kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кровотечение, гемостаз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия для преподавателя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кровотечение, гемостаз»


СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж им. Е.О. Мухина»










Методическая разработка практического занятия

для преподавателя по теме: «КРОВОТЕЧЕНИЕ и гемостаз»


ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ

и реабилитациОННОМ ПРОЦЕССАХ


МДК 02.01.03. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ХИРУРГИИ


специальность 34.02.01. Сестринское дело





Исполнитель: преподаватель

хирургии Бородина Р.П.







Вязьма 2017г


СОДЕРЖАНИЕ:


Профессиональный модуль: Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Специальность: Сестринское дело

Курс: III

Название МДК: Сестринская помощь в хирургии

Тема: Кровотечение и гемостаз

Цели занятия:

а) учебная:

После изучения темы студент должен знать:

  • виды кровотечений;

  • методы временной остановки наружного кровотечения;

  • методы окончательной остановки кровотечений;

  • острая кровопотеря;

  • уход за пациентом кровопотерей;

  • оказание доврачебной медицинской помощи;

  • осложнения при кровотечениях.

Уметь:

  • пользоваться методом пальцевого прижатия сосуда для временной остановки кровотечения;

  • правильно накладывать кровоостанавливающий жгут;

  • останавливать кровотечение методом максимального сгибания конечности;

  • останавливать кровотечение с помощью зажима;

  • определять объем кровопотери;

  • определять группу и Rh-фактор крови пациента;

  • вести наблюдение за больными после гемотрансфузии;

  • организовать сестринский процесс у больных с кровотечением и кровопотерей.

б) воспитательная:

  • формировать сознательное отношение к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и проявлению ответственности за выполняемую работу,

  • формировать способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, быть готовым к проявлению и ответственности за выполняемую работу,

  • воспитывать у обучающихся чувство ответственности, требовательности, аккуратности, внимательного, чуткого отношения к пациентам.

в) развивающая

  • развивать интерес к дисциплине, содействовать активизации мышления обучающих,

  • развивать познавательную деятельность обучающихся по овладению программным учебным материалом,

  • развивать способности к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности,

  • развивать у обучающихся навыки клинического мышления, зрительную память.



Мотивация:

Кровотечение - является одной из главных причин смерти больных при травмах и некоторых заболеваниях. Вследствие кровотечения развивается кровопотеря — объем крови, утраченный организмом. Наиболее чувствительны к кровопотере ослабленные больные, дети и пожилые люди. Для исхода кровотечения имеет значение не столько величина кровопотери, сколько скорость потери определенного объема крови. Например, при медленной кровопотере объем до 20 % обычно не опасен для человека, тогда как быстрая кровопотеря в объеме 25 — 30 % может привести к гибели больного. Человек по-разному реагирует на потерю артериальной и венозной крови. Около 75 % крови находится в организме в венах, поэтому потеря 300 — 400 мл венозной крови не вызывает значительных изменений в показателях гемодинамики и легко компенсируется (донор обычно сдает 400 мл венозной крови). В артериях же находится 20 % крови, поэтому потеря такого же объема артериальной крови значительно изменяет состояние гемодинамики организма больного.

Остановка кровотечения является извечной задачей хирургии, а знание методов остановки кровотечения необходимо не только медицинскому работнику, но и каждому человеку для оказания само- и взаимопомощи, так как неостановленное кровотечение сопровождается развитием геморрагического шока и может привести к смерти. Поэтому изучение данной темы является неотъемлемой частью подготовки всех медицинских работников.

Место проведения: хирургическое отделение Вяземской ЦРБ

Оснащенность: фантомы, биксы со стерильным перевязочным материалом, медикаментозные препараты, шприцы для в/в, в/м инъекций, системы для переливания крови, таблицы, алгоритмы манипуляций, ситуационные задачи, тесты.

Межпредметные связи:

1. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

2. МДК 03.01 Основы реаниматологии.

3. МДК 03.02 Медицина катастроф.

4. Клиническая фармакология.

Базисные знания:

1. Анатомия и физиология человека.

2. Основы патологии

3. Фармакология.

4. Латинский язык

Рекомендуемая литература по теме занятия:

Основная:

  1. Лекционный материал.

  2. Барыкина Н.В.   Чернова О.В.  Сестринское дело в хирургии: Практикум. Изд. 8-е Медицина для вас, 2011.

  3. Дмитриева З.В., Теплова А.И. Теоретические основы сестринского дела в хирургии. Издательство: СпецЛит, 2010.

  4. Зарянская В. Г., Барыкина Н. В. Сестринское дело в хирургии. Ростов-На-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2010.

  5. Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическим больным – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  6. Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии: Учебное пособие. – М.: ГЭОТАР – МЕДИА, 2009 .



Дополнительная:

  1. Винник Ю. С., Кочетова Л. В., Карлова Е. А., Теплякова О. В. Асептика и антисептика: учебное пособие. - Ростов на Дону, Феникс, 2007.

  2. Гостищев В.К. Под редакцией Саймона Патерсон-Брауна. Общая и неотложная хирургия. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  3. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  4. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии 2т. Учебное пособие. С-Пб., «Паритет» 2009.

  5. Дмитриева З.В., Теплова А.И. Теоретические основы сестринского дела в хирургии. Учебник. С-Пб. СпецЛит 2010

  6. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

  7. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". 2-е изд., испр. и доп – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  8. Оскреткова В. И. Основы асептики и ухода за хирургическими больными. Издательство: Феникс, 2007 г.

  9. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Вопросы для самопроверки:

1) Что называется кровотечением и кровопотерей;

2) Классификация кровотечений;

3) Симптомы кровотечения и клиническая картина кровопотери;

4) Виды остановки кровотечения и их принципы;

5) Методы временной и окончательной остановки кровотечения;

6) Физические способы остановки кровотечения;

7) Химические и биологические способы остановки кровотечения;

8) Различные варианты окончательной остановки кровотечения;

9) Условия хранения крови и ее препаратов;

10) Признаки непригодности крови для переливания;

11) Как можно перелить кровь и ее препараты;

12) Как провести пробу на индивидуальную и биологическую совместимость крови и резус совместимость;

13) Гемотрансфузионные реакции и осложнения;

14) Что называется препаратом крови и кровезаменителем;

15) Организация сестринского процесса за пациентом с кровопотерей.

Формируемые компетенции:

Общие

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Профессиональные:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Студент должен знать:

  • принципы хирургического общения с пациентом,

  • этические нормы общения с пациентом,

  • правила подготовки пациента к диагностическим и лечебным мероприятиям, алгоритмы выполнения сестринских вмешательств по уходу за пациентом с кровотечениями.

Студент должен уметь:

    • установить контакт с пациентом и его родственниками;

    • провести оценку исходного уровня знаний пациента о кровотечении, о предстоящем обследовании и вмешательствах,

    • консультировать пациента по вопросам ухода и самоухода,

    • подготовить пациента к лабораторным исследованиям крови и мочи, инструментальным методам обследования.


ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Студент должен знать:

    • принципы асептики и антисептики при проведении мероприятий по уходу за пациентом с кровотечением,

    • принципы временной и окончательной остановки кровотечения,

    • особенности проведения инструментальной перевязки у пациентов с кровотечениями,

    • проблемы пациента с кровотечениями и планирование возможных сестринских вмешательств по уходу за пациентом,

    • способы обработки использованных инструментов после проведения перевязок у пациентов с кровотечениями,

    • роль медсестры в проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий у пациентов с кровотечениями.

Студент должен уметь:

    • придать пациенту правильное положение в постели, обеспечить максимальный комфорт при вынужденном соблюдении длительного постельного режима,

    • выявить клинические признаки острой кровопотери,

    • пользоваться методом пальцевого прижатия сосуда для временной остановки кровотечения;

    • правильно накладывать кровоостанавливающий жгут;

    • останавливать кровотечение с помощью зажима;

    • определять объем кровопотери;

    • определять группу и Rh-фактор крови пациента;

    • определять пригодность крови для переливания;

    • определять совместимость крови донора и реципиента;

    • вести наблюдение за больными после гемотрансфузии.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования

Студент должен знать:

    • принципы асептики и антисептики при проведении парентерального введения лекарственных препаратов,

    • действие препаратов различных групп, показания, противопоказания к введению, возможные побочные действия и осложнения,

    • принципы оказания доврачебной помощи при возникновении аллергических реакций на препарат,

    • алгоритмы выполнения манипуляций

Студент должен уметь:

    • проводить медикаментозное лечение в соответствии с назначениями врача

    • обеспечивать внутримышечное, внутривенное и инфузионное введение кровоостанавливающих препаратов,

    • контролировать эффективность препарата, диагностировать возможные осложнения введения препарата, оповещение врача о возникающих проблемах.


ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Студент должен знать:

    • принципы асептики и антисептики при выполнении сестринских манипуляций,

    • правила обеспечения перевязок в палате,

    • правила использования лечебной и диагностической аппаратуры согласно инструкции по применению,

    • инструкции по технике безопасности при работе с аппаратурой, имеющей электропитание,

    • правила дезинфекции и стерилизации контрольно-измерительной, диагностической, дыхательной и наркозной аппаратуры.

Студент должен уметь:

    • провести дезинфекцию и предстерилизационную обработку диагностической и лечебной аппаратуры, изделий медицинского назначения после использования у пациентов с кровотечениями согласно нормативным документам,

    • консультировать пациента и родственников по применению контрольно-измерительной аппаратуры и регистрации показателей пульса, артериального давления, температуры тела, числа дыхательных движений и т.д.

    • соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами, колющими и режущими инструментами.


ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

Студент должен знать:

    • правила заполнения учебной документации, документации лечебного учреждения.

Студент должен уметь:

    • оформлять паспортную часть врачебных историй болезни,

    • оформлять сестринские истории болезни и карты динамического наблюдения за пациентом,

    • оформлять температурные листы, листы врачебных назначений,

    • вести журналы учета поступления и выписки больных, учета лекарственных препаратов, журналов проведения текущих и генеральных уборок, кварцевания и т. д.

    • составлять порционные требования,

    • составлять требования старшей медсестре на медикаменты,

    • соблюдать правила хранения медицинской документации.


ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

Студент должен знать:

    • роль медсестры в уходе за тяжелобольным пациентом,

    • алгоритмы выполнения манипуляций по уходу,

    • принципы оказания паллиативной помощи.

Студент должен уметь:

    • обеспечение комфортных условий пациенту при необходимости соблюдения постельного режима,

    • уход за тяжелобольным пациентом,

    • обеспечение безопасности пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии.


План-хронокарта практического занятия

Этап занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Оснащение

Формы и методы обучения, педагогические технологии

1. Вводная часть: организационная момент, мотивация, цели

15 мин.

  1. Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.  

  2. Сообщает тему, цели занятия, задачи.

  3. Мотивирует студентов, обосновывает актуальность темы, ее практическую значимость в будущей профессии.

  4. Излагает этапы занятия.

  5. Дает рекомендации по работе с методическим пособием, раздаточным материалом.

  6. Отвечает на вопросы учащихся.

  1. Занимают рабочие места.

  2. Приводят рабочие места в порядок.

  3. Внимательно слушают преподавателя.

  4. Записывают в дневник дату, тему, план, цели занятия, задачи, планируют работу.

  5. Знакомятся с методическим пособием по теме.

  6. Задают вопросы по предстоящей работе.

  1. Дневники практических занятий.

  2. Методическая разработка практического занятия для студентов.

3. Раздаточный материал

Практическое занятие

1. Индуктивный метод обучения.

2. Здоровьесберегающие технологии


2. Основная часть:

2.1. Контроль исходного уровня знаний студентов

20 мин.

  1. Выявляет исходный уровень знаний студентов по данной теме

  2. Проводит индивидуальный устный и письменный опрос, фронтальный опрос.

  3. Подводит итог теоретической подготовки учащихся.

  1. Отвечают на вопросы, слушают ответы товарищей.

  2. Анализируют ответы, исправляют, дополняют.

  3. Выполняют тестовый контроль

  4. Делают выводы, обобщения.

1.Индивидуальные письменные задания

2.Кроссворд

Практическое занятие

1.Проблемный метод обучения.

2. Разноуровневое обучение




Этап занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Оснащение

Формы и методы обучения, педагогические технологии

    1. Демонстрационная часть

15 мин.

  1. Демонстрирует методы остановки кровотечения при различных видах


  1. Следят за действиями преподавателя, задают вопросы.


1.Алгоритмы практических манипуляций

2. Фантомы, биксы с перевязочным материалом, жгуты, хирургический инструментарий, шприцы для в/в, в/м инъекций

Практическое занятие

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения

2. Алгоритмический метод обучения

2.3.Самостоятельная работа студентов

100 мин.

  1. Разбивает студентов для работы малыми группами по 3-4 человека. Дает задание каждой группе:

а)отработать остановку кровотечения пальцевым прижатием

б)наложить жгут Эсмарха, жгут-закрутку

в)выполнить тугую тампонаду раны

г) отработать остановку кровотечения методом мах сгибания и разгибания конечностей

д) наложить давящую повязку

е) подготовить систему для капельного введения лекарственных средств

ж) составить набор хирургических инструментов для остановки кровотечения

з) подготовить набор для определения группы крови


  1. Следит за работой учащихся.

  2. Указывает на ошибки в работе, помогает их устранить.

  3. Помогает освоить практические навыки.

  4. Оказывает помощь при возникновении затруднений.

  1. Приступают к выполнению заданий:

а)отрабатывают остановку кровотечения пальцевым прижатием

б)накладывают жгут Эсмарха, жгут-закрутку

в)выполняют тугую тампонаду раны

г) отрабатывают остановку кровотечения методом мах сгибания и разгибания конечностей

д) накладывают давящую повязку

е) подготовливают систему для капельного введения лекарственных средств

ж) составляют набор хирургических инструментов для остановки кровотечения

з) подготавливают набор для определения группы крови


1.Алгоритмы практических манипуляций

2. Фантомы, биксы с перевязочным материалом, жгуты, хирургический инструментарий, шприцы для в/в, в/м инъекций, системы для капельного введения лекарственных средств,

набор для определения группы крови

Практическое занятие

1.Проблемный метод обучения.

2. Алгоритмический метод обучения

3. Технология коллективного взаимообучения

4. Технология сотрудничества

5. Здоровьесберегающие технологии

6. Разноуровневое обучение

3. Заключительная часть:

контроль итогового уровня знаний,

подведение итогов,

домашнее задание

30 мин.

  1. Преподаватель проводит итоговый контроль, раздает ситуационные задачи, тесты.

  2. Подводит итог, отмечает, как учащиеся овладели умениями, навыками, справились с заданиями, выставляет оценки.

  3. Комментирует поэтапно работу каждого учащегося.

  4. Сообщает тему следующего практического занятия, литературу и вопросы для подготовки.



  1. Решают ситуационные задачи и тесты.

  2. Участвуют в анализе допущенных ошибок.

  3. Делают записи в дневниках, тетрадях для практических занятий.

  4. Записывают домашнее задание, литературу, контрольные вопросы.


1.Ситуационные задачи,

2.Тестовый контроль (итоговый).

3.Дневники, тетради для практических занятий.


Практическое занятие

1.Проблемный метод обучения.

2. Метод конкретных ситуаций




ГРАФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Глоссарий

  2. Индивидуальные письменные задания с эталонами ответов

  3. Кроссворд по теме «Кровотечение и гемостаз» с эталоном ответа

  4. Тестовый контроль с эталоном ответа

  5. Ситуационные задачи с эталонами ответов

  6. Практические манипуляции: оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.

  7. Контроль и оценка освоенных ПК и ОК.

  8. Приложения.



ГЛОССАРИЙ

Понятие

Определение

Кровотечение

излияние крови из кровеносных сосудов при повреждении или нарушении проницаемости их стенок.

Гемостаз

остановка кровотечения

Оказание помощи при кровотечении

Включает:

- остановку кровотечения;
- восполнение кровопотери;
- профилактику вторичных кровотечений.

Гомеостаз

постоянство внутренней среды.

Коагуляция

превращение растворенного в плазме белка фибриногена в нерастворимый фибрин.

Механические причины кровотечения

укол, разрез, отрыв, размозжение.

Патологические изменения сосудистой стенки

возникают при гнойном расплавление, некрозе, атеросклерозе, нарушении сосудистой стенки при интоксикациях, авитаминозе, сепсисе.

Нарушение системы свертывания крови

возникает при гемофилии, тромбоцитопенической пурпуре, декомпенсированном травматическом шоке.

Артериальное кровотечение

опасно быстро наступающей кровопотерей.

Венозное кровотечение

опасно развитием воздушной эмболии (сонная вена).

Капиллярное кровотечение

опасно при пониженной свертываемости крови.

Паренхиматозное кровотечение

само не останавливается, требуется операция.

При наружном кровотечении

кровь изливается во внешнюю среду непосредственно из раны или через естественные отверстия.

При внутреннем кровотечении кровь

скапливается в полостях тела или в межтканевых пространствах. Опасно, так как протекает скрытно.

Смешанное кровотечение

сочетание наружного и внутреннего кровотечения.

Первичное кровотечение

возникает при повреждении сосуда в момент травмы.

Петехия

ограниченное кровоизлияние в кожу.

Пурпура

кровоизлияние в слизистые оболочки.

Гемартроз

скопление крови в полости сустава.

Гематома

скопление крови между тканями.

Кровоподтек

небольшая подкожная гематома (поврежден мелкий сосуд).

Гемоперитонеум

скопление крови в брюшной полости.

Гемоторакс

скопление крови в грудной полости.

Гемоперикард

скопление крови в околосердечной сумке.

Гематокрит

отношение объема форменных элементов крови к ее общему объему.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ


ВАРИАНТ 1.

Установите соответствие:

Термины

Наличие или места скопления крови

1. гемартроз

А - в моче

2. гематома

Б – в суставе

3. гемоторакс

В – в тканях

4. гемоперитонеум

Г - в плевральном пространстве

5. мелена

Д - в брюшной полости

6. гематурия

Е - в околосердечной сумке

7. гемоперикардиум

Ж - черный дегтеобразный стул


З – в полости черепа

Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5_____,6_____,7_____



ВАРИАНТ 2.

Установите соответствие:

Поврежденная артерия

Место прижатия артерии к кости

1. сонная

А – выше и кпереди от ушной раковины

2. подключичная

Б – поперечному отростку VI шейного позвонка

3 плечевая

В – к головке плечевой кости

4. подмышечная

Г - выше ключицы к 1-ому ребру

5. височная

Д – к лобковой кости ниже паховой складки

6. бедренная

Е - внутреннему краю двуглавой мышцы


Ж – кулаком к позвоночному столбу выше пупка

Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5_____,6_____


Эталоны ответов на индивидуальные письменные задания


ВАРИАНТ 1.

Ответ: 1. Б, 2. В, 3. Г, 4. Д, 5. Ж, 6. А,7. Е


ВАРИАНТ 2.

Ответ: 1. Б, 2. Г, 3. Е, 4. В, 5. А, 6. Д



КРОССВОРД НА ТЕМУ "КРОВОТЕЧЕНИЕ И ГЕМОСТАЗ"


По горизонтали
2. Препарат для в/м введения при кровотечениях
3. Кровотечение, при котором сразу видно истечение крови
6. Вид остановки кровотечения, применяемый на догоспитальном этапе
8. Кровотечение, при котором кровь изливается во внешнюю среду
11. Биологический препарат для местной остановки кровотечения
15. Кровотечение, при котором кровь изливается в полости организма
22. Кровотечение, возникающее при повреждении внутренних органов
24. Кровотечение из повреждённой артерии

По вертикали
1. Кровотечение, при котором изливающаяся кровь обнаруживается спустя какое-то время от начала кровотечения
2. Кровотечение из повреждённой вены
4. Сосудосуживающий препарат
5. Переливание аутокрови, называется…
7. Для дезинтоксикации организма используют…
9. Кровотечение, сопровождающееся кашлем, кровохарканьем, выделением пенистой мокроты
10. К группе кровозаменителей гемодинамического действия относится
12. Остановка кровотечения, при которой применяют перевязку повреждённого сосуда
13. Резус-фактор содержится в…
14. Кровотечение, при котором характерна рвота цвета «кофейной гущи»
16. Излияние крови из повреждённого сосуда
17. Вид остановки кровотечения, применяемый в стационаре
18. Физический способ остановки кровотечения
19. Компонент крови, обладающий наиболее выраженным гемостатическим эффектом
20. Область, на которую прикладывают холод при кровотечении из желудка
21. Остановка кровотечения при которой применяют гемофибин
23. Остановка кровотечения, при которой применяют электрокоагуляцию



Эталон ответа на кроссворд по теме "Кровотечение и гемостаз"






ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «КРОВОТЕЧЕНИЕ И ГЕМОСТАЗ»

   Выберите один правильней ответ:
1. Способ временной остановки наружного артериального кровотечения:
1) наложение давящей повязки
2) местное применение холода
3) пальцевое прижатие сосуда к кости
4) приподнятое положение конечности
2. Биологическое средство местного применения для остановки кровотечения:
1) викасол
2) гемостатическая губка
3) нативная плазма
4) хлористый кальций
3. Физический метод окончательной остановки кровотечения:
1) переливание плазмы
2) протезирование сосуда
3) электрокоагуляция
4) наложения шва на сосуд
4. Для окончательной остановки кровотечения механическим способом применяют:
1) наложение жгута
2) пузырь со льдом
3) сосудистый зажим
4) легирование сосуда
5. Кровоизлияние — это
1) диффузное пропитывание тканей кровью
2) ограниченное скопление крови в тканях
3) скопление крови в плевральной полости
4) скопление крови в брюшной полости
6. Если кровь вытекает непрерывной струей темно-вишневого цвета то это -кровотечение:
1) капиллярное
2) смешанное
3) венозное
4) артериальное
7. Развитием воздушной эмболии опасно кровотечение из:
1) пищевода
2) вен голени
3) крупных вен шеи
4) плечевой артерии
8.Гемоторакс — это скопление крови в:
1) капсуле сустава
2) плевральной полости
3) брюшной полости
4) околосердечной сумке
9. Давящую повязку накладывают при кровотечении из:
1) геморроидальных узлов
2) вен голени
3) подколенной артерии
4) паренхиматозных органов
10. Кровотечение из плечевой артерии называется:
1) наружным
2) внутренним
3) смешанным
4) скрытым
11. Жгут следует применить при:
1) открытом переломе
2) кровотечении из вен предплечья
3) капиллярном кровотечении
4) кровотечении из подколенной артерии
12. При легочном кровотечении выделяется кровь:
1) алая и пенистая
2) типа «кофейной гущи»
3) темная, сгустками
4) темно-вишневого цвета
13. Больному с дегтеобразным стулом необходимо:
1) положить грелку на живот
2) выполнить холодные ручные и ножные ванны
3) сделать очистительную клизму холодной водой
4) обеспечить покой, сообщить врачу
14. Механический способ окончательной остановки кровотечения:
1) применение фибриногена
2) наложение артериального жгута
3) наложение сосудистого шва
4) применение гемостатической вискозы
15. Биологический препарат общего действия для остановки кровотечения:
1) нативная плазма
2) дицинон
3) гемостатическая губка
4) тромбин
16. Алая кровь выделяется пульсирующей струей при кровотечении из:
1) паренхиматозных органов
2) капилляров
3) артерий
4) вен
17. Для лечения гемофилии целесообразно применять:
1) глюконат кальция
2) криопреципитат
3) переливание консервированной крови
4) дицинон
18. При подозрении на желудочное кровотечение следует провести:
1) экстренную ФГДС
2) зондирование желудка
3) рентгенографию желудка с барием
4) исследование кала на скрытую кровь
19. При легочном кровотечении не следует:
1) придавать горизонтальное положение
2) вызывать врача
3) подавать лоток для отхаркивания крови
4) применять пузырь со льдом на грудную клетку
20. При массивном внутреннем кровотечении пульс:
1) уряжается
2) учащается
3) не изменяется
21. Больного с массивной кровопотерей транспортируют:
1) полусидя
2) лежа на животе
3) лежа с опущенными ногами
4) лежа с приподнятым ножным концом
22. Подручное средство для остановки артериального кровотечения:
1) провод
2) полиэтиленовый пакет
3) капроновая нить
4) ремень
23. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к:
1) височной кости
2) углу нижней челюсти
3) поперечному отростку VI шейного позвонка
4) теменной кости
24. Подключичная артерия при кровотечении из нее прижимается к:
1) углу нижней челюсти
2) ключице
3) VI шейному позвонку
4) I ребру
25. Артериальное кровотечение из раны в верхней трети предплечья можно остановить путем сгибания руки:
1) в плечевом суставе
2) в плечевом и локтевом суставах
3) в локтевом суставе
4) в лучезапястном суставе
26. Признаком кровотечения в плевральную полость является:
1) отставание больной стороны при экскурсии грудной клетки и притупление перкуторного звука
2) алая пенистая кровь из полости рта
3) рвота «кофейной гущей»
4) кровохарканье
27. Для окончательной остановки кровотечения химическим методом применяют внутривенно хлористый кальций в следующей дозировке:
1) 1%-30,0
2) 2%-20,0
3) 5%-15,0
4) 10%-10,0
28. Кровотечение, возникшее в первые сутки после травмы, называется:
1) первичным
2) ранним вторичным
3) поздним вторичным
4) скрытым
29.При правильно наложенном артериальном жгуте отмечают:
1) прекращение кровотечения
2) синюшность кожных покровов
3) отсутствие всех видов чувствительности ниже жгута
4) повышение температуры тканей ниже жгута
30. Общим симптомом большой кровопотери не является:
1) бледность кожных покровов
2) слабый, частый пульс
3) увеличение гемоглобина
4) падение артериального давления
31. Недостаток применения жгута:
1) сложность использования
2) прекращение кровотечения
3) сдавливание мягких тканей и нервных стволов
4) изменение цвета кожи
32. Давящую повязку накладывают при кровотечении из:
1) подколенной артерии
2) вен предплечья
3) сонной артерии
4) бедренной артерии
33. Кровотечение, возникшее в момент ранения, называется:
1) первичным
2) ранним вторичным
3) поздним вторичным
4) скрытым
34. Индекс Альговера, используемый для оценки тяжести кровопотери, — это отношение
1) систолического давления к пульсу
2) пульса к систолическому давлению
3) пульса к диастолическому давлению
4) диастолического давления к пульсу



Эталон ответа на тестовый контроль по теме: «Кровотечение и гемостаз»


  1. 3)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  5. 1)

  6. 3)

  7. 3)

  8. 2)

  9. 2)

  10. 1)

  11. 4)

  12. 1)

  13. 4)

  14. 3)

  15. 1)

  16. 3)

  17. 2)

  18. 1)

  19. 4)

  20. 2)

  21. 4)

  22. 4)

  23. 3)

  24. 4)

  25. 2)

  26. 10

  27. 4)

  28. 2)

  29. 1)

  30. 30

  31. 3)

  32. 2)

  33. 1)

  34. 2)

  1. Критерии оценки тестового контроля

    1. Процент результативности (правильных ответов)

    1. Оценка уровня подготовки

    1. балл (отметка)

    1. вербальный аналог

    1. 90 – 100%

    1. 5

    1. отлично

    1. 80 – 89%

    1. 4

    1. хорошо

    1. 70 – 79%

    1. 3

    1. удовлетворительно

    1. менее 70%

    1. 2

    1. неудовлетворительно

  2. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
  3. Задача № 1.

  4. Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результате чего получил травму предплечья. Вызванная м/с выявила: пострадавший бледен, покрыт холодным липким потом. Жалуется на боль и головокружение. На передней поверхности в/3 левого предплечья имеется глубокая поперечная зияющая рана, из которой пульсирующей струей обильно истекает кровь ярко-красного цвета. Чувствительность и двигательная функция пальцев кисти сохранены в полном объеме. Пульс - 100 в мин., слабого наполнения. АД - 90/50 мм рт. ст. ЧДД - 20 в мин. Нарушений со стороны других органов не выявлено.

  5. Задания:

  6. 1. Определите состояние пациента.

  7. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

  8. 3. Продемонстрируйте технику наложения жгута при данной травме.

  9. Эталон ответа на задачу № 1.

  1. Угроза жизни из-за кровопотери.

  1. 2. Алгоритм действий м/с

  1. Мотивация

  1. 1) М/с применит метод пальцевого прижатия плечевой артерии.

  1. - для прекращения кровотечения

  1. 2) М/с наложит жгут на нижнюю треть плеча.

  1. - для прекращения кровотечения на время транспортировки

  1. 3) М/с проведет иммобилизацию конечности.

  1. - для предупреждения соскальзывания жгута

  1. 4) М/с обеспечит обильный прием жидкости.

  1. - для восполнения ОЦК

  1. 5) М/с вызовет "Скорую помощь" и обеспечит транспортировку в стационар в положении Транделенбурга.

  1. - для обеспечения окончательной остановки кровотечения

  1. 6) М/с обеспечит наблюдение за состоя- нием пациента (цвет кожных покровов пульс, АД).

  1. - для своевременного выявления осложнений кровопотери.

  1. 3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте в соответствии с алгоритмом.

  2. Задача № 2.

  3. Через 15 минут после дорожной аварии в стационар доставлена пострадавшая 42 лет с жалобами на боль по всему животу, больше в левом подреберье, общую слабость, головокружение.

  4. При осмотре м/с приемного отделения выявила: больная вялая, слегка заторможенная, в обстановке ориентируется, на вопросы отвечает замедленно. Кожные покровы бледные. Пульс - 98 в мин., слабого наполнения. АД - 100/60 мм. рт. ст. ЧДД - 22 в мин. Дыхание поверхностное.

  5. Задания:

  6. 1. Определите состояние пациента.

  7. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

  8. 3. Подготовьте все необходимое для проведения проб на совместимость.

  9. Эталон ответа на задачу № 2.

  1. Угроза жизни из-за внутреннего кровотечения.

  1. 2. Алгоритм действий м/с

  1. Мотивация

  1. 1) М/с обеспечит консультацию врача.

  1. - для решения вопроса о лечении

  1. 2) М/с обеспечит вызов лаборанта для взятия общего анализа крови.

  1. - для определения величины кровопотери

  1. 3) М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД).

  1. - для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

  1. 4) По назначению врача м/с подготовит пациентку к экстренной операции

  1. - для окончательной остановки кровотечения

  1. 3. Студент демонстрирует оснащение для проведения проб на совместимость в соответствии с алгоритмом.

  2. Задача № 3.

  3. В стационаре находится больная с диагнозом: "Варикозное расширение вен обеих нижних конечностей". Внезапно у нее разорвался варикозный узел, и началось значительное кровотечение. Вызванная м/с выявила: все вокруг залито кровью. Пациентка бледная, испуганная, жалуется на слабость, головокружение. На внутренней поверхности обеих голеней видны выступающие с узловыми расширениями вены. Кожа над ними истончена, пигментирована. На средней трети боковой поверхности правой голени имеется дефект кожных покровов, из которого истекает темно-вишневого цвета кровь. Пульс - 100 в мин. АД - 105/65 мм рт. ст. ЧДД - 22 в мин. Нарушений со стороны внутренних органов не выявлено.

  4. Задания:

  5. 1. Определите состояние пациента.

  6. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

  7. 3. Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки.

  8. Эталон ответа на задачу № 3.

  1. Венозное кровотечение.

  1. 2. Алгоритм действий м/с

  1. Мотивация

  1. 1) М/с обеспечит наложение давящей повязки

  1. - для остановки кровотечения

  1. 2) М/с проведет иммобилизацию конечности, придав возвышенное положение

  1. - для исключения соскальзывания давящей повязки

  1. 3) М/с вызовет врача

  1. - для решения вопроса о дальнейшем лечении

  1. 4) По назначению врача м/с введет кровоостанавливающие препараты

  1. - для окончательной остановки кровотечения

  1. М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД,), повязкой.

  1. - для определения эффективности проведенного лечения

  1. 3. Студент демонстрирует манипуляцию на статисте или на муляже в соответствии с алгоритмом.



  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:

  3. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ.

  4. 1. Оценивание вида кровотечения
  • Артериальное кровотечение характеризуется истечением крови ярко-красного цвета пульсирующей струей.

  • При венозном кровотечении кровь вытекает равномерно, умеренно и имеет темно-бордовый цвет.

  • При капиллярном кровотечении цвет крови средний между артериальной и венозной кровью. Кровоточит вся раневая поверхность.

  • Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждениях внутренних органов вследствие повреждения всех сосудов (артерий, вен, капилляров).

  1. 2. Пальцевое прижатие артерий
  2. Цель: Временная остановка кровотечения из поврежденных крупных артерий.

  3. Рис 1.Типичные места для прижатия крупных артерий:

  4. 1 – височную артерию прижимают первым (большим) пальцем впереди ушной раковины при кровотечении из ран головы;
    2 – затылочную артерию прижимают к затылочной кости;
    3 – нижнечелюстную артерию прижимают к углу нижней челюсти при кровотечении из раны на лице;
    4 - правую общую сонную артерию прижимают середину грудино-ключично-сосцевидной мышцы к 6 шейному позвонку;
    5 - левую общую сонную артерию прижимают середину грудино-ключично-сосцевидной мышцы к 6 шейному позвонку;
    6 – подключичную артерию прижимают в ямке над ключицей к первому ребру;
    7 – подмышечную артерию прижимают к головке плечевой кости по переднему краю роста волос в подмышечной впадине;
    8 – плечевую артерию прижимают к плечевой кости с внутренней стороны от двуглавой мышцы, если кровотечение возникло из ран средней и нижней трети плеча, предплечья и кисти;
    9 – лучевую артерию прижимают к подлежащей кости в области запястья у большого пальца при кровотечении из ран кисти;
    10 – локтевую артерию прижимают к локтевой кости в верхней трети внутренней поверхности предплечья;
    11 -  бедренную артерию прижимают в паховой области при кровотечении из ран в области бедра;
    12 - заднюю большеберцовую артерию прижимают к задней поверхности внутренней лодыжки;
    13 - артерию тыла стопы прижимают к подлежащей кости при кровотечении из раны на стопе.

  1. 3. Наложение жгута
  2. Цель: Временная остановка кровотечения.

  3. 1. Жгут накладывают на одежду или на ровную подкладку без складок.

  4. 2. Его берут двумя руками, растягивают и располагают на конечности выше раны и как можно ближе к ней.

  5. 3. В растянутом состоянии жгут обводят вокруг конечности 1-2 раза, затем натяжение его можно ослабить.

  6. 4. Каждый последующий тур жгута должен на половину или 2/3 прикрывать предыдущий.

  7. 5. Не должно быть ущемления кожи между турами жгута.

  8. 6. Свободные концы жгута закрепляют крючками поверх всех туров.

  9. 7. Правильность наложения жгута проверяют по прекращению кровотечения из раны и побледнению конечности.

  10. 8. Фиксируют время наложения жгута: делают видную отметку о времени его наложения. Можно сделать отметку на самом жгуте, на открытых участках тела. Можно написать на бумаге и приколоть ее к одежде или подложить под жгут.

  11. 9. После наложения жгута, если нет противопоказаний, вводится обезболивающее средство.

  12. 10. На рану накладывается асептическая повязка.

  13. 11. Производят транспортную иммобилизацию конечности.

  14. 12. В холодное время года конечность укутывают (опасность отморожения обескровленной конечности).

  15. 13. Жгут может оставаться на конечности летом не более 2-х часов, зимой – не более 1 часа. За это время пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение. Если же такая возможность отсутствует, то по истечении вышеуказанного времени, жгут необходимо ослабить для восстановления кровообращения в конечности, предварительно осуществив пальцевое прижатие артерии. Распускать жгут нужно медленно, постепенно ослабляя его натяжение. Через 2-3 минуты жгут накладывают вновь, выше прежнего места.

  16. 14. Транспортировку раненых со жгутом в лечебное учреждение производят в первую очередь, на носилках.

  17. 15. Окончательную остановку кровотечения в лечебном учреждении производят в экстренном порядке.

  18. 4. Наложение жгута-закрутки на конечность
  19. Цель: Временная остановка кровотечения.
    Оснащение: салфетка, палочка, лист бумаги, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, перевязочный материал, бинт

  20. Последовательность выполнения:

  1. Пострадавшего посадить или положить.

  2. На одежду или на ткань к центру от раны (кроме участка в средней трети плеча) наложить полоску.

  3. Обвести полоску вокруг конечности, края завязать, чтобы полоска плотно прилегала к телу.

  4. В образовавшуюся петлю полоски ввести палочку и закручивать ее вокруг оси, пока не будет затянута полоска так, чтобы остановилось кровотечение.

  5. Палочку зафиксировать с помощью бинта.

  6. Зафиксировать время наложения закрутки.

  7. Ввести пострадавшему внутримышечно анальгетики общего действия.

  8. Перевязать рану.

  9. Иммобилизовать руку (косыночной повязкой).

  10. Написать время наложения жгута и подложить записку под тур жгута.

  11. Обеспечить транспортировку пострадавшего машиной «Скорой помощи» на носилках в хирургическое отделение больницы.

  12. Продезинфицировать использованное оснащение, вымыть и высушить руки.

  13. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

  1. 5. Наложение давящей повязки
  2. Цель: Временная остановка кровотечения.
    Оснащение: стерильные салфетки, пинцеты (2 шт.), резиновые перчатки, валик из ваты и марли, раствор антисептика для кожи.

    Последовательность выполнения:

  1. Провести психологическую подготовку пациента.

  2. Пациента посадить или положить.

  3. Вымыть руки.

  4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

  5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны.

  6. Наложить стерильную салфетку на рану, сверху положить валик и прибинтовать его.

  7. Обеспечить поднятое положение конечности и в случае необходимости – иммобилизацию ее.

  8. Продезинфицировать использованное оснащение.

  9. Вымыть и высушить руки.

  10. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

  11. Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

  1. Примечание:
    Данный способ временной остановки кровотечения используется при капиллярном кровотечении, при кровотечении из мелких вен и артерий.

  2. 6. Наложение кровоостанавливающего зажима на сосуд

  3. Цель: Временная остановка кровотечения.
    Оснащение: стерильные кровоостанавливающие зажимы Бильрота или типа «Москит»; перевязочный материал; пинцеты (2 шт.); перчатки; бинт; антисептик для кожи.

    Последовательность выполнения:

  1. Провести психологическую подготовку пациента.

  2. Пациента посадить или положить.

  3. Вымыть руки.

  4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

  5. Зажим наложить на центральную часть поврежденного сосуда.

  6. Пинцетом взять марлевый шарик и обработать кожу вокруг раны раствором антисептика.

  7. На рану вокруг зажима наложить стерильные салфетки и прибинтовать их, фиксируя зажим.

  8. Обеспечить поднятое положение конечности и в случае необходимости – иммобилизацию ее.

  9. Продезинфицировать использованное оснащение.

  10. Вымыть и высушить руки.

  11. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

  12. Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

  1. 7. Тугая тампонада ран
  2. Цель: Временная остановка кровотечения.
    Оснащение: стерильные перевязочный материал; пинцеты (2 шт.); перчатки; бинт; антисептик для кожи.

    Последовательность выполнения:

  1. Провести психологическую подготовку пациента.

  2. Пациента посадить или положить.

  3. Вымыть руки.

  4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

  5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны.

  6. Пинцетом захватить один край марлевого тампона, а другой ввести в глубину раны, туго заполняя полость.

  7. На рану, заполненную тампоном, наложить салфетку, валик и туго прибинтовать.

  8. Продезинфицировать использованное оснащение.

  9. Вымыть и высушить руки.

  10. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

  11. Написать направление в травматологический пункт, где указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

  1. Примечание: Поверх повязки можно наложить пузырь со льдом.

  2. 8. Максимальное сгибание конечности
  3. Цель: Временная остановка кровотечения.
    Оснащение: стерильные перевязочный материал; пинцеты (2 шт.); антисептик для кожи; валик, ткань.
    Последовательность выполнения:

  1. Провести психологическую подготовку пациента.

  2. Пациента посадить или положить.

  3. Вымыть руки.

  4. Надеть стерильные резиновые перчатки.

  5. Пинцетом взять марлевый шарик, смочить его в растворе антисептика и обработать кожу вокруг раны.

  6. При кровотечении из бедренной артерии положить валик в паховую складку и согнуть максимально ногу в тазобедренном и коленном суставах.

  7. При кровотечении из подколенной артерии положить валик в подколенную ямку и согнуть максимально конечность в коленном суставе.

  8. При кровотечении из лучевой, локтевой артерий положить валик в область локтевой ямки и максимально согнуть конечность в локтевом суставе.

  9. При кровотечении из подключичной артерии максимально отвести руки, согнутые в локтях, назад.

  10. Продезинфицировать использованное оснащение.

  11. Вымыть и высушить руки.

  12. Сделать отметку в соответствующем медицинском документе.

  13. Написать направление в хирургическое отделение, указать диагноз и выполненные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.



  1. 9.Помощь при желудочном кровотечении

  2. Причины желудочных кровотечений и кровотечений из пищевода
  • язвенная болезнь желудка

  • геморрагический гастрит

  • расширение вен пищевода

  1. Оснащение: резиновые перчатки, пузырь для льда, лед, емкость для сбора рвотных масс, емкость с дезинфицирующим раствором, лекарственные средства: 10% хлористый кальций, 1 % викасол, дицинон 12,5%, пакет сухой хлорной извести.
  2. Последовательность действий
  3. 1.Вымыть руки гигиеническим способом.
  4. 2. Надеть резиновые перчатки.
    3. Придать пациенту горизонтальное положение.
    4. Успокоить пациента, создать полный физический и психический покой.
    5. Подготовить пузырь для льда, заполнить его кусочками льда.
    6. Положить на эпигастральную область пузырь со льдом на 15 минут.
    7. Помочь пациенту во время рвоты.
    8. Запретить пациенту пить, принимать пищу и лекарственные средства во внутрь.
    9. Вводить внутривенно коагулянты (хлористый кальций 10% раствор 10 мл; 1 % раствор викасола 2-3 мл, дицинон 12,5% 3-4 мл). При необходимости вводят сердечнососудистые средства.
    10. Засыпать рвотные массы в емкости сухой хлорной извести, в пропорции 1:5 в течение 1 часа.
    11. Госпитализировать пациента в стационар в полусидящем положении.
    12. Снять резиновые перчатки и поместить в емкость с дезинфицирующим раствором.

  5. 10.Помощь при легочном кровотечении (использование холода)
  6. Причины лёгочного кровотечения
  • остановить кровотечение из органов дыхания при травме грудной клетки (разрыв легкого и бронхов)

  • заболевания легкого (туберкулез, опухоли, абсцессы)

  • воспаление лёгких

  1. Оснащение резиновые перчатки, лоток со льдом, емкость с дезинфицирующим раствором

  2. Последовательность действий
  3. 1.Вымыть руки гигиеническим способом.
  4. 2. Надеть резиновые перчатки
    3. Придать пациенту полусидячее положение, успокоить
    4. Убедить пациента в необходимости сдерживать кашель, глубоко и спокойно дышать, не разговаривать
    5. Создать полный физический и психический покой.
    6. Подготовить лоток со льдом.
    7. Глотать кусочки льда каждые 15 минут.
    8. Госпитализировать пациента в стационар в полусидящем положении.
    9. Снять перчатки и поместить в емкость с дезинфицирующим раствором

  5. Оценка освоенных ОК и ПК:

    1. ОК, ПК

    1. Методы и формы оценки

    1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    1. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения темы «Кровотечение и гемостаз».

    1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

    1. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения темы «Кровотечение и гемостаз».

    1. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    1. Решение ситуационных задач, тестового контроля по теме занятия.

    1. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    1. Работа с литературой по теме занятия, дополнительными источниками

    1. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    1. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения темы «Кровотечение и гемостаз».

    1. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

    1. Оценка соблюдения требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности.

    1. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

    1. Установка контакта с пациентом и его родственниками. Оценка проведения инструктажа пациента о предстоящей операции по окончательной остановке кровотечения, о подготовке к лабораторным исследованиям крови и мочи, инструментальным методам обследования, осмотру специалистов. Оценка консультации пациента по вопросам ухода и самоухода.

    1. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

    1. Оценка сестринского обследования. Оценка качества составления плана сестринских вмешательств.

    2. Сопоставление процесса выполнения лечебно-диагностического вмешательства с протоколами, принятыми в ЛПУ, с алгоритмами манипуляций, стандартами.

    3. Оценка решения ситуационных задач.

    1. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

    1. Оценка проведения инструктажа.

    2. Оценка работы с листом назначений, инструкциями по применению лекарственных препаратов.

    3. Решения проблемных ситуационных задач.

    4. Оповещение врача о возникающих проблемах.

    1. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

    1. Контроль использования аппаратуры и медицинских изделий по назначению и соответственно инструкции по использованию. Оценка проведения дезинфекции и ПО изделий медицинского назначения.

    1. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

    1. Проверка качества заполнения документов.

    1. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

    1. Отзыв пациента и его родственников.

    2. Оценка качества проведения сестринского ухода в соответствии с рекомендациями, протоколами, алгоритмами

  6. Приложение № 1.

  7. ОХРАНА ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

  8.      Медицинский работник должен относиться к крови и к другим биологическим жидкостям организма как к потенциально заразному материалу. Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила:

  9. —  работать  в перчатках, масках,  халатах;

  10. —  аккуратно проводить манипуляции;

  11. —  применять только одноразовые шприцы;

  12. —  не допускать попадания крови на кожу и слизистые.

  13. При повреждении кожных покровов необходимо немедленно обработать перчатки дезинфицирующим раствором и снять их, выдавить кровь из ранки; затем под проточной водой тщательно вымыть руки с мылом, обработать их 70% спиртом и смазать ранку 5% р-ром йода.

  14. При загрязнении рук кровью следует немедленно обработать их в течение не менее 30 сек. тампоном, смоченным кожным антисептиком, разрешенным к применению (70% спирт, 3% раствор хлорамина, йодопирон, стериллиум, октенидерм, октенисепт, хлоргексидин и др.), вымыть их двукратно теплой проточной водой с мылом и насухо вытереть индивидуальным полотенцем (салфеткой);

  15. При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистые глаз их следует сразу же промыть водой или 1% раствором борной кислоты; слизистую носа обработать 1% раствором протаргола; слизистую рта - прополоскать 70% раствором спирта или 0,005% раствором марганцевокислого калия или 1% раствором борной кислоты;

  16.  при наличии ран на руках, экссудативных поражений кожи или мокнущего дерматита, медработник на время заболевания отстраняется от ухода за пациентами и контакта с предметами для ухода за ними. При необходимости выполнения работы все поврежденные участки должны быть закрыты напалечниками, лейкопластырем и др.;

  17. — шприц после использования тщательно промыть, обеззаразить согласно инструкции и утилизовать.

  18. Приложение №2.

  19. Выписка из инструкции по применению компонентов крови

  20. (утв. приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2002 г. N 363)

  21. 1. Общие положения

  22. Врач, производящий трансфузию компонентов крови, обязан, независимо от произведенных ранее исследований и имеющихся записей, лично провести следующие контрольные исследования непосредственно у постели реципиента:

  23. 1.1. Перепроверить группу крови реципиента по системе АВ0, сверить полученный результат с данными в истории болезни;

  24. 1.2. Перепроверить группу крови по системе АВ0 донорского контейнера и сопоставить результат с данными на этикетке контейнера;

  25. 1.3. Сравнить группу крови и резус-принадлежность, обозначенные на контейнере, с результатами исследования, ранее внесенными в историю болезни и только что полученными.

  26. 1.4. Провести пробы на индивидуальную совместимость по системам АВ0 и резус эритроцитов донора и сыворотки реципиента;

  27. 1.5. Уточнить у реципиента фамилию, имя, отчество, год рождения и сверить их с указанными на титульном листе истории болезни. Данные должны совпадать, и реципиент должен их по возможности подтвердить (за исключением случаев, когда переливание проводится под наркозом или пациент находится в бессознательном состоянии).

  28. 1.6. Провести биологическую пробу (см. п.6).

  29. 1.7. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина в соответствии со статьей 32 "Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан" от 22.07.93 N 5487-1 (Ведомости СНД и ВС РФ 19.08.93, N 33, ст.1318).

  30. 3. Техника иммуносерологических исследований

  31. Определение группы крови, резус-принадлежности, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента проводят в соответствии с инструкциями по иммуносерологии. Руководствуются также инструкциями-вложениями, которые прилагаются к набору реагентов предприятием изготовителем. Используют эритроциты и сыворотку крови реципиента не более двухдневного срока хранения при температуре +2 - 8°С.

  32. Для метода агглютинации на плоскости и метода конглютинации в пробирках с 10% желатином или 33% полиглюкином берут осадок неотмытых эритроцитов.

  33. Для двухступенчатой пробы в пробирках с иммуноглобулином и непрямой пробы Кумбса эритроциты трижды отмывают физиологическим раствором. Отмывание эритроцитов производят обычным образом.

  34. 3.1. Определение группы крови АВ0

  35. На пластинку в три точки под обозначениями анти-А, анти-В, анти-АВ помещают по 2 капли (0,1 мл) реагента и рядом по одной капле осадка эритроцитов (0,01 - 0,02 мл при использовании гемагглютинирующих сывороток; 0,02 - 0,03 мл при использовании цоликлонов). Сыворотку и эритроциты перемешивают стеклянной палочкой. Пластинку периодически покачивают, наблюдая за ходом реакции в течение 3 мин при использовании цоликлонов; 5 мин при использовании гемагглютинирующих сывороток. По истечении 5 мин в реагирующую смесь можно добавить по 1 - 2 капли (0,05 - 0,1 мл) физиологического раствора для снятия возможной неспецифической агрегации эритроцитов.

  36. Интерпретацию результатов производят по таблице 1.

  37. Таблица 1.

  38. Учет результатов определения группы крови АВ0

  39. ————————————————————————————————————————————————————————————————————————

  40. | Агглютинация эритроцитов с | Кровь принадлежит к группе |

  41. | реагентами | |

  42. |———————————————————————————————————| |

  43. | Анти-А | Анти-В | Анти-АВ | |

  44. |———————————|———————————|———————————|————————————————————————————————————|

  45. | - | - | - | 0(I) |

  46. |———————————|———————————|———————————|————————————————————————————————————|

  47. | + | - | + | А(II) |

  48. |———————————|———————————|———————————|————————————————————————————————————|

  49. | - | + | + | В(III) |

  50. |———————————|———————————|———————————|————————————————————————————————————|

  51. | + | + | + | AB(IV) |

  52. ————————————————————————————————————————————————————————————————————————

  53. Примечание: Знаком (+) обозначена агглютинация, знаком (-) - отсутствие агглютинации.

  54. При наличии агглютинации со всеми тремя реагентами необходимо исключить неспецифическую агглютинацию исследуемых эритроцитов. Для этого к капле эритроцитов вместо цоликлонов добавляют каплю физиологического раствора, а вместо гемагглютинирующих сывороток сыворотку группы AB(IV). Кровь можно отнести к группе AB(IV) только при отсутствии агглютинации эритроцитов в физиологическом растворе или сыворотке AB(IV).

  55. 3.2. Определение резус-принадлежности

  56. 3.2.1. Реакция агглютинации на плоскости с помощью цоликлонов анти-D супер:

  57. Наносят большую каплю (около 0,1 мл) реагента на пластинку или планшет. Наносят рядом маленькую каплю (0,02-0,03 мл) исследуемых эритроцитов. Тщательно смешивают реагент с эритроцитами стеклянной палочкой.

  58. Через 10 - 20 с мягко покачивают пластинку. Несмотря на то, что четкая агглютинация наступает в первые 30 с, результаты реакции учитывают через 3 мин после смешивания.

  59. При наличии агглютинации исследуемая кровь маркируется как резус положительная, при отсутствии - как резус отрицательная.

  60. Для определения резус-принадлежности ускоренным методом на плоскости при комнатной температуре могут быть использованы поликлональные сыворотки анти-D с неполными антителами, приготовленные в комбинации с коллоидами (альбумином, полиглюкином).

  61. 3.2.2 Метод конглютинации с 10% желатином:

  62. Используют реагенты, содержащие неполные поликлональные антитела (сыворотки анти-D) или неполные моноклональные антитела (цоликлоны анти-D).

  63. В 2 пробирки вносят по 0,02 - 0,03 мл осадка эритроцитов, для чего выдавливают из пипетки небольшую каплю эритроцитов и касаются ею дна пробирки. Затем в первую пробирку добавляют 2 капли (0,1 мл) желатина и 2 капли (0,1 мл) реагента, во вторую (контрольную) пробирку добавляют 2 капли (0,1 мл) желатина и 2 капли (0,1 мл) физиологического раствора.

  64. Содержимое пробирок перемешивают встряхиванием, после чего их помещают в водяную баню на 15 мин или термостат на 30 мин при температуре +46 - 48°С. По истечении указанного времени в пробирки добавляют по 5 - 8 мл физиологического раствора и перемешивают содержимое путем 1 - 2-кратного переворачивания пробирок.

  65. Результат учитывают, просматривая пробирки на свет невооруженным глазом или через лупу. Агглютинация эритроцитов свидетельствует о том, что исследуемый образец крови резус положительный, отсутствие агглютинации - о том, что испытуемая кровь резус отрицательная. В контрольной пробирке агглютинация эритроцитов должна отсутствовать.

  66. Для определения резус-принадлежности ускоренным методом в пробирке при комнатной температуре может быть использован универсальный реагент, представляющий собой сыворотку анти-D с неполными антителами, разведенную 33% полиглюкином.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Кровотечение, гемостаз

Автор: Бородина Раиса Павловна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Кровотечение и гемостаз"
    ["seo_title"] => string(29) "krovotiechieniie_i_ghiemostaz"
    ["file_id"] => string(6) "455378"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517984162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация лекции на тему "Кровотечение и его остановка. Гемостаз" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-liektsii-na-tiemu-krovotiechieniie-i-iegho-ostanovka-giemostaz"
    ["file_id"] => string(6) "240187"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444969380"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "История хирургии"
    ["seo_title"] => string(18) "istoriia_khirurgii"
    ["file_id"] => string(6) "575259"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615544799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства