kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX - начале XX веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX - начале XX веков.         Во второй половине ХIХ века получила развитие казахская письменная историческая традиция. Мыслители-ученые Шакарим Кудайбердыулы, Машхур-Жусип Копейулы, Курбангали Халид собирали и записывали устные источники. Одним из известных поэтов, мыслителей, композиторов, переводчиков, исследователей истории Казахстана является  Шакарим Кудайбердыулы (1858–1931 гг). Шакарим был близким родственником Абая, владел арабским, турецким, персидским и русским языками. Был глубоко знаком с литературой Востока и Запада. Во время совершения хаджа в Мекку изучал труды по истории казахского народа в библиотеках Стамбула и Парижа. Шакарим исследовал шежире казахского народа, в том числе султанов и ханов, изучал историческую правдивость событий прошлого. Написал труды «Шежире тюркских, киргизских, казахских ханов», «Мусульманские правила», изданные в 1911–1912 годах в Оренбурге.

        Одним из известных и уважаемых сынов казахского народа был признанный исследователь фольклора, талантливый поэт и философ, блестящий публицист, просветитель  Машхур-Жусип Копейулы (1858–1931 гг). Слово «машхур» в переводе с арабского означает «известный». Машхур-Жусип владел арабским, персидским и чагатайским языками. Собиранием фольклора он начал заниматься в раннем возрасте. Машхур-Жусип составил подробное описание жизни многих казахских ханов (Касым-хан, Есим-хан, Тауке-хан и др.). В поездках встречался с известными деятелями Степи. В 1865 г. Машхур-Жусип записал эпос «Ер Олжабай батыр», был известным краеведом. В юношеские годы им были записаны исторические сведения об Абылай-хане, Казыбек би, Богенбай батыре и о многих других известных личностях. Он собрал богатое наследие о фольклоре, писал об изъятии казахских земель. Машхур-Жусип изучал также философию, медицину, астрономию и др науки. С 1872 по 1874 г. Машхур-Жусип учился в Бухаре в медресе Кокилташ. С 1880 г. Машхур-Жусип публиковал статьи в газетах «Дала Уалаяты», «Түркестан уалаяты». В 1907 г. в Казани были опубликованы три книги Машхур-Жусипа. Машхур-Жусип Копейулы при жизни стал аулие (святым) и весьма почитаемым в Степи провидцем.

        К числу крупных исследователей истории, традиций и обычаев, устной литературы и культуры казахского народа относится  Курбангали Халид (1843–1913 гг.). Курбангали владел татарским и казахским, арабским, персидским, турецким и тюркскими языками. Особо его интересовали исследования по казахской истории и этнографии, присоединение Среднего жуза к России. Описал национальные традиции в одежде, выписывал выходящие в России книги. Историко-этнографический труд Курбангали Халида «Жарида» («Новые исторические записи) был издан в Казани в 1889 году.

       Машхур-Жусип получил по окончании медресе Кокельдаш в Бухаре высшее по тем временам мусульманское духовное образование. С 1875 года работал учителем в ауле. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов. Машхур-Жусип был известным краеведом. В частности, именно он установил место захоронения одного из великих народных жырау Бухара Калкаманулы. Бухар происходит из рода Аргын, предки Бухара – старшины, родоначальники, отец Бухара – Калкаман батыр.

         В 1907 г. в Казани были опубликованы три его книги. Почти весь тираж книги «Сарыарқаның кімдікі екендігі» («О том, чья же Сарыарка») был изъят властями. Машхур-Жусип писал о массовом изъятии казахских земель, царская цензура объявила его труды вредными, и автор подвергся политическим гонениям. Автор на исторических материалах доказывал фактическую принадлежность степи ее истинным хозяевам – казахам. Машхур-Жусип был одним из активных авторов газеты «Киргизская степная газета», которая издавалась в Омске. В настоящее время изданы почти 20 томов материалов, собранных и написанных Машхур-Жусипом.

Шакарим с юности занимается рисованием, работой по камню, изобретает и кроит одежду, изготавливает скрипки, домбры. В 20 лет стал волостным управителем, видел тяжбы казахского народа, гнет со стороны царского правительства, был справедливым управителем. Свою должность волостного он оставил и стал заниматься творчеством и путешествиями начиная с 1898 года, уже после сорока лет.

         Кроме сбора этнографических и исторических материалов, Шакарим Кудайбердиев написал «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман – Мамыр» и «Енлик – Кебек». Также был и переводчиком: переводил «Метель» и «Дубровского» А.С. Пушкина, роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского Географического Общества.

          Курбангали Халид в 1874 г. стал имамом одной из мечетей г. Чугучак и оставался в этой должности до конца своей жизни. Он изучал происхождения многих тюркских народов, в том числе и казахского народа. Им написан труд «Шығыстың бес тарихы». Это история пяти народов: монголов, татар, ногайцев, казахов и киргиз-кыпчаков. Она написана на различных языках тюркских народов: чагатайском, арабском, персидском, турецком языках. Основная масса этнографических и исторических сведений и материалов, приведенных в указанном сочинении К. Халиди, относится к казахам.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX - начале XX веков»

Тема: Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX - начале XX веков.


Во второй половине ХIХ века получила развитие казахская письменная историческая традиция. Мыслители-ученые Шакарим Кудайбердыулы, Машхур-Жусип Копейулы, Курбангали Халид собирали и записывали устные источники. Одним из известных поэтов, мыслителей, композиторов, переводчиков, исследователей истории Казахстана является  Шакарим Кудайбердыулы (1858–1931 гг). Шакарим был близким родственником Абая, владел арабским, турецким, персидским и русским языками. Был глубоко знаком с литературой Востока и Запада. Во время совершения хаджа в Мекку изучал труды по истории казахского народа в библиотеках Стамбула и Парижа. Шакарим исследовал шежире казахского народа, в том числе султанов и ханов, изучал историческую правдивость событий прошлого. Написал труды «Шежире тюркских, киргизских, казахских ханов», «Мусульманские правила», изданные в 1911–1912 годах в Оренбурге.

Одним из известных и уважаемых сынов казахского народа был признанный исследователь фольклора, талантливый поэт и философ, блестящий публицист, просветитель  Машхур-Жусип Копейулы (1858–1931 гг). Слово «машхур» в переводе с арабского означает «известный». Машхур-Жусип владел арабским, персидским и чагатайским языками. Собиранием фольклора он начал заниматься в раннем возрасте. Машхур-Жусип составил подробное описание жизни многих казахских ханов (Касым-хан, Есим-хан, Тауке-хан и др.). В поездках встречался с известными деятелями Степи. В 1865 г. Машхур-Жусип записал эпос «Ер Олжабай батыр», был известным краеведом. В юношеские годы им были записаны исторические сведения об Абылай-хане, Казыбек би, Богенбай батыре и о многих других известных личностях. Он собрал богатое наследие о фольклоре, писал об изъятии казахских земель. Машхур-Жусип изучал также философию, медицину, астрономию и др науки. С 1872 по 1874 г. Машхур-Жусип учился в Бухаре в медресе Кокилташ. С 1880 г. Машхур-Жусип публиковал статьи в газетах «Дала Уалаяты», «Түркестан уалаяты». В 1907 г. в Казани были опубликованы три книги Машхур-Жусипа. Машхур-Жусип Копейулы при жизни стал аулие (святым) и весьма почитаемым в Степи провидцем.

К числу крупных исследователей истории, традиций и обычаев, устной литературы и культуры казахского народа относится  Курбангали Халид (1843–1913 гг.). Курбангали владел татарским и казахским, арабским, персидским, турецким и тюркскими языками. Особо его интересовали исследования по казахской истории и этнографии, присоединение Среднего жуза к России. Описал национальные традиции в одежде, выписывал выходящие в России книги. Историко-этнографический труд Курбангали Халида «Жарида» («Новые исторические записи) был издан в Казани в 1889 году.

Машхур-Жусип получил по окончании медресе Кокельдаш в Бухаре высшее по тем временам мусульманское духовное образование. С 1875 года работал учителем в ауле. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов. Машхур-Жусип был известным краеведом. В частности, именно он установил место захоронения одного из великих народных жырау Бухара Калкаманулы. Бухар происходит из рода Аргын, предки Бухара – старшины, родоначальники, отец Бухара – Калкаман батыр.

В 1907 г. в Казани были опубликованы три его книги. Почти весь тираж книги «Сарыарқаның кімдікі екендігі» («О том, чья же Сарыарка») был изъят властями. Машхур-Жусип писал о массовом изъятии казахских земель, царская цензура объявила его труды вредными, и автор подвергся политическим гонениям. Автор на исторических материалах доказывал фактическую принадлежность степи ее истинным хозяевам – казахам. Машхур-Жусип был одним из активных авторов газеты «Киргизская степная газета», которая издавалась в Омске. В настоящее время изданы почти 20 томов материалов, собранных и написанных Машхур-Жусипом.

Шакарим с юности занимается рисованием, работой по камню, изобретает и кроит одежду, изготавливает скрипки, домбры. В 20 лет стал волостным управителем, видел тяжбы казахского народа, гнет со стороны царского правительства, был справедливым управителем. Свою должность волостного он оставил и стал заниматься творчеством и путешествиями начиная с 1898 года, уже после сорока лет.

Кроме сбора этнографических и исторических материалов, Шакарим Кудайбердиев написал «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман – Мамыр» и «Енлик – Кебек». Также был и переводчиком: переводил «Метель» и «Дубровского» А.С. Пушкина, роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского Географического Общества.

Курбангали Халид в 1874 г. стал имамом одной из мечетей г. Чугучак и оставался в этой должности до конца своей жизни. Он изучал происхождения многих тюркских народов, в том числе и казахского народа. Им написан труд «Шығыстың бес тарихы». Это история пяти народов: монголов, татар, ногайцев, казахов и киргиз-кыпчаков. Она написана на различных языках тюркских народов: чагатайском, арабском, персидском, турецком языках. Основная масса этнографических и исторических сведений и материалов, приведенных в указанном сочинении К. Халиди, относится к казахам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX - начале XX веков

Автор: Сагеев Марат Саветканович

Дата: 20.05.2021

Номер свидетельства: 581025

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства