kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека развития коммуникативных компетенций для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека развития коммуникативных компетенций для педагогов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека развития коммуникативных компетенций для педагогов»

Тренинг развития коммуникативных компетенций для педагогов

Цель: формирование у педагогов умений коммуникативной компетентности. Задачи:

— мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

— способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.

Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов (не более 12 человек) продолжительность — один час.

Предполагаемый результат: осмысление педагогами значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности; рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного «погружения» в тренинг.

Успех в жизни часто зависит от того, как нас оценивают люди или как мы оцениваем людей.

На формирование первого впечатления о человеке влияет так называемый «эффект ореола». Чаще всего он проявляется, когда мы располагаем минимальной информацией о другом человеке. Например, если мы любим человека, то все его черты кажутся нам положительными, и наоборот.

Источниками «ореола» являются разные причины (ошибки).

  1. Ошибки превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какомуто важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, и наоборот, если мы в чем-то превосходим человека, то недооцениваем его. Например, если человек слабый, болезненный, мечтающий стать сильным и здоровым, встречает пышущего здоровьем человека, он переоценит его и по всем остальным параметрам — в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр.

  2. Ошибки привлекательности. Если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным. Если же он внешне непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

  3. Фактор отношения к нам. Все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо.

И чтобы нам избежать эффекта «ореола» попробуем с вами познакомиться. Но знакомиться будем необычным способом.

Упражнение «Необычное знакомство»

Инструкция. Сейчас каждый из вас мысленно проговорит свои имя и фамилию. Потом поменяет первые буквы местами. Первая буква имени станет первой буквой фамилии. А первая буква фамилии – первой буквой имени. Далее по кругу каждый назовет себя, и скажет, что вам в жизни помогает в общении и что мешает. Задача группы правильно назвать человека. Если у кого-то начальные буквы имени и фамилии совпадают, то переверните свое имя задом наперед и назовите себя.

Обсуждение. Понравилось упражнение? Какое имя понравилось вам больше: родное или новое? Действительно, имя для человека очень значимо. Начиная разговор, всегда представляйтесь! Называйте свое полное имя (не Дима, а Дмитрий) и фамилию. Представляйтесь, даже если на Вас надет бейдж. Произнося своё имя, Вы акцентируете на нём внимание собеседника и побуждаете его к ответному представлению.

Когда Вы хотите произвести положительное впечатление на собеседника, показав своё расположение к нему, заинтересованность и дружелюбие, старайтесь называть его по имени как можно чаще.

Когда люди думают об общении, они имеют в виду, в первую очередь, язык. Но язык - это всего лишь часть средств общения и, возможно, не главная часть. На самом деле мы используем множество других способов для того, чтобы сообщить наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим людям. Эти иные средства коммуникации являются невербальными, т. е. в них не используются слова или предложения.

Невербальное поведение может подчеркивать или акцентировать информацию. Невербальное поведение подчеркивает наше эмоциональное состояние. Оно показывает, как мы взволнованы или что мы сердиты, расстроены или счастливы. Невербальное поведение несет информацию о содержании нашей речи. Невербальное поведение сообщает нам о том, когда наступает время говорить и когда - время слушать. Посредством вербального и невербального каналов коммуникации мы одновременно можем получать конфликтующие сообщения. Слова, слетающие с языка человека, порой говорят вам одно, в то время как его невербальное поведение (тон голоса, взгляд) сообщает о чем-то другом. Некто может говорить вам: «Я люблю тебя», - но сообщать своим невербальным поведением: «Не по-настоящему».

Сейчас мы проведем эксперимент для исследования невербальных сигналов в установлении контакта.

Невербальное упражнение

Инструкция. Два человека выйдут из комнаты. Это будут ведущие. Все оставшиеся в комнате объединяются в две команды. Когда ведущие вернутся в комнату, им нужно будет вступить в контакт с каждым, поздоровавшись с каждым участником кивком головы и произнести какое-то приветствие. Затем мы зададим ведущим свои вопросы.

Когда ведущие выйдут из комнаты, тренер предлагает объединиться в две группы случайным образом, а затем каждая команда получает простое название: скажем, «у стены» и «у окна». Первое задание простое: команда «у стены» должна улыбаться, когда к ней обращаются, и отвечать с улыбкой, а команда «у окна» не должна улыбаться. Тренер показывает командам напечатанные таблички, первой с надписью «Улыбаться», а второй — «Не улыбаться». После этого он репетирует с командой: «Допустим, я ведущий... Здравствуй, Алексей! Здравствуй, Аня! и т. д.» Представители разных команд должны реагировать в соответствии с инструкцией.

После этого тренер показывает таблички для следующего задания. Теперь представители команды «у стены» не должны смотреть в глаза ведущим, а представители команды «у окна» должны время от времени смотреть им в глаза в течение 3-5 секунд, потом отводить глаза, потом вновь смотреть в глаза и т. д. Тренер поясняет, что взгляд в глаза должен быть таким, как обычно они смотрят на друга, партнера, нельзя расширять глаза или вдруг «уставиться» на ведущего. С этими табличками тоже можно порепетировать.

После того как группы порепетировали достаточно, чтобы не ошибаться в выполнении инструкций, тренер приглашает ведущих. Они приветствуют представителя каждой команды, а те действуют в соответствии с полученной инструкцией.

Обсуждение.

После этого тренер должен спросить у ведущих, с представителями какой команды они могли бы скорее разговориться. Какие позы, поведение способствовали установлению контакта.

Вывод. Неречевая коммуникация является важнейшим аспектом самопрезентации, то есть важно всё то, что мы говорим бессловесно. Самым главным здесь является избегание закрытых поз, проще говоря, скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает Ваши слова, но и влияет на его восприятие. Если Вы видите, что Ваш собеседник «закрылся» (к примеру, скрестил руки на груди), необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный в НЛП, как «ведение» собеседника. Метод «ведения» заключается в том, что сначала Вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить Ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия ещё раз. Особенно это актуально, когда беседуешь с рассерженными родителями.

Очень часто коммуникации мешает наша занятость. Профессия педагога предполагает одновременное общение с различными участниками образовательного процесса. Не всегда это общение бывает приятым, и мы можем долго находится под впечатлением сказанного. Однако другие люди не должны страдать от того, что у нас произошел такой контакт с кем-либо. В следующем упражнении мы попробуем прочувствовать эту ситуацию на практике.

Упражнение «Детектив»

Инструкция. Предлагаю всем встать и сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Я передаю этот мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочинять наш детектив. Но, прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д. Итак, прежде чем вносить свой вклад в совместное творчество, мы сначала повторяем то, что сказал предыдущий «автор». Есть ли какие-нибудь вопросы?.. Начинаем...

Обсуждение.

«Что было труднее — сочинять свою фразу или повторять чужую?» Иногда половина участников говорит — сочинять, а другая половина — повторять. Однако чаще участники признают, что повторять сложнее, когда ты сконцентрирован на том, что будешь говорить сам.

Вывод. Если ты слишком занят своими мыслями, ты не всегда в состоянии повторить сказанное собеседник. И собеседник может эту ситуацию истолковать, как нежелание с ним общаться или обсуждать что-то важное. Особенно часто это происходит тогда, когда мы идем по коридору школы, погруженные в свои мысли, а в это время дети с нами здороваются, но мы им не отвечаем. Потом эти дети говорят, о том, что здороваться с учителями нет смысла, так как они не отвечают приветствием на приветствие.

Очень часто барьером в коммуникации стает неумение точно передать услышанную информацию. Очень часто мы передаем ее своими словами, в своем контексте. И пока информация дойдет до адресата, она может принять искаженный вид, абсолютно не совпадающий с действительностью. Такое искажение чаще всего является причиной раздора и началом испорченных взаимоотношений.

Сейчас мы потренируемся с техникой перефразирования.

Эксперимент с техникой перефразирование.

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Дополнительная цель тренера: развитие взаимодействия участников тренинга между собой, введение элемента игры.

Упражнение «Перефразирование стихов» Инструкция.

Участникам предлагается объединиться в команды. Каждая команда получает листок с каким-либо известным четверостишием или куплет песни. Задача команды: перефразировать стихотворение или песню таким образом, чтобы ни одно слово не осталось неизмененным. Например, «степь» заменяется «полем», «обаяние» – «очарованием» и т.п. При этом вовсе не обязательно сочинять в рифму, достаточно просто перефразировать все стихотворение. После того как работа будет закончена, каждая подгруппа читает свое произведение вслух, а остальные пытаются догадаться, что послужило прототипом этого произведения.

Пример. Идет бычок качается, вздыхает на ходу. Ох, досточка кончается, сейчас я упаду. Перефразирование: Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере перемещения пешком: «Скоро, ох скоро, жердочка оборвется, и он немедленно будет повержен».

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу Потому что он хороший.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

После всех презентаций тренер должен задать вопрос: «Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста?» Скорее всего, участники укажут на совпадение ритмов в первоначальном и перефразированном тексте, на соответствие «уровней пафоса», близость синонимов и др. Однако при этом наверняка кто-нибудь воскликнет: «Зато чем дальше используемые выражения от прототипа, тем смешнее!»

Вывод. В русском языке все можно передать своими словами. При этом можно изменить первоначальный текст до неузнаваемости. Поэтому.. может быть, лучше передавать суть сказанного партнером его, а не своими словами?..

Игра «Парижская выставка»

Цель: отработка умения находить позитивные качества в другом человеке.

Дополнительные цели тренера: проведение сессии взаимного уважения, подчеркивания значимости участников группы.

Инструкция. Сейчас мы объединимся в команды: первую, вторую и третью. (Тренер формирует команды по номерам.) Каждая из команд — это фирма, производящая ценные человеческие качества. Прошу каждую команду придумать себе название... Итак, у нас три команды (тренер произносит вслух названия команд). В каждой команде у нас три человека. Сейчас вам дается восемь минут для того, чтобы обсудить, какие ценные качества производит каждая команда. Для этого вы по очереди должны высказать каждому участнику вашей команды, что вы в нем цените. Например, команда «Супер» может решить сначала поговорить об Алексее. Два других участника команды скажут Алексею, что они в нем ценят. После этого они вместе с ним решат, какое из его ценных качеств можно представить на Парижской выставке. Затем таким же образом нужно обсудить ценные качества других участников и решить, какое ценное качество каждого из них вы представите на выставке. Пока это нужно держать в тайне от остальных групп. Итак, восемь минут на обсуждение самых ценных качеств вашей группы.

Обсуждение. Были ли вы удивлены качествами, которые предполагала увидеть команда-сосед? Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Если игра проведена правильно, то все «счастливы процедурой» — и те, у кого спрос сочетается с предложением, и те, у кого есть расхождение между спросом и предложением.

Вывод. Услышать от других людей хорошие слова о личных качествах человека – это всегда приятно. Это упражнение подчеркивает значимость каждого участника, повышает самоуважение и придает уверенность в своих силах. Поэтому не скупитесь на подчеркивание достоинств человека. Именно достоинств, а не фальшивых комплиментов. Фальш всегда очень режет слух и становится преградой в общении.

Завершающее упражнение "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").

Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе.

Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх.

Памятка для успешной коммуникации

«Самопрезентация» (выдаются в конце тренинга).

Совет № 1 имя. Начиная разговор, всегда представляйтесь! Называйте свое полное имя (не Дима, а Дмитрий) и фамилию. Представляйтесь, даже если на Вас надет бейдж. Произнося своё имя, Вы акцентируете на нём внимание собеседника и побуждаете его к ответному представлению.

Когда Вы хотите произвести положительное впечатление на собеседника, показав своё расположение к нему, заинтересованность и дружелюбие, старайтесь называть его по имени как можно чаще.

Совет №2 внешний имидж. Одежде следует уделять особое внимание, но она не должна становиться самоцелью, т.е. одежда должна быть не просто модной, красивой и дорогой, она должна быть выражением Вашего внутреннего мира. Здесь важно найти золотую середину между модными тенденциями и собственными предпочтениями. Почти при любом виде деятельности обязательным является деловой стиль.

Интересен совет историка моды А. Васильева: «Собираясь на собеседование в какуюлибо фирму, оденьтесь так, как будто Вы уже там работаете, только немного лучше».

Совет №3 слово. Всегда тщательно продумывайте свою речь. В первую очередь надо выбросить все жаргонизмы, слова-паразиты и сленг. Затем желательно избавиться от профессиональных терминов, не понятных большинству. Ведь Ваша задача – донести нужную информацию до сведения собеседника, а не пустить пыль в глаза.

Совет №4 только позитив. Постарайтесь убрать из своей речи все отрицательные слова и высказывания. Выбирая между утвердительной и отрицательной формой высказывания, Вы задаёте тон всей беседы, влияя на восприятие информации. Например, на вопрос о знании английского языка не стоит говорить: «Я не очень хорошо знаю английский язык, его плохо давали в школе и в институте, потом я пошла на курсы, но так их и не закончила». В данном примере дважды употреблена отрицательная частица «не» и слово «плохо», которое также несёт в себе отрицательный заряд. Можно было ответить так: «Я знаю английский язык на уровне Pre-intermediate, я изучала его в школе и институте, потом год ходила на курсы». Как видите, информация не изменилась, зато изменилось наше восприятие.

Совет №5 «Я-высказывание». Положительный образ создаётся тогда, когда людям комфортно с Вами общаться. Чтобы достичь этой цели постарайтесь ввести в свою речь так называемые «Я-высказывания». Например, вместо того, чтобы сказать «Вы меня неправильно поняли», лучше сказать «Я, наверно, не совсем точно объяснил Вам суть дела». Первое высказывание может восприниматься собеседником как выпад в его сторону. В результате, Вы, скорее всего, потеряете возможность разъяснить нужный аспект дела, ведь никто не любит признавать свои ошибки. Употребив «Я-высказывание», Вы получите внимательного и расположенного к Вам слушателя.

Совет №6 неречевая коммуникация. Она является важнейшим аспектом самопрезентации, то есть важно всё то, что мы говорим бессловесно. Самым главным здесь является избегание закрытых поз, проще говоря, скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает Ваши слова, но и влияет на его восприятие. Если Вы видите, что Ваш собеседник «закрылся» (к примеру, скрестил руки на груди), необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный в НЛП, как «ведение» собеседника. Метод «ведения» заключается в том, что сначала Вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить Ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия ещё раз.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека развития коммуникативных компетенций для педагогов

Автор: Гордиенко Милана Дмитриевна

Дата: 09.06.2020

Номер свидетельства: 552982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-dou-kak-usloviie-uspieshnoi-adaptatsii-i-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106240"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402986216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства