kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курсовая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа  для cоцпедагогов педагогических вузов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«курсовая»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Особенности людей пожилого возраста….……………………………….… 6
1.1. Психологические особенности развития в пожилом возрасте …………..6
1.2. Особенности социального развития пожилых людей……………..……. 11
2. Деятельность социального педагога с пожилыми людьми…….................. 19
2.1. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей…….19
2.2. Формы и методы социально-педагогической деятельности с пожилыми людьми…………………………………………………………………………. 24
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………. …………….…….……………………..40





























Введение


Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне1.

Актуальность исследования методик работы социального педагога с пожилыми людьми обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

- во-вторых, социальный педагог – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

- в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социально - педагогическая работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан», хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей2; система учреждений социального обслуживания3.

Объектом исследования является методики работы социального педагога с пожилыми людьми.

Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а в частности социально-педагогическим работником.

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии работы социального педагога с данной категорией граждан.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

  1. определение основных социальных проблем пожилых людей;

  2. исследование проблем взаимодействия социально педагогического работника и пожилого человека;

  3. выявление основных форм обслуживания граждан;

  4. анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.

Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебные пособия.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «Особенности людей пожилого возраста»; второй раздел «Деятельность социального педагога с пожилыми людьми»), заключение и список использованных источников.




















  1. Особенности людей пожилого возраста.


1.1. Психологические особенности развития в пожилом возрасте.


По вопросу об изменении личности пожилых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность старения и на трактовку понятия "личность". Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие, все соматические и психические изменения, да и саму старость, считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью. Это крайние точки зрения и существует еще множество вариантов.

Вот какое описание приводит в своей работе Е.С Авербух: «У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение к явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение круга интересов, частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализация прошлого, тенденция к воспоминаниям. У старого человека зачастую снижается самооценка, возрастает недовольство собой, неуверенность в себе».4

Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся мудрыми.

Ю.Б. Тарнавский пишет о том, что старость - крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным.5

Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируюся профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора.

Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). "Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность".

Старение личности может проявляться в выделенном зарубежными авторами синдроме "неприятия старения", в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально-психологической дезадаптации личности.

Влияние социальных и психологических моментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Таким образом, изменения статуса человека в старости, вызванной, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально - бытовой, так и психологической адаптации к новым условиям. Точное и полное знание особенностей влияния социально - психологических и биологических факторов на процесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ жизни старых людей таким образом, чтобы способствовать оптимальному функционированию личности старого человека и оказывать тем самым сдерживающее влияние на процесс ее старения.

Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе. Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации. Имеет место тенденция к поддержанию постоянного представления о собственном Я. Постоянство образа Я очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного Я может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живет человек.

Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений, многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность.

Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.6

Отрицательная модальность субъективного отношения к себе - важный фактор не только психического, но и физического старения человека.

Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связана с другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуацию неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.

В литературе содержатся противоречивые сведения относительно самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие, а по другим данным характерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения.

Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.

Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию.

Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания.

По мере того, как доля престарелых в населении увеличивается, все более важным становится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее важный и существенный вопрос заключается в том, насколько морфо-функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными процессами, могут отражаться в психике человека и его интеллектуальных характеристиках.

Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости.

Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем, экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами, напрямую не связанные со старением.

Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.

Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности.

При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.


1.2. Особенности социального развития пожилых людей.


Относительная доля и абсолютное число престарелых граждан мирового сообщества стремительно растет, а проблемы старения и старости становятся глобальными. При этом старение понимается как процесс, а старость как его результат. Процесс старения характерен как для индивида в его переходе из средней в старшую возрастную когорту, так и для общества в целом (его демографической, социальной и политической структур). Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса.

Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов.
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.

По мнению Альперовича В. Д. следует различать следующие виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная.7

Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонении организма. Психологическая - определяется самоощущением человека своего места в возрастной структуре.

Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, однако, она нечто большее, чем простая совокупность разных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.

Говоря о социальной старости, мы отмечаем, что она сообразуется с возрастом всего общества. Специфика сегодняшнего общества - весомое представительство социально-демографической группы пожилых людей в возрастной структуре. Социальный возраст коррелируется средней продолжительностью жизни в определенной стране. В Замбии или Мали, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики значительно "моложе", чем в Японии или США, странах с высокой продолжительностью жизни. Есть здесь и этнический аспект, особенно заметный у народов с традиционно высокой продолжительностью жизни. Старение, в большей степени социальный, чем биологический процесс, отличный для разных эпох и культур, для представителей различных социальных слоев, групп и этносов.

Чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступление социальной старости регулируется, однако, не только демографическим старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей, в числе которых условия труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, уровень здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и благоприятный климат. Сюда же относится ряд чисто субъективных моментов: наличие или отсутствие вредных привычек, хронических заболеваний, травм, положительной наследственности.

Социальная старость есть определенный период социальной жизни. Если физиологическая жизнь имеет две четкие даты: рождение и смерть, то для социальной жизни нет фиксируемых начала и окончания. Социальная жизнь начинается со времени становления человека личностью, то есть ответственным и сознательным субъектом (деятелем) социальной жизни, а её окончание связывается с утратой этих качеств. Окончание социальной жизни может совпадать, а может и не совпадать с физиологической смертью (закончиться раньше).

Для XX века, особенно для его второй половины, характерен колоссальный демографический рост. Если за три предыдущих века население планеты увеличилось лишь втрое, то в нынешнем произошел его почти четырехкратный рост. Нарастание скорости роста численности населения характерно для всех возрастных групп, но наибольшие темпы характерны для старших возрастных групп.

По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн. людей старше 60 лет; в 2000 году их было уже 612 млн., а к 2025 году их будет 1100 млн. Численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это же время увеличится лишь в три раза.

Роль и соотношение указанных причин в конкретных странах, и разные периоды времени были неодинаковыми. Поэтому старение населения, как по темпам, так и по степени выраженности происходит в разных странах мира неравномерно. В начале и в середине века наиболее интенсивным старение населения было в странах Западной Европы, США и Японии. В настоящее время самыми «демографически старыми» странами являются Италия, Греция, Германия, Япония, Швеция.

В нашей стране процесс демографического старения развивался постепенно, начиная с 40-х гг. XX столетия. До этого доля пожилых и старых людей в населении страны оставалась практически неизменной - 6 - 8 %. К 1980 г. она уже составила 12% и в последующий период стала быстро увеличиваться: в 1989г. - 15,3%, 1995 г. - 16,6%, в 2012 г.-24,5%. В настоящее Россия занимает 27 место по старости населения среди всех стран мира.

Старение населения имеет важные социально-экономические последствия и оказывает существенное влияние как на общество в целом, так и на пожилых людей в частности. Диапазон оценок последствий демографического старения необычайно широк: от признания его величайшим свидетельством прогресса человеческой цивилизации до апокалипсического предвидения социальных разрушений, вызванных им. Как считают В. Д. Шапиро, А. Г. Новицкий и другие, для полной оценки природы демографического старения, его динамики и последствий необходим социологический подход. С этой точки зрения важно определить, какое влияние оказывает старение населения на общественные институты, отдельных индивидов и их группы.

В. Д. Шапиро отмечает в своих работах, что первыми на социальные последствия старения населения обратили внимание демографы.8

Значительно позднее "общества стариков" стали изучать экономисты, социальные психологи и социологи. Э. Россет одним из первых указал на то, что общество, затронутое старением населения, подвержено новациям не только демографического характера, но и социального, экономического, политического и психологического. 9

В странах, где процесс старения выражен наиболее отчетливо, произошли радикальные изменения соотношения численности трех основных групп населения: допроизводительного, производительного и послепроизводительного возраста. В связи с этим существует мнение, что старение населения может явиться причиной социальных конфликтов, так как с экономической точки зрения пожилые люди представляют дополнительную, увеличивающуюся с каждым годом нагрузку на трудоспособное население. Р. С. Яцемирская и И. Г. Беленькая подвергают критике данную точку зрения и считают, что каждый человек, занятый в сфере производства, ежегодно, год от года создает значительно больше, чем потребляет и, как правило, пенсионеры не могут потребить всей созданной ими прежде доли продукции. Кроме того, процесс демографического старения сопровождается уменьшением доли детей, в связи с чем, общий показатель "отягощения" населения производительного возраста зачастую не увеличивается, а уменьшается.10

В России за период (1989 - 2012 гг.) численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5 %). В то же время численность детей и подростков за этот период сократилась на 9,7 млн. человек (на 27 %). Особенно резкое снижение (на 43 %) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

Вступление в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х гг. прошлого века (период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также положительный миграционный прирост привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста на 5,2 млн. человек (на 6%). Произошли структурные изменения и внутри данной возрастной группы. В 2012 г. 52,6 % в численности населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 35 лет (в 1989 г. - 45,7 %).

Рост численности населения трудоспособного возраста и дальнейшее снижение показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2026 г. Впоследствии в трудоспособный возраст начнут вступать поколения, рожденные в 90-х гг. прошлого столетия, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить из этого возраста - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста, а также росту числа и удельного веса лиц старших возрастных групп, что обусловит рост показателя демографической нагрузки.

Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют, что показатель "демографической нагрузки", определяемый как отношение числа детей и стариков к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек, составляет значительную величину. В Центральной России, крупных городах практически на одного работающего человека приходится один неработающий. В целом же по России в 2012 г. этот показатель равнялся 631.

Старение населения в силу своих масштабов, становится одним из факторов изменения социальной структуры общества. Под воздействием данного процесса складываются иные пропорции между разными слоями населения, меняются их размещение по территории, степень однородности, типичные средние параметры, такие как размер, устойчивость, мобильность, модели поведения, ценности и другое.

Процесс демографического старения вызвал появление новых и изменение существующих социальных институтов общества, в частности потребовал пересмотра основ организации действующих здравоохранительных и социальных служб. Это привело с одной стороны к проблемам материального и организационного порядка, а с другой - к развитию социальной работы и таких профессий как социальные работники, социальные геронтологи, психологи, к открытию геронтологических медицинских и рекреационных центров.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что абсолютное и относительное увеличение доли лиц пожилого возраста предъявляет более высокие требования к системе расселения, транспорту, связи. Новые проблемы появляются в сфере коммунального, бытового, рекреативного, культурного обслуживания, т. е. ко всем элементам социальной инфраструктуры.

Данный процесс внес определенные изменения в структуру и функции семьи. Многопоколенные семьи встречаются всё реже, в таких семьях не существует проблемы одиночества и беспомощности. Тогда как в нуклеарной семье пожилые люди могут рассчитывать лишь на малую помощь от своих детей. Часто такие функции берет на себя государство, создавая специализированные больницы, дома и центры. Проблема одиночества стариков, в широком понимании этого слова, усугубляется их пониженной адаптивной способностью к новым, быстроизменяющимся условиям жизни.

А. Г. Лидере отмечает, что постарение населения ведет к увеличению доли лиц с более низкими доходами, нежели имеют работающие, поэтому сократится спрос на товары некоторых отраслей производства; а уменьшение удельного веса молодых мужчин до 40 лет приведет к сокращению численности военнослужащих. 11

Таким образом, в научных кругах многих стран широко обсуждаются вопросы о социально-экономических последствиях и причинах современного постарения населения. Совершенно правильно отмечается, что данный процесс затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека и его нельзя рассматривать как, чисто демографический факт, как простое следствие определенных сдвигов в структуре населения. Это важный фактор социальных изменений, влияние которых на общество может быть как прямым, так и многократно опосредованным.

Старение населения вызывало радикальные изменения в демографической, социальной структуре общества, в системах производства, распределения и потребления, и повлияло, в конечном счете, на положение всех социальных групп и слоев. Важно отметить, что серьезные перемены происходят в общественном сознании, меняются ценностные ориентации, функции и роль самих пожилых людей.

Большинство ученых видят в старении населения объективную реальность, и, признавая противоречивость его результатов, ищут пути для адекватного учета в общественной практике при прогнозировании и планировании социального развития. На данный момент следует более глубоко продумать стратегические цели и задачи как демографической, так и социальной политики в отношении граждан старшего поколения для предупреждения неблагополучной ситуации в обществе. При этом важно исходить из принципа сохранения активности пожилых и старых людей, их участия в экономической и культурной жизни общества.















  1. Деятельность социального педагога с пожилыми людьми


2.1. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей


Пожилые одинокие люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально- экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этой категории, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание пожилых и пожилых одиноких инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В 2013 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.).
Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской,
Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.
Необходимо рассмотреть содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания
(рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния пожилых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание пожилых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

  • автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи;

  • системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи;

  • специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики пожилых и т. п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

  • системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

  • специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

  • пологих пандусов вместо порогов и т. п.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно.

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.
Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии.

При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.12



    1. Формы и методы социально-педагогической деятельности с пожилыми людьми.


Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми является одним из наиболее массовых направлений в сфере социальной защиты населения. Стратегическая значимость этого направления обусловлена таким явлением, как демографическое старение населения, когда поступательно увеличивается доля граждан пожилого возраста в общем объеме населения.

Социальная изоляция, в которой по объективным причинам оказывается большинство пожилых людей, выдвигает на передний план потребность в общении, установлении новых контактов в изменившемся социальном окружении. При этом преобладающее место занимает общение вне семьи. Такое общение могут создавать для пожилых людей ЦСО, территориальные клубы по интересам, ветеранские организации.

Общение пожилых людей является не только социализирующим фактором, но и средством социально-психологической реабилитации. Именно с такой целью специально организуется общение для пожилых людей в центрах социального обслуживания.

Деятельность центров социального обслуживания призвана обеспечивать:

  • создание условий для свободного разнообразного общения пожилых людей между собой, а также доступ к занятиям художественной самодеятельностью и ремеслами;

  • вовлечение пожилых людей в процессы воспитания, духовно-нравственного развития детей и молодежи;

  • содействие сплоченности лиц старшего поколения и вовлеченности их в деятельность общественных организаций, формирований;

  • удовлетворении познавательных культурных интересов, сохранение и повышение общего интеллектуального уровня.

В ЦСО широко применяются меры социально-терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность пожилого человека, способствуют его социализации. Методологическая основа этой социальной терапии – такие методы, как поведенческие тренинги, ориентированные на повышение социальной независимости, коммуникабельности, уверенности,  методы трудотерапии, арттерапии и др.

Устранение коммуникативных трудностей пожилого человека может

обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:

  • межличностный;

  • личностно-групповой;

  • личностно-социальный.

Индивидуальные и групповые формы психосоциальной работы в ЦСО способствуют улучшению социального поведения клиентов и решению их социальных проблем, благотворно воздействуют на личность через создаваемую психологически благоприятную микросреду.

Бюрократические лабиринты современного общества вызывают у пожилых людей ощущение замешательства, недоверия и бессилия. В таких случаях опыт пребывания в специально организованной группе может помочь в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа является обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. Опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир. Душевное здоровье восстанавливается, когда человек приходит к согласию с самим собой и с реальными обстоятельствами своей жизни.

Проводимая групповая психосоциальная работа является наиболее эффективной в ЦСО. Термин «групповая работа» применяется к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, тогда как групповая социальная работа понимается как особая форма индивидуальной работы.

Социальная групповая работа является методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными проблемами. В настоящее время применяются методы психотерапевтической  работы в практике социальной групповой работы, что расширяет ее границы.

«В группе отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей помощь и получающей ее13», что облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов вне группы. Члены группы помогают взглянуть на проблемы со стороны, осознать истинные ценности и жизненные задачи.

Можно выделить ряд целей работы с пожилыми гражданами в ЦСО:

  • улучшение социальных способностей;

  • содействие самостоятельности в принятии практических решений;

  • повышение медицинской грамотности и принятие здорового образа жизни;

  • выяснение трудностей во взаимоотношениях с представителями своего поколения и других поколений;

  • признание собственной прожитой жизни и примирение с ней;

  • рассмотрение вопросов, связанных с утратами;

  • обсуждение вопросов старения.

При организации работы в ЦСО очень важно удовлетворить потребность пожилых людей в общении и дружеском участии.  Именно поэтому важно, чтобы работа в ЦСО строилась таким образом, чтобы общение между обслуживаемыми носило неформальный характер, способствовало обеспечению социальной поддержки. «Создание благоприятного психологического климата в ЦСО, так называемой терапевтической среды, может рассматриваться как один из основополагающих методов психосоциального воздействия14».

В ЦСО используются следующие виды тренингов:

  • тренинг социальных навыков и умений;

  • группы развития коммуникативных навыков;

  • тренинг уверенного поведения;

  • тренинг межличностных отношений.

Тренинг социальных навыков и умений направлен на повышение социальной компетенции пожилых в повседневной жизни (в домашнем хозяйстве, в свободное время и т.д.).

Тренинг развития коммуникативных навыков помогает преодолеть застенчивость, скованность и строится на ролевой игре. Ролевая игра рассматривается как развитие анализа практической ситуации и с успехом может использоваться при возникновении межличностных или поведенческих проблем.

Для того, чтобы лучше понять и оценить себя и партнера по конфликту, нужно посмотреть на ситуацию и себя в этой ситуации со стороны. Таким образом можно решить всевозможные проблемы и конфликты, а также отработать навыки общения и новые адаптивные формы поведения. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Ролевые игры помогают опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека.

Для восстановления коммуникативных навыков  необходимо, чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования.

Переход в такой режим обеспечивается:

  • интенсификацией усилий, что позволяет мобилизовать резервные возможности человека;

  • заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

  • заменой самих целей;

  • переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке).

Эта технология работает, если включается в действие механизм рефлексии, но для его ввода необходима аффективная разрядка - катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, является психодрама. Использование психодрамы корректирует коммуникативные нарушения пожилого человека, делая его жизнь приемлемой.

Неуверенные люди страдают от низкой самооценки, они не способны отстаивать свои законные права  и испытывают тревогу в социальных ситуациях. Тренинг ассертивности (уверенности) призван снизить социальную тревогу, укрепить настойчивость, способность утверждать себя.

Техника аутогенной тренировки (АТ) помогает пожилым людям с нарушением сна, депрессией, повышенным артериальном давлением и пр. После сеанса АТ человек чувствует себя отдохнувшим, более уравновешенным, постепенно у него улучшается самочувствие, появляется оптимизм.

Умело организованные культурно-массовые мероприятия в ЦСО, создание обстановки, располагающей к неформальному общению, благотворно могут сказаться на человеке, испытывающем одиночество.

Следует отметить, что «вся празднично-развлекательная деятельность центров социального обслуживания есть ни что иное как самая действенная форма психотерапевтического воздействия на население всех возрастов, но особенно на пожилых и старых людей».

Общественно значимой стороной работы ЦСО является укрепление связи поколений:   в центре часто выступают детские творческие коллективы, а пожилые клиенты отделения проводят уроки мужества в школах, индивидуальную работу с трудными детьми. Всем людям старшего возраста полезно вернуться мысленно в то время,  когда они были молоды, активны, включены в социальную действительность. Эти воспоминания улучшают     память и независимое мышление, способствуют общению, помогают лучше понять современность через связь прошлого с настоящим, могут быть использованы на встречах  со школьниками и студентами.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Увлечение искусством как в плане творчества, так и в плане восприятия, позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность, придать смысл другим стремлениям и потребностям.

Творчество необходимо пожилым «для реализации их социальной активности, для адекватного разрешения непредвиденных, неопределенных ситуаций, из которых нельзя выйти на основе стереотипного поведения». Случается так, что для некоторых людей  это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии.

Арттерапия – это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, который активно развивается как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. в США. Первоначально   терапия   искусством   применялась   в   больницах   и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами, не способными общаться вербально, так как подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем  в  разговоре во время вербальной психотерапии. Для  терапии  искусством  существенную  роль  сыграли   фрейдовская теория бессознательного  и  мысли  Юнга  о  персональных  и универсальных  символах.

Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации. Он  направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

Направления арттерапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно. Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии:  артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия, зоотерапия... и это еще не предел, так как количество методов равно количеству специалистов, и каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

Терапия искусством может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; средством развития  внимания  к  чувствам,  усиления ощущения  собственной  личностной  ценности   и   повышения   художественной компетентности.        Занимаясь спонтанным рисованием и лепкой, пожилые люди  могут разрушить  свои  ригидные  защиты.

Метод арттерапии  предоставляет  возможность  для  выражения  агрессивных  чувств в социально  приемлемой  манере,  позволяет  работать  с  мыслями  и  чувствами,   которые   кажутся непреодолимыми. 

Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства человека для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми.

Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь человека и на художественных примерах найти то позитивное, что делает его жизнь интересной и радостной. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное поведение и свои реакции. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у клиента возникают при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. Чтение специально подобранной художественной литературы может снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психической активности, помогающих избавиться от травмирующих переживаний.

Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых.

Пение обогащает пожилых людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. «Использованием определенных музыкальных произведений (ретро, классика и т.п.) достигается эмоциональное отреагирование и эмоциональная активизация, положительный релаксирующий и коммуникативный эффект, а также пробуждение созерцательности, философского отношения к жизни, развитие нового мировоззрения и т.д.15».

Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения, поэтому в каждое занятие полезно включать музыкально-ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности.

Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д. Игровая терапия - это уникальная комплексная реабилитационная методика, которая может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности участников, времени проведения и т.д.).

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния одиноких людей.

Чем старше человек становится, тем больше он нуждается в движении. Наиболее доступным видом физической активности пожилых людей является трудотерапия. Умеренная трудовая деятельность  оказывает положительное воздействие на общее состояние здоровья, психологическое состояние пожилого человека, способствует восстановлению нарушенных функций: общения, поведения, самообслуживания; развивает чувство ответственности; повышает настроение, удовлетворенность жизнью; у человека появляется стремление больше общаться и быть занятыми в общественной деятельности. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни.

«Жизнь – это движение, движение – это жизнь». Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека. Физическая нагрузка на организм, как фактор здорового образа жизни, необходима. Терапия движением, методы лечебной физкультуры под наблюдением медицинских работников позволяют лечить депрессию и многие другие заболевания, предупредить старческие недуги.

В целом же в ЦСО   «создание благоприятной формы психического старения, самоудовлетворения положительными эмоциями повышает оптимистическое отношение к жизни, вытесняет страх приближающейся смерти16». «Проблема смерти, проблема страха смерти и страха небытия  может быть удовлетворительно разрешена в зависимости от разрешения проблемы наполнения нашего настоящего жизнью, наполнения настоящей жизни настоящей жизнью. Значит, нужно обратиться не к прошлому, не к будущему, а к настоящему.

План мероприятий для ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.


П/П

ФОРМА РАБОТЫ

НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР ЛИТЕРАТУРЫ

ВОТ ОНА, ПЛОДОНОСНАЯ ОСЕНЬ

СЕНТЯБРЬ

МБУК «ЦЕНРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» Г. ВОРКУТА

ц

ПРАЗДНИК

МОИ ГОДА – МОЕ БОГАТСТВО. /ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

ОКТЯБРЬ

МБУК «ЦЕНРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» Г. ВОРКУТА

3.

БЕСЕДА

ОДНО СЕРДЦЕ НА ВЕКА. /А. ПАХМУТОВА

НОЯБРЬ

МБУК «БИБЛИОТЕКА ИМ. ГАГАРИНА»

4.

БЕСЕДА

ВЕСЕЛЫЙ МАРАФОН

ДЕКАБРЬ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ – ПУШКИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

5.

ПОСИДЕЛКИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ

ЯНВАРЬ

МБУК МЦБ

М

ПРАЗДНИК

ВСПОМНИМ ВСЕХ 

ПОИМЕННО.

ФЕВРАЛЬ

МБУК «ЦЕНРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» Г. ВОРКУТА

7.

ЧАС ОБЩЕНИЯ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Т. Г. ШЕВЧЕНКО

МАРТ

МБУК МЦБ

8.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ХУДОЖНИК, УМЕЮЩИЙ ПИСАТЬ ВСЕ К.  П. БРЮЛОВ)

АПРЕЛЬ

МБУК МЦБ

9.

ЧЕСТВОВАНИЕ

ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУДА

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

МАЙ

МБУК

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

10.

БЕСЕДА - ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ

ИЮНЬ

МБУК «СЕВЕРНАЯ ПОСЕЛКОВАЯ БИБЛИОТЕКА»

11.

БЕСЕДА

ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ (В. М. ШУКШИН)

ИЮЛЬ

МБУК ДТиЮ

12.

СЛАЙД-ЖУРНАЛ

ДОЛГОЛЕТИЕ В ДОБРОМ ЗДРАВИИ.

АВГУСТ

МБУК «ВОРГАШОРСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

13.

КОНКУРС СТИХОВ

БОГАТ ТАЛАНТАМИ НАШ КРАЙ (КОНКУРС САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ПОЭТОВ ХУТОРА)

СЕНТЯБРЬ

МБУК «ЦЕНРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» Г. ВОРКУТА

14.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ.

ОКТЯБРЬ

МБУК «БИБЛИОТЕКА ИМ. ГАГАРИНА»

15.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

МЫ БУДЕМ ВЕЧНО ПРОСЛАВЛЯТЬ ТУ ЖЕНЩИНУ, ЧЬЁ ИМЯ МАТЬ.

НОЯБРЬ

МБУК ДКШ

16.

ПРАЗДНИК

ВЫ ГОДА СВОИ НЕ СЧИТАЙТЕ

ДЕКАБРЬ

МБУК «ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР»

















Заключение.


Целью курсовой работы являлось изучить методику работы социального педагога с пожилыми людьми. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей;

в работе исследованы системы учреждений социального обслуживания, важнейшей задачей которых является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики;

главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а также социальных работников.

В современном обществе пожилые люди занимают значимую социальную нишу, вследствие этого возрастает внимание общества к вопросам их социального бытия.

Очевидно, что признание и социальный статус человек может получить, только участвуя в жизни общества. Поэтому, если пожилой человек хочет сохранить жизнеспособность в старости, он должен активно участвовать в различных видах деятельности - взаимопомощи, воспитании внуков, в политике, в общественных организациях, оздоровительных программах и т.п., причем вопрос включения пожилых людей в различные сферы общественной жизни необходимо поддержать законодательством. Возможно, в современных условиях актуальна была бы разработка национального проекта, направленного на сохранение трудового потенциала населения в течение всей жизни, что соответствует концепции «общества для всех возрастов».

Вместе с тем, пожилые люди заслуживают человеческого отношения к себе, потому что они равноправные, полноценные граждане, которые уже внесли свой вклад в развитие общества.




























Список литературы


  1. Альперович В. Д. Социальная геронтология. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997. – 557с.

  2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.

  3. Балабанов С.С., Саралиева З.М. Пожилой человек в центральной России // Социс. 1999. № 12. С.54-64.

  4. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследования динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1.

  5. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 440с.

  6. Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. 2002. № 1. С.68-72.

  7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. – М.: Ноосфера, 1999. – 269с.

  8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991.

  9. Документы ООН о проведении международного года пожилых людей (1999 год). -М.:1998, С.14

  10.  Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости. «Психология зрелости и старения». Весна, 1999 (5). М., «Центр Геронтолог», 1999.

  11. Ермолаева М.В. Методы психотерапии депрессии у пожилых людей. // Психология зрелости и старения. 2002. № 2 (18). С.117-129.

  12. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.- 132 с.

  13. Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в центрах социального обслуживания. М.: Союз, 2000, - 316с.

  14. Кемпер И. Легко ли не стареть? – М.: «Прогресс»–«Культура», 1996. – 208с.

  15. Кларк Маргарет и Гэллатин Эндерсон Барбара. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

  16. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие. // СОЦИС. 2001. №7. С.73-79.

  17. Козлова Т.З. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей. // Психология зрелости и старения. 2002. № 2 (17). С.135-145.

  18. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.

  19. Липский И.А. Пожилой человек в обществе: взгляд социального педагога. – http://www.lipsky.ru/page/Statii/Old-3.htm.

  20. Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Материалы семинара. – Ярославль, 2003. – 89с.

  21. Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. – Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. – 98с.

  22. Материалы сайта demographia.ru

  23. Материалы сайта soc-work.ru

  24. Материалы сайта studopedia.net

  25. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.

  26. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  27. Орлокк К. Нет старению. – М.: «КРОН-ПРЕСС», 1998. – 231с.

  28. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Е.В. Ханжин, Т.П. Карпова, Н.П. Ерофеева и др.; Под ред. Е.В. Ханжина. – М.: Академия, 2001. – 144с.

  29. Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России // «Отечественные записки». 2005. № 3 (34).

  30. Проблемы современной социальной геронтологии / М.И. Крупенко, С.В. Казначеев, Б.П. Пятницкий и др.; обл. геронтол. Центр. – Новосибирск, 1997. – 151с.

  31. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы / Сост. Н.В. Зоткин, отв. ред. д.п.н., проф. Н.М. Магомедов. – 36с.

  32. Психология старости и старения: Учеб. пособ. для студ. психол. вузов / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 416с.

  33. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

  34. Сафарова Г. Демографические аспекты старения населения России // Отечественные записки, № 3 (24), 2005г.

  35. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М. Магистр 1997. – 221с.

  36. Тарнавский Ю.Б. Под маской телесного недуга (проблемы психосоматики). – Знание, 1990 г. 217с.

  37. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

  38. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К°, 2003. – 295с.

  39. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Изд. 2-е, доп. – М., 2000. – 236с.

  40. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие / Е.И.Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 692с.

  41. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 668с.

  42. Черносвитов Е.В. Проблемы активизации жизни пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. №1 (9). С.19-24.

  43. Шапиро В.Д. Человек на пенсии: (Социальные проблемы и образ жизни).- М.: Мысль, 1980. – 208с.

  44. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС,1999. – 224с.

1 Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К°, 2003, стр.3.

2 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002, стр. 280.

3 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991, стр. 120.

4 Материалы с сайта studopedia.net

5 Тарнавский Ю.Б. Под маской телесного недуга (проблемы психосоматики). – Знание, 1990 г. Стр. 142

6 Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000, стр. 75.

7 Альперович В. Д. Социальная геронтология. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997. Стр.25

8 Шапиро В.Д. Человек на пенсии: (Социальные проблемы и образ жизни).- М.: Мысль, 1980, стр. 211.

9 Материалы сайта demographia.ru



10 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС,1999, стр 201.

11 Психология старости и старения: Учеб. пособ. для студ. психол. вузов / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003, стр. 340.

12 Материалы сайта soc-work.ru

13  Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости. «Психология зрелости и старения». Весна, 1999 (5). М., «Центр Геронтолог», 1999, стр 96.



14 Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007, стр62.

15 Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в центрах социального обслуживания. М.: Союз, 2000, стр 72.

16 Кларк Маргарет и Гэллатин Эндерсон Барбара. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.: Прогресс, 1989., стр 252

21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
курсовая

Автор: Сорокань Виктория Александровна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 350037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методические рекомендации по выполнению курсовых работ"
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_vypolnieniiu_kursovykh_rabot"
    ["file_id"] => string(6) "442263"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512455918"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ по ПМ. 02 "Осуществление кредитных операций""
    ["seo_title"] => string(118) "uchiebno-mietodichieskoie-posobiie-po-vypolnieniiu-kursovykh-rabot-po-pm-02-osushchiestvlieniie-krieditnykh-opieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "282598"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453717437"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ по ПМ. 02 "Осуществление кредитных операций""
    ["seo_title"] => string(120) "uchiebno-mietodichieskoie-posobiie-po-vypolnieniiu-kursovykh-rabot-po-pm-02-osushchiestvlieniie-krieditnykh-opieratsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "282599"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453717444"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг"
    ["seo_title"] => string(99) "mietodichieskiieukazaniiapovypolnieniiukursovoirabotypopm03priedostavlieniieturopieratorskikhuslugh"
    ["file_id"] => string(6) "312828"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459405501"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Методические указания к выполнению курсовой работы  по дисциплине «Основы расчета и проектирования сварных конструкций» "
    ["seo_title"] => string(131) "mietodichieskiie-ukazaniia-k-vypolnieniiu-kursovoi-raboty-po-distsiplinie-osnovy-raschieta-i-proiektirovaniia-svarnykh-konstruktsii"
    ["file_id"] => string(6) "139250"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417690689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства