течение жизни индиви­дуума и не передается по наследству; он может быть:

  1. естественным;

  2. искусственным;

  3. активным;

  4. пассивным.

Искусственно приобретенный иммунитет развивается в результа­те вакцинации, серопрофилактики (введение сыворотки) и других манипуляций.

Активно приобретенный иммунитет развивается после иммунизации ослабленными или убитыми микроорганизмами либо их антигенами. В обоих случаях организм активно участвует в создании невосприим­чивости, отвечая развитием иммунного ответа и формированием пула клеток памяти.

Пассивно приобретенный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки.

Основополагающие принципы вакцинации как основы иммунопрофилактики различных групп населения

В настоящее время вакцинация — один из ведущих методов про­филактики инфекционных заболеваний.

Цель вакцинации — создание специфической невосприимчиво­сти к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом.

После введения в организм вакцины формируется активный искус­ственный иммунитет: в организме происходит изменение свойств клеток, уничтожающих микроорганизмы и продукты их жизнедея­тельности.

Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5—10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиоми­елита или в течение нескольких месяцев у привитых против грип­па, брюшного тифа. При своевременной ревакцинации он может сохраняться всю жизнь. Число заболеваний, для борьбы с которыми используются вакцины, приближается к сорока.

Иммунизация населения ведет к уменьшению заболеваемости и детской смертности, увеличению длительности жизни людей, обе­спечению долголетия и уничтожению ряда инфекций, которые были настоящим бедствием. Задача современного здравоохранения — лик­видация кори, приводящей к тяжелым осложнениям, вплоть до пора­жения центральной нервной системы в форме энцефалита.

Опыт вакцинопрофилактики XX в. наглядно показывает, что при прекращении вакцинации или снижении ее объема происходит акти­вация длительно не регистрировавшихся или регистрировавшихся на низком уровне инфекций. Причины, которые привели к отмене или ограничению иммунизации, были различны, но результат один — немедленный подъем заболеваемости, перерастающий в ряде случаев в эпидемии.

Существуют следующие виды вакцинных препаратов.

  1. Живые вакцины, приготовленные из живых аттенуированных (ослабленных) штаммов микроорганизмов.

  2. Убитые вакцины, которые содержат инактивированные раз­ными способами микроорганизмы.

  3. Химические вакцины из высокоочищенных антигенов.

  4. Вакцины, сконструированные на основе методов биотехноло­гии:

  • синтетические вакцины на основе олигопептидов и олигосахаридов;

  • генно-инженерные вакцины на основе продуктов синтеза рекомбинантных систем;

  • ДНК-вакцины.

Живые вакцины как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Живые (ослабленные, или аттенуированные) вакцины состоят из жизнеспособных микроорганизмов — возбудителей тех или иных инфекционных болезней человека. Их несомненное преимущество — сохранение полного антигенного набора патогенов, благодаря чему достигается наиболее длительное состояние невосприимчивости по сравнению с использованием вакцин других типов. Однако длитель­ность иммунной памяти после применения живых вакцин все же ниже, чем после перенесенной инфекционной болезни. Обычно для вакцинации используют штаммы с ослабленной вирулентностью либо лишенные вирулентных свойств, но полностью сохранившие иммуногенные свойства.

Несмотря на выраженный вакцинирующий эффект, использо­вание живых вакцин сопряжено с повышенным риском индукции нарушений здоровья человека. Это наиболее реактогенные вакцины, при их применении наблюдается самое большое количество ослож­нений. Именно поэтому при проведении таких иммунопрофилактических мероприятий необходимо тщательное выявление пациентов, которым временно или пожизненно противопоказана вакцинация. В первую очередь речь идет о людях, страдающих иммунодефицитными заболеваниями, у которых может развиться инфекционная болезнь, вызванная вакцинным штаммом.

Вакцинный штамм после введения размножается в организме привитого и вызывает вакцинальный инфекционный процесс, кото­рый у большинства привитых протекает без выраженных клиниче­ских симптомов и приводит к формированию стойкого иммунитета. Вакцинация проводится, как правило, однократно только с профи­лактической целью.

Недостатки живых вакцин: возврат патогенности, остаточная вирулентность, неполная инактивация, часто содержат микроор­ганизмы-загрязнители (контаминанты); они требуют специальных условий хранения и, как правило, парентерального введения.

Примеры: вакцина для профилактики краснухи (живая аттенуированная) (рудивакс*), вакцина для профилактики кори (рувакс*), вакцина для профилактики полиомиелита (полио сэбин веро*), вак­цина для профилактики туберкулеза (БЦЖ*), живая аттенуированная вакцина для профилактики эпидемического паротита (имовакс орейон*).

«Убитые вакцины» как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Убитые (инактивированные) вакцины состоят из нежизнеспособ­ных микроорганизмов. Для приготовления таких вакцин патогенные микроорганизмы убивают либо термической обработкой, либо воз­действием различных химических агентов (например, формалином). В качестве антигенов можно использовать как цельные тела микро­организмов (противочумная вакцина, вакцина Солка против полио­миелита), так и отдельные компоненты возбудителя (полисахаридная пневмококковая вакцина) и иммунологически активные фракции (вакцина против гепатита В). При использовании таких вакцин нет угрозы возникновения инфекционных болезней, вызванных вакцинным штаммом, однако частота аутоиммунных и токсических осложнений также высокая. Длительность иммунной памяти после введения таких вакцинных препаратов несколько ниже, чем при использовании живых вакцин, но довольно велика.

Положительные стороны: корпускулярные убитые вакцины легче дозировать, проще очищать, они длительно хранятся и менее чув­ствительны к температурным колебаниям; возможно их применение не только для профилактики, но и для лечения.

Отрицательные стороны: вакцина может содержать до 99% балла­ста и поэтому реактогенна, она нередко содержит агент, используе­мый для инактивации микробных клеток (фенол и др.), штамм сразу не приживляется, поэтому вакцинация проводится в 2 или 3 приема (бустерные иммунизации), требуются частые ревакцинации (вакцина для профилактики дифтерии, коклюша и столбняка).

Иммунный ответ на инактивированную вакцину качественно отличается от такового на живую вакцину.

Примеры: коклюшная [как компонент адсорбированной вакцины для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС*)], вакцина для профилактики дифтерии, коклюша, полиомиелита, столбняка (тетракок*), вакцина для профилактики бешенства, вакцина для профилактики лептоспироза концентрированная инактивированная жидкая, вакцины гриппозные цельновирионные [например, вакцина для профилактики гриппа (инактивированная)], вакцина для профилактики клещевого энцефалита, вакцина для профилактики вирусного гепатита А инактивированная (аваксим*).

Химические и синтетические вакцины как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Химические вакцины создаются из антигенных компонентов, извлеченных из клеток микроорганизмов. Они не содержат балласта и наименее реактогенны.

Примеры: вакцина для профилактики менингококковых инфекций (менинго А+С*), вакцина для профилактики инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae (акт-ХИБ*), вакцина для профилактики пневмококковых инфекций (пневмо 23*), вакцина для профилактики брюшного тифа (тифим ви*), ацеллюлярные коклюшные вакци­ны (например, в составе вакцины для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В, полиомиелита и инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae тип b).

Синтетические вакцины — синтезированные из аминокислот пеп­тидные фрагменты, соответствующие аминокислотной последова­тельности тех структур вирусного (бактериального) белка, которые распознаются иммунной системой и вызывают иммунный ответ.

Положительные стороны: у синтетических пептидов нет недостат­ков, характерных для живых вакцин (возврат патогенности, остаточная вирулентность, неполная инактивация и т.п.). Синтетические вакцины обладают высокой степенью стандартности, они слабореактогенны и безопасны.

Отрицательные стороны: синтетические вакцины менее эффек­тивны по сравнению с традиционными, так как дают меньшую иммуногенность. Однако сочетанное использование одного или двух иммуногенных белков в составе синтетической вакцины обеспечива­ет формирование иммунологической памяти.

Примеры: экспериментальные синтетические вакцины получены против дифтерии, холеры, стрептококковой инфекции, гепатита В, гриппа, ящура, клещевого энцефалита, пневмококковой и сальмо­неллезной инфекции.

Рекомбинантные вакцины как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Рекомбинантные вакцины получают методом генной инженерии. Гены болезнетворного микроорганизма, отвечающие за синтез опре­деленных белков, встраивают в геном какого-либо микроорганизма (например, дрожжевой клетки). При размножении модифицирован­ных клеток продуцируется и накапливается белок, который затем выделяется, очищается и используется в качестве вакцины. Они характеризуются отсутствием (или значительным снижением) бал­ластных компонентов, полной безвредностью, низкой стоимостью, которая связана с удешевлением промышленного производства.

Примеры: вакцина для профилактики вирусного гепатита В (эувакс В*), вакцина против ротавирусной инфекции.

Приложение №3.

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.















































Приложение №4.

Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Прочтите лекцию, текст учебника и дайте краткий ответ на поставленные вопросы

Теоретическое задание № 1

Текст задания: Определите понятие основ иммунопрофилактики различных групп населения

Критерии оценивания:

Дано точно определение иммунопрофилактики, профилактических прививок, иммунитета

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся дает точно 3 определения

4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся дает не точно 3 определения

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся дает 2 определения

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся дает 1 определение, не точно

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Иммунопрофилактика инфекционных болезней — система меро­приятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем про­ведения профилактических прививок.

Профилактическая прививка — введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) для иммуно­профилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням. К МИБП относятся вакцины, анаток­сины, иммуноглобулины и другие лекарственные средства того же назначения.

Иммунитет (от лат. immunitasосвобождение от повинностей; immunisнеприкосновенный) — система биологической защиты внутренней среды многоклеточного организма (гомеостаза) от гене­тически чужеродных веществ экзогенной и эндогенной природы.

Теоретическое задание № 2

Текст задания: Опишите основы иммунопрофилактики

Критерии оценивания:

-Перечислено не менее 2 видов иммунитета

-Перечислено не менее 4 видов приобретенного иммунитета

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет не менее 2 видов иммунитета и 4 видов приобретенного иммунитета

4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет не менее 2 видов иммунитета и 3 видов приобретенного иммунитета

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся перечисляет не менее 2 видов иммунитета и 2 видов приобретенного иммунитета

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся перечисляет менее 2 видов иммунитета и менее 2 видов приобретенного иммунитета

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Видовой иммунитет (врожденный) — генетически закрепленная невосприимчивость, присущая каждому виду.

Приобретенный иммунитет формируется в течение жизни индиви­дуума и не передается по наследству; он может быть:

  1. естественным;

  2. искусственным;

  3. активным;

  4. пассивным.

Искусственно приобретенный иммунитет развивается в результа­те вакцинации, серопрофилактики (введение сыворотки) и других манипуляций.

Активно приобретенный иммунитет развивается после иммунизации ослабленными или убитыми микроорганизмами либо их антигенами. В обоих случаях организм активно участвует в создании невосприим­чивости, отвечая развитием иммунного ответа и формированием пула клеток памяти.

Пассивно приобретенный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки.


Теоретическое задание № 3

Текст задания: Определите основополагающие принципы вакцинации как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Критерии оценивания:

-Дано точно определение цели вакцинации

-Перечислены не менее 4 видов вакцин и препаратов

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся, дает точно определение цели вакцинации; перечисляет не менее 4 видов вакцин и препаратов

4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся, даёт точно определение цели вакцинации; перечисляет не менее 3 видов вакцин и препаратов

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся, дает точно определение цели вакцинации; перечисляет не менее 2 видов вакцин и препаратов

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае , если обучающийся дает определение цели вакцинации; перечисляет менее 2 видов вакцин и препаратов

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

В настоящее время вакцинация — один из ведущих методов про­филактики инфекционных заболеваний.

Цель вакцинации — создание специфической невосприимчиво­сти к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом.

После введения в организм вакцины формируется активный искус­ственный иммунитет: в организме происходит изменение свойств клеток, уничтожающих микроорганизмы и продукты их жизнедея­тельности.

Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5—10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиоми­елита или в течение нескольких месяцев у привитых против грип­па, брюшного тифа. При своевременной ревакцинации он может сохраняться всю жизнь. Число заболеваний, для борьбы с которыми используются вакцины, приближается к сорока.

Иммунизация населения ведет к уменьшению заболеваемости и детской смертности, увеличению длительности жизни людей, обе­спечению долголетия и уничтожению ряда инфекций, которые были настоящим бедствием. Задача современного здравоохранения — лик­видация кори, приводящей к тяжелым осложнениям, вплоть до пора­жения центральной нервной системы в форме энцефалита.

Опыт вакцинопрофилактики XX в. наглядно показывает, что при прекращении вакцинации или снижении ее объема происходит акти­вация длительно не регистрировавшихся или регистрировавшихся на низком уровне инфекций. Причины, которые привели к отмене или ограничению иммунизации, были различны, но результат один — немедленный подъем заболеваемости, перерастающий в ряде случаев в эпидемии.

Существуют следующие виды вакцинных препаратов.

  1. Живые вакцины, приготовленные из живых аттенуированных (ослабленных) штаммов микроорганизмов.

  2. Убитые вакцины, которые содержат инактивированные раз­ными способами микроорганизмы.

  3. Химические вакцины из высокоочищенных антигенов.

  4. Вакцины, сконструированные на основе методов биотехноло­гии:

  • синтетические вакцины на основе олигопептидов и олигосахаридов;

  • генно-инженерные вакцины на основе продуктов синтеза рекомбинантных систем;

  • ДНК-вакцины.

Теоретическое задание № 4

Текст задания: Охарактеризуйте живые вакцины как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Критерии оценивания:

-Охарактеризованы в полном объеме «живые» вакцины

- Перечислено не менее 2 положительных сторон и не менее 4 отрицательных сторон «живых » вакцин»

- Правильно приведены примеры «живых» вакцин

Система оценивания: применяется дихотомическая система, за каждый правильный ответ — 1 балл

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме описывает «живые» вакцины, перечислено не менее 2 положительных сторон и не менее 4 отрицательных сторон «живых » вакцин»; правильно приводит примеры «живых» вакцин

4 «хорошо» - ставится в том случае , если обучающийся полном объеме описывает «живые» вакцины, перечисляет не менее 2 положительных сторон и не менее 2 отрицательных сторон «живых » вакцин»; правильно приводит примеры «живых» вакцин

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся полном объеме описывает «живые» вакцины, перечисляет 1 положительную 1 отрицательную сторону «живых » вакцин»; правильно приводит примеры «живых» вакцин


2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся описывает «живые» вакцины не в полном объеме , не перечисляет положительные и отрицательные стороны «живых » вакцин»; правильно приводит примеры «живых» вакцин

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Живые (ослабленные, или аттенуированные) вакцины состоят из жизнеспособных микроорганизмов — возбудителей тех или иных инфекционных болезней человека. Их несомненное преимущество — сохранение полного антигенного набора патогенов, благодаря чему достигается наиболее длительное состояние невосприимчивости по сравнению с использованием вакцин других типов. Однако длитель­ность иммунной памяти после применения живых вакцин все же ниже, чем после перенесенной инфекционной болезни. Обычно для вакцинации используют штаммы с ослабленной вирулентностью либо лишенные вирулентных свойств, но полностью сохранившие иммуногенные свойства.

Несмотря на выраженный вакцинирующий эффект, использо­вание живых вакцин сопряжено с повышенным риском индукции нарушений здоровья человека. Это наиболее реактогенные вакцины, при их применении наблюдается самое большое количество ослож­нений. Именно поэтому при проведении таких иммунопрофилактических мероприятий необходимо тщательное выявление пациентов, которым временно или пожизненно противопоказана вакцинация. В первую очередь речь идет о людях, страдающих иммунодефицитными заболеваниями, у которых может развиться инфекционная болезнь, вызванная вакцинным штаммом.

Вакцинный штамм после введения размножается в организме привитого и вызывает вакцинальный инфекционный процесс, кото­рый у большинства привитых протекает без выраженных клиниче­ских симптомов и приводит к формированию стойкого иммунитета. Вакцинация проводится, как правило, однократно только с профи­лактической целью.

Недостатки живых вакцин: возврат патогенности, остаточная вирулентность, неполная инактивация, часто содержат микроор­ганизмы-загрязнители (контаминанты); они требуют специальных условий хранения и, как правило, парентерального введения.

Примеры: вакцина для профилактики краснухи (живая аттенуированная) (рудивакс*), вакцина для профилактики кори (рувакс*), вакцина для профилактики полиомиелита (полио сэбин веро*), вак­цина для профилактики туберкулеза (БЦЖ*), живая аттенуированная вакцина для профилактики эпидемического паротита (имовакс орейон*).

Теоретическое задание № 5

Текст задания: Охарактеризуйте «убитые вакцины» как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Критерии оценивания:

-Охарактеризованы в полном объеме «убитые» вакцины

- Перечислено не менее 4 положительных сторон и не менее 4 отрицательных сторон «убитых» вакцин»

- Правильно приведены примеры «убитых» вакцин

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме описывает «убитые» вакцины, перечисляет не менее 4 положительных сторон и не менее 4 отрицательных сторон «убитых» вакцин», правильно приводит примеры «убитых» вакцин

4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме описывает «убитые» вакцины, перечисляет не менее 3 положительных сторон и не менее 3 отрицательных сторон «убитых» вакцин», правильно приводит примеры «убитых» вакцин

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся в полном объеме описывает «убитые» вакцины, перечисляет менее 3 положительных сторон и менее 3 отрицательных сторон «убитых» вакцин», приводит примеры «убитых» вакцин

2 «неудовлетворительно - ставится в том случае, если обучающийся описывает «убитые» вакцины, не перечисляет положительные и отрицательные стороны «убитых» вакцин», не верно приводит примеры «убитых» вакцин

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Убитые (инактивированные) вакцины состоят из нежизнеспособ­ных микроорганизмов. Для приготовления таких вакцин патогенные микроорганизмы убивают либо термической обработкой, либо воз­действием различных химических агентов (например, формалином). В качестве антигенов можно использовать как цельные тела микро­организмов (противочумная вакцина, вакцина Солка против полио­миелита), так и отдельные компоненты возбудителя (полисахаридная пневмококковая вакцина) и иммунологически активные фракции (вакцина против гепатита В). При использовании таких вакцин нет угрозы возникновения инфекционных болезней, вызванных вакцинным штаммом, однако частота аутоиммунных и токсических осложнений также высокая. Длительность иммунной памяти после введения таких вакцинных препаратов несколько ниже, чем при использовании живых вакцин, но довольно велика.

Положительные стороны: корпускулярные убитые вакцины легче дозировать, проще очищать, они длительно хранятся и менее чув­ствительны к температурным колебаниям; возможно их применение не только для профилактики, но и для лечения.

Отрицательные стороны: вакцина может содержать до 99% балла­ста и поэтому реактогенна, она нередко содержит агент, используе­мый для инактивации микробных клеток (фенол и др.), штамм сразу не приживляется, поэтому вакцинация проводится в 2 или 3 приема (бустерные иммунизации), требуются частые ревакцинации (вакцина для профилактики дифтерии, коклюша и столбняка).

Иммунный ответ на инактивированную вакцину качественно отличается от такового на живую вакцину.

Примеры: коклюшная [как компонент адсорбированной вакцины для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС*)], вакцина для профилактики дифтерии, коклюша, полиомиелита, столбняка (тетракок*), вакцина для профилактики бешенства, вакцина для профилактики лептоспироза концентрированная инактивированная жидкая, вакцины гриппозные цельновирионные [например, вакцина для профилактики гриппа (инактивированная)], вакцина для профилактики клещевого энцефалита, вакцина для профилактики вирусного гепатита А инактивированная (аваксим*).


Теоретическое задание № 6

Текст задания : Охарактеризуйте химические и синтетические вакцины как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Критерии оценивания:

-Дано точное определение химических вакцин

-Приведены в полном объеме примеры химических вакцин

-Дано точное определение синтетических вакцин

- Перечислено не менее 5 положительных сторон и не менее 2 отрицательных сторон синтетических вакцин

- Приведены правильно примеры синтетических вакцин

Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся дает точное определение химических вакцин; приводит в полном объеме примеры химических вакцин; дает точное определение синтетических вакцин; перечисляет не менее 5 положительных сторон и не менее 2 отрицательных сторон синтетических вакцин; правильно приводит примеры синтетических вакцин

4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся если обучающийся дает точное определение химических вакцин ; приводит примеры химических вакцин; дает точное определение синтетических вакцин; перечисляет не менее 3 положительных сторон и не менее 2 отрицательных сторон синтетических вакцин; приводит примеры синтетических вакцин

3 «удовлетворительно» - если обучающийся если обучающийся дает определение химических вакцин ; приводит примеры химических вакцин; дает определение синтетических вакцин; перечисляет не менее 2положительных сторон и не менее 2 отрицательных сторон синтетических вакцин; приводит примеры синтетических вакцин

2 «неудовлетворительно - если обучающийся если обучающийся дает определение химических вакцин ; дает определение синтетических вакцин; перечисляет менее 2положительных сторон и отрицательных сторон синтетических вакцин;

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Химические вакцины создаются из антигенных компонентов, извлеченных из клеток микроорганизмов. Они не содержат балласта и наименее реактогенны.

Примеры: вакцина для профилактики менингококковых инфекций (менинго А+С*), вакцина для профилактики инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae (акт-ХИБ*), вакцина для профилактики пневмококковых инфекций (пневмо 23*), вакцина для профилактики брюшного тифа (тифим ви*), ацеллюлярные коклюшные вакци­ны (например, в составе вакцины для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В, полиомиелита и инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae тип b).

Синтетические вакцины — синтезированные из аминокислот пеп­тидные фрагменты, соответствующие аминокислотной последова­тельности тех структур вирусного (бактериального) белка, которые распознаются иммунной системой и вызывают иммунный ответ.

Положительные стороны: у синтетических пептидов нет недостат­ков, характерных для живых вакцин (возврат патогенности, остаточная вирулентность, неполная инактивация и т.п.). Синтетические вакцины обладают высокой степенью стандартности, они слабореактогенны и безопасны.

Отрицательные стороны: синтетические вакцины менее эффек­тивны по сравнению с традиционными, так как дают меньшую иммуногенность. Однако сочетанное использование одного или двух иммуногенных белков в составе синтетической вакцины обеспечива­ет формирование иммунологической памяти.

Примеры: экспериментальные синтетические вакцины получены против дифтерии, холеры, стрептококковой инфекции, гепатита В, гриппа, ящура, клещевого энцефалита, пневмококковой и сальмо­неллезной инфекции.


Теоретическое задание № 7

Текст задания: Охарактеризуйте рекомбинантные вакцины как основы иммунопрофилактики различных групп населения

Критерии оценивания:

Перечислено не менее 3 положительных сторон рекомбинантных вакцин

-Даны точные примеры рекомбинантных вакцин

Система оценивания

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет не менее 3 положительных сторон рекомбинантных вакцин; приводит точные примеры рекомбинантных вакцин

4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет менее 3 положительных сторон рекомбинантных вакцин; приводит точные примеры рекомбинантных вакцин

3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет менее 2 положительных сторон рекомбинантных вакцин; приводит примеры рекомбинантных вакцин

2«неудовлетворительно - ставится в том случае, если обучающийся не перечисляет положительные стороны рекомбинантных вакцин; приводит примеры рекомбинантных вакцин

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа

Рекомбинантные вакцины получают методом генной инженерии. Гены болезнетворного микроорганизма, отвечающие за синтез опре­деленных белков, встраивают в геном какого-либо микроорганизма (например, дрожжевой клетки). При размножении модифицирован­ных клеток продуцируется и накапливается белок, который затем выделяется, очищается и используется в качестве вакцины. Они характеризуются отсутствием (или значительным снижением) бал­ластных компонентов, полной безвредностью, низкой стоимостью, которая связана с удешевлением промышленного производства.

Примеры: вакцина для профилактики вирусного гепатита В (эувакс В*), вакцина против ротавирусной инфекции.
































Приложение №5

Задание на дом

Домашнее задание: конспект лекции, работа с учебным текстом.С,И,Двойникова Проведение профилактических мероприятий стр.170-171









































Приложение №6

Таблица 2. Группы здоровья

Группа

Критерии

Тактика

I группа

1) нет хронических неинфекционных заболеваний

2) нет факторов риска

3) есть факторы риска, но суммарный сердечно-сосудистый риск (СССР) низкий или средний

4) не нуждаются в диспансерном наблюдении (ДН) по поводу других заболеваний

Краткое профилактическое консультирование

II группа

1) нет хронических неинфекционных заболеваний

3) есть факторы риска при высоком и очень высоком СССР

4) не нуждаются в диспансерном наблюдении (ДН) по поводу других заболеваний

1. Углубленное профилактическое консультирование.

2. При показаниях - лекарственная терапия факторов риска

3. Диспансерное наблюдение в отделении (кабинете) медпрофилактики

III группа

1) наличие заболеваний, требующих диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в т.ч. ВТМП, медицинской помощи

2) подозрение на наличие заболеваний, требующих ДН, нуждающиеся в дополнительном обследовании

1. Диспансерное наблюдение у врача-терапевта или врача-специалиста.

2. Коррекция выявленных факторов риска в отделении (кабинете) медпрофилактики или Центре здоровья




СУММАРНЫЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ РИСК

(прогностическое значение и методика определения)

Оценка абсолютного риска фатальных сердечно-сосудистых осложнений в предстоящие 10 лет жизни (суммарный сердечно-сосудистый риск) производится при помощи Европейской шкалы SCORE, предназначенной для стран очень высокого риска, к которым относится и Российская Федерация (рис. 1). К фатальным сердечно-сосудистым осложнениям (событиям) относятся: смерть от инфаркта миокарда, других форм ишемической болезни сердца (ИБС), от инсульта, в том числе скоропостижная смерть и смерть в пределах 24 часов после появления симптомов, смерть от других некоронарогенных сердечно-сосудистых заболеваний за исключением определенно неатеросклеротических причин смерти.

Шкала SCORE не используется у пациентов с доказанными сердечно-сосудистыми заболеваниями атеросклеротического генеза (ИБС, цереброваскулярные болезни, аневризма аорты, атеросклероз периферических артерий), сахарным диабетом I и II типа с поражением органов мишеней, хроническими болезнями почек, у лиц с очень высокими уровнями отдельных факторов риска, граждан в возрасте старше 65 лет (данные группы лиц имеют наивысшую степень суммарного 10-летнего сердечно-сосудистого риска) и граждан в возрасте до 40 лет, так как вне зависимости от наличия факторов риска они имеют низкий абсолютный риск фатальных сердечно-сосудистых осложнений в предстоящие 10 лет жизни.

Методика определения суммарного сердечно-сосудистого риска по шкале SCORE

Выберите ту часть шкалы, которая соответствует полу, возрасту и статусу курения пациента. Далее внутри таблицы следует найти клетку, наиболее соответствующую индивидуальному уровню измеренного систолического артериального давления (АД ммрт.ст.) и общего холестерина (ммоль/л). Число, указанное в клетке, показывает 10-летний суммарный сердечно-сосудистый риск данного пациента. Например, если пациент 55 лет, курит в настоящее время, имеет систолическое АД 145 мм рт. ст и уровень общего холестерина 6,8 ммоль/л, то его риск равен 9% (на рис. 1 цифра 9 размещена в окружности белого цвета).

Суммарный сердечно-сосудистый риск по шкале SCORE менее 1% считается низким.

Суммарный сердечно-сосудистый риск находящийся в диапазоне от * до 5% считается средним или умеренно повышенным.

Суммарный сердечно-сосудистый риск находящийся в диапазоне от *% до 10% считается высоким.

Суммарный сердечно-сосудистый риск по шкале SCORE *% считается очень высоким.

Шкалу SCORE можно использовать и для ориентировочной оценки общего числа (фатальных+нефатальных) сердечно-сосудистых событий (осложнений) в предстоящие 10 лет жизни - оно будет примерно в три раза выше, чем число, полученное по шкале SCORE при оценке только фатальных сердечно-сосудистых событий (осложнений).

Для мотивирования лиц, имеющих факторы риска к ведению здорового образа жизни, может быть полезным сравнение рисков


Рисунок 2. Шкала SCORE



ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКИХ

НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Повышенный уровень артериального давления - систолическое артериальное давление равно или выше 140 мм рт.ст., диастолическое артериальное давление равно или выше 90 мм рт.ст. либо проведение гипотензивной терапии.

Дислипидемия - отклонение от нормы одного или более показателей липидного обмена (общий холестерин более 5 ммоль/л; холестерин липопротеидов высокой плотности у женщин менее 1,0 ммоль/л, у мужчин менее 1,2 ммоль/л; холестерин липопротеидов низкой плотности более 3 ммоль/л; триглицериды более 1,7 ммоль/л) или проведение гиполипидемической терапии.

Повышенный уровень глюкозы в крови - уровень глюкозы плазмы натощак более 6,1 ммоль/л или проведение гиполикемической терапии.

Курение табака - ежедневное выкуривание одной сигареты и более.

Нерациональное питание - избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, потребление поваренной соли более 5 граммов в сутки (досаливание приготовленной пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий), недостаточное потребление фруктов и овощей (менее 400 граммов или менее 4 - 6 порций в сутки).

Избыточная масса тела - индекс массы тела 25 - 29,9 кг/м2, ожирение - индекс массы тела более 30 кг/м2.

Низкая физическая активность - ходьба в умеренном или быстром темпе менее 30 минут в день.

Риск пагубного потребления алкоголя и риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача определяется с помощью опроса (анкетирования), предусмотренного “подпунктом 1 пункта 12.1” порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1006н.

Суммарный сердечно-сосудистый риск устанавливается при отсутствии

у гражданина выявленных заболеваний, связанных с атеросклерозом.



















Таблица 1. Факторы риска развития наиболее опасных заболеваний






Заболевания сердца

 

 

 

 


 Рак

 

 


 Инсульт

 

 



 Остеопороз

♦ Гипертензия

♦ Курение

♦ Повышение

♦ Полнота

♦ Мужской пол

♦ возраст старше 65 лет

♦ Генетическая предрасположенность

♦ Менее опасно: диабет, физическая неактивность, неумение справляться со стрессами и тип личности А.


♦ Рак в семейном анамнезе (кроме рака легких и предстательной железы)

♦Курение (рак легких)

♦Первая беременность после 30 лет (рак груди)

♦ Тучность (рак груди)

♦Хронический язвенный колит, аденоматозные полипы в анамнезе (рак прямой кишки)

♦Поражение кожи (рак кожи)


♦Возраст старше 55 лет

♦Гипертензия

♦Курение

♦Поражение коронарных артерий

♦Диабет

♦Фибрилляция предсердий

♦Менее опасно: случаи инсульта в семье, алкоголь, избыточная масса тела


♦Женский пол

♦Возраст – чем старше, тем больше риск

♦Тонкие кости

♦Кавказское происхождение

♦Удаление яичника до менопаузы

♦Низкое содержание минералов в кости

♦Менее опасно: случаи остеопороза в семье, начало менопаузы, сидячий образ жизни, масса тела меньше нормы, недостаток кальция в пище, курение, злоупотребление алкоголем




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Автор: Елена Александровна Черняк

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Информация по проведению профилактического мероприятия «Игла»"
    ["seo_title"] => string(71) "informatsiia_po_proviedieniiu_profilaktichieskogho_mieropriiatiia_ighla"
    ["file_id"] => string(6) "351762"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477301195"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ"
    ["seo_title"] => string(80) "po_pm_01_provedenie_profilakticheskikh_meropriiatii_mdk_01_03_sestrinskoe_delo_v"
    ["file_id"] => string(6) "500641"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550643595"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ"
    ["seo_title"] => string(80) "po_pm_01_provedenie_profilakticheskikh_meropriiatii_mdk_01_03_sestrinskoe_delo_1"
    ["file_id"] => string(6) "507998"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1555899255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей. Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_tieorietichieskogho_zaniatiia_dlia_priepodavatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "376666"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483907929"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Классный час "Шаг в пропасть. Опасно это или нет?""
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi_chas_shag_v_propast_opasno_eto_ili_net"
    ["file_id"] => string(6) "599212"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1643575100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства