kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей. Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 01«ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»

 МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» Раздел: Здоровый ребенок 

Специальность  34.02.01. «Сестринское дело»  Курс II                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей. Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балаковский медицинский колледж»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия для преподавателей

Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок»

Лекция №2


ПМ 01 МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Раздел: Здоровый ребенок


Специальность 34.02.01. «Сестринское дело»



Курс II















Балаково

2016 г.

Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2

Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине

ПМ 01 МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Раздел: «Здоровый ребенок»

утверждена на заседании цикловой комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе и соответствует ФГОС.


Специальность 34.02.01. «Сестринское дело»

Автор: Томленова Елена Николаевна. г.Балаково, 2016 г. – _____страниц.





«Утверждено»

на заседании ЦМК

Протокол № 6 от «17» 10. 2016_ г.

Председатель ЦМК (Ф.И.О.) Меркулова Ю.Г.

(подпись председателя)


«Согласовано»

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа

(Ф.И.О.) Каширова В.Ю.

(подпись методиста)











Рецензент

Кузьмин Сергей Юрьевич, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по лечебной части ГУЗ СО «Детская городская больница №1» г.Балаково



Пояснительная записка

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Знание АФО здорового доношенного ребенка и факторов для обеспечения благоприятных условий рождения, недопущение перехода пограничных физиологических состояний в ту или иную патологию является в период новорожденности одним из главных. В каждом периоде развития ребенок имеет характерные особенности, исходя из которых необходимо решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по профилактике заболеваний.

Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса. Одним из эффективных методов формирования общих и профессиональных компетентностей медицинской сестры является лекция-визуализация с элементами работы в малых группах, с применением обратной связи.

Тема: «Недоношенный ребенок»

Время: 90 минут.

Место проведения занятия: учебный кабинет колледжа

Вид занятия: теоретическое занятие

  • Общее количество часов, отводимое на изучение данной темы (с учетом лекционных и практических занятий -6 часов

  • Количество часов, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу по данной теме - 3 часа.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Дать понятие неонатального периода, АФО этого периода, учитывая морфологические, физиологические и психологические особенности новорожденного с нормальным сроком гестации..

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: О классификации периодов детского возраста. Анатомо-физиологические особенности доношенного новорожденного и характерные физиологические преходящие состояния .

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Основные проблемы периода новорожденности. Период новорожденности (неонатальный), его характеристика. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Признаки доношенности новорожденного ребенка. Оценка общего состояния по шкале Апгар. Организацию ухода за новорожденным ребенком. Значение асептики и антисептики в организации ухода, первичный туалет новорожденного. Адаптацию детей к условиям внеутробной жизни. Пограничные состояния новорож­денного ребенка. Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения. Возможные проблемы и пути их решения. Понятие о первичном патронаже к новорожденному. Сроки и цели патронажа к новорожденному.

Схема интегративных связей Межпредметные связи

Истоки раздела Выход МДК раздела МДК

ПМ02 МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

МДК 04.01, МДК 04.02

ТОМУ 04.03







Основы микробиологии и иммунологии

Раздел МДК 01.01. "Здоровый ребенок"

Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2





ПМ 02 МДК 02.02. Основы реабилитации





Генетика человека с основами медицинской генетики





Правовое обеспечение медицинской деятельности





Анатомия и физиология человека







ПМ 01 МДК 01.02. Здоровые мужчина и женщина



Основы латинского языка с медицинской терминологией





ПМ 01 МДК 01.02. Основы профилактики



Гигиена и экология





ПМ 01 ПМСП



Психология





Психология



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ Задачи:
  1. Дидактические

- обеспечить формирование системы знаний по теме: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2

2. Развивающие

- формировать познавательный интерес к  содержанию учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста;

- способствовать развитию клинического мышления

3. Воспитательные

- формирование сознательного отношения к процессу учения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью,  развитие интереса к педиатрии, содействие активизации мышления студентов.

Профессиональные качества

Возможность их формирования на занятии через содержание деятельности студентов

1. Организованность

2. Аккуратность, внимательность, дисциплинированность, точность

3. Культура речи, тактичность, терпение

4. Наблюдательность, логика, мышление

5. Деонтологические навыки обучения

1. При подготовке к занятию.

2.При конспектировании лекционного материала, ответах при фронтальном опросе, при исходном контроле уровня полученных знаний.

3. При общении с преподавателями, друг с другом.


Оптимизация

Проблемное изложение

Использование межпредметных связей

Презентация

Работа в малых группах

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа:

Конспектирование лекционного материала

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок»

способствует формированию следующих компетенций:

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями:

ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению

здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

неинфекционных заболеваний.

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

После занятия у студентов должны сформироваться элементы следующих компетенций.

Элементы компетенций

ПУ

ТЗ

Формы и методы контроля оценки результатов

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


+

+

-контроль посещения занятий

-анализ поведения студентов на занятии (дисциплинированность, аккуратность, наличие медицинского халата)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

+

+

-выполнение инструкции преподавателя по выполнению задания


ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий

+

+

- контроль записи материала

-контроль умения оценки студентами своей работы и интерпретация результатов

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

+






+






-контроль выполнения заданий студентами. Студенты задают друг другу вопросы, работая в малых группах.

ПК1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

+

+

-контроль выполнения инструкции и интерпретации результатов


ПК1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

+

+

-студенты правильно выполняют задания, и интерпретируют результат

Ожидаемые результаты обучения

Элементы компетенций

Наименование результатов

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-студенты приходят на занятия подготовленными, без опозданий, в чистых медицинских халатах, выполняют все требования педагога

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

-студенты демонстрируют умение самостоятельно выполнять задания педагога

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий

- студенты демонстрируют умение работы с раздаточным материалом при выполнении заданий

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-студенты работают в малых группах, задают друг другу вопросы.

ПК1.1.Учить правильному использованию правил психической адаптации при проведении мероприятий по сохранению и укрепления здоровья населения

-студенты чётко соблюдают инструкцию и время выполнения задания

ПК1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

-студенты работают в бригаде, слушают и анализируют полученную информацию

Уровень подготовки: Уметь: конспектировать новый материал, выполнять тестовые задания, работать в группах.


Контролирующая программа занятия:

1.предварительный контроль занятий студентов: (фронтальный опрос)

2.заключительный контроль занятий (метод контроля – фронтальный опрос)


Карта материально-технического и методического оснащения занятия



п./п.

Наименование

Необходимое количество шт.

Имеется в наличии шт.

1

Журнал теоретических занятий

1

1

2

Экран , ММУ, ноутбук

1+1+1

1+1+1

3

Методическая разработка по теме: Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2


1

1

4

Презентация по теме лекции Тема: «Период новорожденности. Доношенный ребенок» Лекция №2


1

1

5

Вопросы для фронтального контроля знаний студентов по теме

1

1

6

Вопросы для исходного контроля уровня знаний студентов

1 комплект

1 комплект

7

План теоретического занятия

1

1



Хронокарта. Распределение рабочего времени на учебном занятии

Содержание занятия

время

Методические указания

1.Организационный момент

2 мин.

Преподаватель настраивает внимание студентов на работу, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, готовность аудитории к занятиям.

2.Формулировка темы, ее мотивация + проверки исходного уровня знаний

2 мин.

+ 5 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, акцентируя внимание на ее значимости для практической деятельности.

3.Определение целей занятия

3 мин.

Преподаватель знакомит студентов с теми знаниями и практическими навыками, которые будут являться конечным результатом учебно – познавательной и практической деятельности.

4.Работа над изучаемым материалом

70 мин.

Преподаватель формирует единый уровень знаний по теме, знакомя студентов с новым теоретическим материалом в соответствии с целями занятия.

5.Закрепление нового материала

5 мин.

Преподаватель проводит фронтальный опрос среди студентов, разъясняя трудные для их понимания вопросы с целью закрепления нового материала, выявления уровня приобретенных знаний, проводит тест-контроль.

6.Подведение итогов занятия.

Задание на дом

3 мин.

Преподаватель анализирует работу на занятии, достижение целей, дает задание на дом, указывая источник.










Лекция №2

«Периоды новорожденности. Доношенный ребенок»

План лекции

  1. Периоды новорожденности. Неонатальный период и его особенности.

  2. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.

  3. Преходящие физиологические состояния новорожденного

  4. Адаптация новорожденного к новым условиям жизни

  5. Этапы медицинской помощи новорожденному

  6. Особенности ухода за новорожденным

  7. Первый туалет новорожденного

  8. Понятие о первом патронаже и его сроках.



































Периоды новорожденности. Доношенный ребенок.

Раздел педиатрии, изучающий возрастные особенности детей периода новорожденности называется неонатологией.

Живорождение представляет собой полное изгнание или извлечение плода из организма матери с признаками жизни: самостоятельное дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, произвольные движения мышц.

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода:

  1. ранний неонатальный (от перевязки пуповины до 7-х суток жизни)

  2. поздний неонатальный – с 8-го по 28-й день жизни.

Это время адаптации ребенка к внеутробным условиям жизни и серьезной перестройки организма:

  1. прекращается внутриутробная гемодинамика

  2. резко снижается количество Эр с фетальным гемоглобином

  3. появляется легочное дыхание

  4. начинает функционировать МКК

  5. возрастает кровоток в сосудах головного мозга

  6. изменяется энергетический и водный обмен, обмен веществ.

  7. совершенствуется терморегуляция

  8. начинается энтеральное питание


Доношенным считается ребенок родившийся при сроке гестации 37-42 недели со средними показателями массы тела, окружностью головы 33-36 см, окружностью грудной клетки 33-36 +/-1-2см, открытым большим родничком 2,5-3см, маленький родничок может быть открыт не больше 0,5см у 25-30% доношенных новорожденных.

Сразу после рождения проводится оценка состояния здоровья ребенка по шкале Апгар, по которой определяют 5 важнейших признаков:

  1. ЧСС и ритм сердцебиения

  2. Характер дыхания

  3. Мышечный тонус

  4. Рефлекторная возбудимость

  5. Окраска кожных покровов

Каждый признак оценивается в 0,1,2 балла. Баллы складываются, сумма, равная 1-3 – свидетельствует о тяжелом состоянии, 4-5 – средней степени тяжести, 6-7 –легкая степень, 8-10 баллов набирают здоровые дети. Через 5 минут оценку по шкале Апгар повторяют.

Показатель

Оценка в баллах

0

1

2

ЧСС

Отсутствует

Менее 100 в мин

Более 100 в мин

Дыхание

Отсутствует

Нерегулярное – гиповентиляция

Регулярное

Мышечный тонус

Отсутствует

Частое сгибание

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Выражена слабо

Громкий крик, активные движения

Цвет кожи

Бледный, синюшный

Розовая и синюшная окраска тела

Розовая окраска всего тела и конечностей


Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Они называются пограничными, являются физиологическими, но при неблагоприятных условиях могут принимать патологическое течение. Кратковременны, никогда в последствии не повторяются, не требуют лечения. Оценив характер пограничных состояний можно судить об индивидуальных особенностях периода новорожденности и зрелости ребенка.

Критерием зрелости (доношенности) являются гестационный возраст, морфологические и функциональные признаки зрелости.

Гестационный возраст – определяется между днем последней менструации и датой родов (270-290 дней в норме) т.е.37-42 недели. Недоношенный ребенок 22-37 недель, переношенный после 42 недель.

Морфологические признаки зрелости: розовый цвет кожных покровов, твердые оформленные ушные раковины, ареолы сосков более 5мм, полностью очерченные стопы, сформированные половые органы.

Функциональные признаки зрелости: наличие терморегуляции при адекватной температуре окружающей среды, сосательный и глотательный рефлексы, наличие безусловных рефлексов, правильный ритм дыхания и ЧСС, отсутствие апноэ и цианоза, признаков расстройства терморегуляции.

Преходящие (физиологические) состояния новорожденных

  1. Синдром только что родившегося ребенка: в момент родов в ответ на обили раздражителей появляется первичная ориентировочная реакция – мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного – конечности согнуты, приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

  2. Кардиореспираторная адаптация: расправлению легких способствует дыхание с периодическими глубокими вдохами и затрудненным выдохом, апноэ, крик ребенка. У детей первых 2-3 суток отмечается физиологическая гипервентиляция легких в 1,5-2 раза больше, чем у старших детей. Также происходит изменение кровоток, закрываются боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов, начинают функционировать МКК и БКК.

  3. Физиологическая потеря массы тела: наблюдается в первые 3-4 дня жизни у всех новорожденных и не превышает 10%, у недоношенных 12-14%. Восстановление происходит к 7-10 дню жизни. У больных, ослабленных и недоношенных – позже. Для предупреждения большой потери массы тела рекомендуется раннее прикладывание к груди, кормление по требованию, соблюдение теплового режима.

  4. Транзиторные изменения кожных покровов: простая эритема – гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Развивается в ответ на новые условия окружающей среды. Интенсивность и длительность зависит от зрелости ребенка, обычно от нескольких часов до 2-3 суток. У недоношенных – 5-7 дней.

Токсическая эритема проявляется аллергической реакцией на 2-5 день жизни. Состояние не нарушено, на коде высыпания – гиперемированные пятна, узелки, везикулы. Не бывает их на ладонях, стопах, слизистых.

  1. Транзиторная (физиологическая желтуха новорожденных): обусловлена наличием в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных Эр. Функционально незрелая печень не может обеспечить перевод большого количества свободного билирубина в нетоксическую форму и вывести его из организма. ФЖ появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожи, слизистых. Кал и моча обычной окраски, печень и селезенка не увеличены. Общее состояние не нарушено. Желтуха исчезает к 7-10 дню. У травмированных и недоношенных через 2-3 недели. При выраженной желтухе чаще прикладывают ребенка к груди, назначают фенобарбитал и фототерапию.

  2. Половой криз: обусловлен переходом эстрогенов матери к плоду во внутриутробном развитии и с грудным молоком. Выявляется чаще у девочек. Включает несколько состояний: Нагрубания молочных желез – проявляется независим от пола на 3-4 день жизни, увеличиваясь мах к 7-10 дню. Симметричное, кожа не изменена, иногда слегка гиперемирована, может выделяться содержимое серого или бело-молочного цвета. Выдавливать не следует. При сильном нагрубании – накладывать теплую повязку. Кровотечения из влагалища – возникают на 5-8 день, длительность 2-3 дня, объем 0,5-2мл. Необходим тщательный гигиенический режим. У девочек также могут наблюдаться выделения серо-белого цвета из половой щели, у мальчиков – гиперпигментация мошонки и кожи вокруг сосков. Половой криз может сопровождаться отеком половых органов.

  3. Транзиторная особенность почек: в первые 3 дня у 10% здоровых новорожденных отмечается физиологическая олигурия (мало мочи), кол-во мочеиспусканий 4-5 р/день, в последующем чаще, к 10 дню до 20-25 раз. Альбуминурия встречается у всех новорожденных (белок в моче). Мочекслый инфаркт появляется на 3-4 день жизни и представляет собой отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев. На пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. Постепенно по мере нарастания диуреза соли вымываются и в течение 7-10 дней инфаркт проходит.

  4. Меконий – первородный кал – выделяется в первые дни после рождения. Представляет собой темную, густую, вязкую массу темно-зеленого цвета. Такой стул называют переходным. Через 2-4 дня он становится кашицеобразным и желтым, частота – несколько раз в сутки

Адаптация новорожденного к новым условиям жизни

Единственным источником привычных эмоций для новорожденного является мать, поэтому малышу необходимо единство с ней, включая уход и удовлетворение физиологических потребностей. Самым важным является физиологический контакт: тепло, руки, прикосновения, поглаживания и т.п. такой контакт необходим для нормального развития эндокринной, иммунной и других систем.

Этапы медицинской помощи новорожденному:

Различают 3 этапа помощи:

  1. Оказание медицинской помощи в родовспомогательном учреждении

  2. Медицинская помощь в условиях детской поликлиники

  3. Оказание медицинской помощи в стационаре

В род.домах имеются физиологические отделения для здоровых новорожденных, практикуется совместное пребывание матери и ребенка в палате. Противопоказания для совместного пребывания: гестозы, экстрагенитальные заболевания матери, инфекционные заболевания матери, состояния ребенка, требующие наблюдения, хирургическое вмешательство в родах у матери.

Заполнение палат проводится циклически, температура в них 24-26гр.С, воздух обеззараживается ОБН, используются кондиционеры. В палатах 3 раза в сутки проводится уборка и дезинфекция.

Особенности ухода за новорожденным

Перевязка пуповины. Существует 2 этапа.

1-й этап. С момента прекращения пульсации пуповины на неё накладываются 2 стерильных зажима (в 10см от пупочного кольца и на 2 см от первого зажима кнаружи). Участок между ними обрабатывается 5% р/ром йода и пересекается ст.ножницами. новорожденный после этой процедуры перекладывается на стерильный пеленальный столик.

2-йэтап. После повторной обработки рук остаток пуповины протирается стерильной салфеткой, между зажимами Кохера на расстоянии 1м от пуповины накладывается скобка Роговина или перевязывается пуповина стерильной ниткой. Остатки пуповины отсекаются, срез обрабатывается перманганатом калия. Заживление ведется открытым методом . при резус-несовместимости пуповину пережимают сразу после рождения и перевязывают на 10см выше пупочного кольца на случай проведения заменного переливания крови.

Первый туалет новорожденного

Туалет новорожденного проводится сразу после перевязки пуповины. На стерильном столе под источником лучистого тепла сыровидную смазку снимают стерильной марлевой салфеткой,, смоченной стерильным раст.маслом. если кожа сильно загрязнена кровью или был большой безводный период, то ребенка купают с раствором перманганата калия, температура 37-38гр. Для профилактики гонобленореи в глаза новорожденного и половую щель девочкам после первого прикладывания к груди закапывают 20% р/р сульфацила натрия.

На руку надевают браслет с ФИО матери, массой тела, полом, датой рождения младенца. Затем ребенка заворачивают в стерильные пеленки и одеяло. Поверх одеяла кладут медальон с указанием тех же данных, что и на браслете.

В течение 2-х часов ребенок находится в родовой палате, затем переводится в отделение или палату. Все данные о ребенке фиксируются в истории развития ребенка и спец.журнале. в истории отмечается состояние ребенка при поступлении в детское отделение.

Каждое утро ребенка взвешивают, измеряют температуру утром и вечером. Туалет (подмывание) проводится перед каждым кормлением.

Утренний туалет новорожденного включает: умывание лица, промывание глаз физраствовром, обработку пуповинного остатка 70% спиртом с последующим прижиганием перманганатом калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3% н2о2, 70% спиртом и 5% перманганатом калия.

По показаниям проводится обработка носовых ходов и слуховых проходов жгутиками, смоченными р/маслом. При наличии молочница полость рта обрабатывают 20% р/ром буры в глицерине.

При совместном пребывании уход за ребенком в первые сутки осуществляется медсестрой, которая обучает всему необходимому мать. Выписка новорожденного из роддома на 4-5 день при хорошем состоянии новорожденного. Оформляется обменная карта, сведения передаются в ДП для выполнения первого патронажа на дому.

Уход в домашних условиях: температура в комнате 22-24 гр.С, влажная уборка 1-2 раза в день, проветривание 3-4 раза в день в отсутствии малыша. Следует граничить посещения, родители должны соблюдать правила личной гигиены, особые требования к детской одежде и предметам ухода, их хранению и стирке. Следует контролировать умения матери по уходу за ребенком.

Патронажи к новорожденному осуществляется совместно с участковым врачом в первые 2 дня после выписки. Далее еженедельно. Более подробно о патронажах мы будем говорить на лекции в разделе поликлинической помощи детям и на практическом занятии.



КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Вопросы для фронтального опроса контроля уровня входящих знаний по предыдущей теме:

  1. Можно ли рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре?

  2. Что является границей различных возрастных периодов?

  3. На какие периоды делятся периоды детского возраста?

  4. Что такое эмбрион?

  5. Что такое внезародышевые части?

  6. С какой недели у эмбриона имеются зачатки всех органов и систем?

  7. С какого периода внутриутробной жизни зародыш называется плодом?

  8. Какие АФО плода обеспечивают нормальные роды?

  9. Как называются отрицательные факторы воздействия на плод во время беременности?

  10. Как называются гормоны счастья? Гормоны стресса?

  11. Назовите сроки и количество дородовых патронажей.

  12. Назовите основную направленность 1 и 2 дородовых патронажей.


Вопросы для фронтального опроса контроля уровня исходящих знаний по текущей теме:

  1. Назовите периоды новорожденности.

  2. Как оценивается состояние новорожденного в род.зале?

  3. Назовите преходящие физиологические состояния новорожденного.

  4. Назовите этапы медицинской помощи новорожденному

  5. Как ДП получает сведения о новорожденном?

  6. Назовите сроки первого патронажа к новорожденному.



ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Презентация, реферат на темы лекции :

  1. Периоды антенатального развития плода

  2. Уход за новорожденным в родильном доме

  3. Уход за новорожденным в домашних условиях

  4. Гигиена ребенка раннего возраста

  5. Профилактика инфекционных заболеваний у детей раннего возраста

  6. Основы рационального питания детей раннего возраста

  7. Вскармливание новорожденных

  8. Гипогалактия и её профилактика

Методики использования активных методов обучения
  1. Для контролирующей программы:

    1. вопросы активизации и мотивации;

    2. теоретические задания с эталонами ответов и критериями оценки;

    3. оценочный лист знаний студентов (для преподавателей);

  2. Для теоретических занятий - конспект лекции.

  3. Иллюстративный материал (презентация занятия).




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Винникова С.П., И.Д, Дыгало, и др. «Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012 г.

  2. Ежов Н.В,. Е.М. Русакова, С.Н.Ровина «Педиатрия, доклиническая практика», Книжный дом», Минск, 2014 г.

  3. Ежов Н.В.а, Г.И. Ежов «Педиатрия. Практикум», «Вышэйшая школа», Минск, 2014 г.

  4. Ежова Н.В., Русакова Е.М., КащееваГ.И., «Педиатрия» М.: Оникс, 2014-592с

  5. Закиров И.И. Диспансерное наблюдение за детьми на первом году жизни в детской поликлинике http://cyberleninka.ru/article/n/dispansernoe-nablyudenie-za- -detmi-na-pervom-godu-zhizni-v-detskoy-poliklinike#ixzz4MQOV63bY

  6. Запруднов А.М. , К.И. Григорьев «Общий уход за детьми» Москва, «ГЭОТАР - Медиа», 2015

  7. Рзянкина М. Ф., Молочный В. П., Бережанская Е. В.. Справочник участкового педиатра. Диспансеризация детского населения. /Ростов: Феникс, 2014, С. – 446

  8. Рзянкина М.Ф.;Молочный В.П.;Дьяченко В.Г.;Андрюшкина Е.Н. Участковый педиатр. Справочное руководство /Ростов: Феникс, 2012, С. – 313

  9. Соколова Н.Г. «Сестринский уход за здоровым новорождённым» ООО «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014

  10. Тульчинская В.Д. «Сестринская помощь детям», «Феникс», Ростов-на- Дону, 2015

  11. Федоров А.В. Учебное пособие «Медицинская карта ребенка: календарь прививок, расшифровка анализов, таблицы развития, паспорт педиатрического участка» Ростов н/Д: Феникс, 2015-153с, (Медицина)

  12. Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь./ /Ростов: Феникс, 2016, С. – 288





Интернет- источники

  1. Медикус.ру:http://www.medicus.ru/handbook/legal/document21446.phtml

  2. http://www.lvrach.ru/2015/11/15436338/

Информационно-образовательные ресурсы

  • http://window.edu.ru/

  • http://минобрнауки.рф/

  • http://mednet.ru/

Литература для студентов и преподавателей
  1. Для студентов:

  • основная:

  • Н. Г. Соколова «Сестринский уход за здоровым новорождённым» ООО «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014

  • В. Д. Тульчинская «Сестринская помощь детям», «Феникс», Ростов-на- Дону, 2015

  • дополнительная.

Информационно-образовательные ресурсы

  • http://window.edu.ru/

  • http://минобрнауки.рф/

  • http://mednet.ru/

  1. Для преподавателей:

  • основная:

  • Н. Г. Соколова «Сестринский уход за здоровым новорождённым» ООО «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014

  • В.Д. Тульчинская "Здоровье детей"

  • Н.Г. Соколова, В.Д. Сестринское дело в педиатрии: практикум

  • дополнительная.

Информационно-образовательные ресурсы

1. Электронная библиотека диссертаций- http://www.dissercat.com

2. Медицинские электронные книги – http://www.medicbooks.info

3. MedLine - http:// www.medline-catalog

4. Scientific Network - http://nature.web.ru

5. Consilium Medicum - http://old.consilium-medicum.com

6. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

7. Министерство здравоохранения РФ– http://www.rosminzdrav.ru/

8. Официальный сайт Союза педиатров России http://pediatr-russia.ru/








































Приложения















Приложение 1

Презентация к теме: «Периоды детского возраста. Доношенный ребенок»

Лекция №2







Постоянная ссылка: https://yadi.sk/d/uEqNZXz-37oobb



















Приложение 2

Электронные плакаты

к теме: «Периоды детского возраста. Доношенный ребенок»

Лекция №2


Постоянная ссылка: https://yadi.sk/d/tXv53Evb37q9PF










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Томленова Елена Николаевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства