Просмотр содержимого документа
««Казахские сказители - жырау»»
Тема: «Казахские сказители - жырау»
Место проведения: кабинет № 55
Время проведения:
Количество участников: 21 воспитанников
Оборудование: плакаты, картины, альбомы, портреты, печатные издания, исторические материалы и.д.
Цель: пополнить знания детей о культуре и традициях казахского народа
Задачи:
Через творчество народных поэтов – сказителей, помочь детям почувствовать любовь к родному краю, к своей родине, к своим близким. Дать понять философский смысл песен, которые заставляют задуматься о том, что мир быстротечен, все изменяется; надо стараться наполнить свою жизнь смыслом, счастьем и радостью жить настоящим.
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение формулировать, анализировать, сопоставлять, доказывать свое мнение, коммуникативные навыки и творческие способности;
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордость за свою страну, свой народ, справедливость и честность.
Ход урока:
1 часть урока: Кочуя по степи, любуясь закатом или восходом солнца, казахи воспевали природу, сравнивая ее величие с храбростью и мужеством своих предков. Под мелодичные звуки кобыза слушали они сказания жырау о батырах.
Жырау – народный поэт, сказитель. «Жырау» происходит от слова «Жыр» - стихотворение. Жыры исполняли талантливые певцы. Народ почитал их поэтический дар. Многие сказания (жыры) посвящены войнам, походам, жизни кочевников. Это казахская народная поэзия XV – XVIII веков дошла до нас в устной форме.
2 часть урока:
1. Казахский жыршы Казтуган.
Известный поэт – сказитель Казтуган Суюнышулы родился в 1420 году на берегах Едиля (Волги). Это Астраханская область. Его детство прошло в междуречье притоков Ахтубы и Бодана. Он не только сказитель и создатель эпических песен, но и полководец – батыр. Во многих песнях он рассказывает о жизни казхов, военных походах, бесстрашных батырах. До наших дней дошли лишь отдельные жыры, которые раскрывают его талант, высокое мастерство и самобытность.
Среди избранных произведений древней казахской поэзии – «Песня о Мадаке», «Прщание с родной землей».
Жыр «Степная земля бесконечна, как время, повествует нам, с какой грустью прощаются кочевники с рекой Едиль, направляясь к берегаи Чу. Поэт воспевает красоту и богатство родного края:
«Здесь корень съедобный – размером с теленка,
Сазан – с валуна, рыбы – как жеребята.
Всю ночь у реки лягушиная гонка…»
Все его произведения проникнуты любовью к степным просторам.
2. Казахский жыршы Асан Кайгы.
Асан Кайгы – жырау и поэт – философ XIV века жил в Поволжье. Был советником хана Жанибека. Настоящее его имя Хасан Сабитулы.
Много легенд связано с его вторым именем. Однажды выловил Асан в Иртыше дочь духа – хозяина реки. Но, чтобы получить ее в жены, он должен был выполнить три условия. Поэт не справился с заданием, и прекрасная девушка, превратившись в лебедя, улетела в небо. С тех пор стал он асаном Кайгы – «вечно печальным».
Народ полюбил эти удивительные истории, в которых была воплощена их мечта о счастье. Наиболее популярна легенда о поисках Асаном Кайгы счастливой земли Жер – Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, с прекрасным мягким климатом, где много зверей и птиц, и люди не знают нужды и горя.
Во времена хана золотой орды Улуг – Мухаммеда асан Кайгы был влиятельным сановником, но не забывал о жизни простого народа. Часто его слова были пророческими. Так о Мангистау Асан сказал: «Тому, кто хочет заняться скотоводством, лучшего места не найти!» Побывав на Иртыше, поэт отметил, что «вода его прозрачна и чиста, рыбы много, берега богаты растительностью. Это такое место, где нищий не переживает за свой желудок, не думает о том, где бы раздобыть пищи».
В поэзии великого жырау звучат слова о человеческом достоинстве и гордости, искренности и честности, которые нужно также ценить и беречь, как свою родную землю.
3. Казахский жыршы Шалкииз.
Шалкииз Тленшиулы – великий жыршы средневековой казахской поэзии, в своих толгау достиг он вершин художественного мастерства. А его творчество повлияли жыры Казтугана, Кодантайши, Асана Кайгы.
Жил примерно с 1465 по 1560 годы. Родом из Западного Казахстана. Лучшие его годы прошли во дворце Темир – би. Будучи его советником, он возвысил миссию правителя до уровня избранника неба – тенир, справедливого, мудрого, призванного честно служить народу.
Он всегда высказывался открыто и честно: «Ты – султан, а я - раб», «Тебе твою славу дал Всевышний», «Не стреляй вверх, стрела может попасть в тебя». Меткие выражения Шалкииза позже превращались в афоризмы и пословицы. Это ему принадлежат слова о быстротечности жизни: «Нужно успеть сделать что – нибудь хорошее, чтобы позже сказать, что жизнь состоялась».
Его философские размышления о несовершенстве человеческой природы позволили по – новому взглянуть на внутренний мир человека.
До наших дней дошло более 600 стихотворных срток Шалкииза. В балладе «Ер шобан» он воспевает героизм и отвагу бойца.
Сын своего народа, Шалкииз утверждал ценность таких человеческих качеств, как любовь, доброта, забота ближнем и о своем Отечестве.
4. Казахский жыршы Бухар – жырау.
Бухар – жырау родился в 1668 году в Баянауле в местечке Суйхар – Ния. Прожив более ста лет, умер примерно в 1782 году. Похоронен в Баянауле у подножия горы Далба. Его отец Калкаман из рода Аргын был выдающимся батыром. Бухар – жырау тоже достиг уважения и почета. Его мудрые изречения обладали большой силой.
Став бием, он вместе с Казыбеком, Толе – би и Айтеке – би участвовал в составлении свода законов Тауке – хана.
В суровые годы джунгарского нашествия Бухар – жырау пел о земле великих батыров, и далеко разносились его песни, их подхватывал народ и передавал из уст в уста.
Являясь советником Абйлай – хана, он ратовал за объединение трех джузов, мечтал о едином сильном государстве.
В своих толгау большую роль он отводил личности Абылай – хана и счастливой жизни народа. Вершиной его творчества является толгау – плач о покинувшем этот мир Абылай – хане, где он воспевает его мужество и ум, поддерживает его мудрую политику отношений с соседними странами.
Современники называли его комекей аулие (святым голосом). Из наследия Бухар – жырау до нас дошло всего около 1100 строк. Бухар – жырау – глашатай своей эпохи, чьи слова поднимали боевой дух народа и служили укреплению национального самосознания.
5. Казахский жыршы Доспамбет – жырау.
Допамбет – жырау – поэт и полководец. Родился в 90 – х годах XV века в городе Азове. Принадлежал к военной знати Малой Ногайской орды. Погиб в начале 1523 года в одном из сражений под Астраханью.
Творчество Допамбета – это героическая поэзия о походах и подвигах, о честности и долге. Прожив всего около тридцати лет, он успел прославить свое имя. Сохранилось несколько его толгау: «Средь ручьев, на просторе донских лугов», «В аргамака попала стрела», «О, край мой милый Ак Жайык!», «Тугай, о тугай у излучин рек!»
Глубокая и проникновенная поэзия Доспамбета оказала большое влияние на молодых поэтов, среди которых был Бухар – жырау.