Ожидаемый результат: на занятии учащиеся познакомятся с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения, научатся находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.
План:
Ритуал начала. Игра «Комплименты».
Вводная часть. Видеоролик «Битва»
Знакомство с понятием «конфликт».
Основная часть:
1. Разбор ситуаций.
Определение причин конфликта.
2. Тренинговое упражнение «Облака».
Физкультпауза
3. Способы решения конфликта.
4. Раздача памяток.
Заключительная часть.
Притча «Два друга»
Рефлексия «Воздушные шарики».
Ход занятия
Ритуал начала.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Как у вас настроение? К работе готовы? Тогда начнем. Но, прежде чем перейти к основной работе, давайте с вами немного поиграем.
Игра «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Ребята садятся по микрогруппам (две микрогруппы).
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята вначале нашего занятия я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем мы с вами его обсудим.
Видеоролик «Битва»
Анализ ситуации.
Как можно объяснить ситуацию.
Что произошло?
А) Из-за чего возник конфликт?
Б) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
В) Почему же все-таки возник конфликт?
Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).
Воспитатель: Как мы можем обозначить тему нашего сегодняшнего занятия?
Дети: Как разрешить конфликт.
Слайд 1
Воспитатель: Верно! Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает?
Дети: Может быть это ссора или столкновение мнений.
Воспитатель: Да, безусловно, вы правы. Давайте посмотрим с вами научное определение конфликта. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Слайд 2
Основная часть.
Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации.
Воспитатель: Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? А как вы думаете, люди в равной степени склонны к проявлению конфликтности, или есть те, кто в большей или меньшей степени?
Дети: Есть разные люди которые по разному ведут себя в подобных ситуация.
Воспитатель: Правильно, ребята, есть люди, которые стремятся к тому, чтобы по возможности избегать конфликтных ситуаций, но есть среди нас и такие, для которых даже небольшой раздражитель будет являться причиной или поводом для конфликта.
Сейчас я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся ситуации. Внимательно прочтите их и попробуйте объяснить факторы, которые могут спровоцировать возникновение конфликтов.
Детям предлагается разделиться на две микрогруппы, прочитать задания по карточкам и разыграть данные им ситуации, другая микрогруппа должна проанализировать ситуацию, определить причины её возникновения.
А) Карточка № 1 для 1 группы.
Слайд 3
«– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.
- Что ты наделал! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.
А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу».
- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (Ответы детей)
Слайд 4
Б) Карточка № 2 для 2 группы.
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
(Ответы детей).
Вывод.
После совместного разбора ситуаций ребятами определяются
Предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Воспитатель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ.
Слайд 6
- Давайте вместе с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это делается?
Ведущий раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.
Воспитатель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
(музыка «Гроза»)
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску «Что вы видите, что может сейчас произойти?».
Дети: Облака закрыли солнце, превратились в тучу, может разразиться гроза и пойти дождь.
Слайд 7
- Как вы думаете, только что-то плохое предвещает эта туча?
Дети: не совсем из тучи может пойти дождь, а может наоборот туча рассеится и выглянет солнце
Правильно, туча символизирует то что из нее может разразиться громом, с молнией, но также может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно. В конфликтных ситуациях все зависит от вашего умения находить способ их решения. От вас зависит, как может закончиться конфликт дракой ссорой или же примирением и умением договориться.