Просмотр содержимого документа
«Инновационные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании»
Инновационные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании
Говоря о компетентностном подходе в образовании, нельзя не упомянуть личностно-ориентированную модель образования, при которой студенты становятся полноправными участниками образовательного процесса, все больше и больше оправдывает себя в условиях современного ФГОС. Данная образовательная модель подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его интеллектуальных способностей и образовательного уровня. Также берется во внимание его подготовка по учебным модулям профессиональной и междисциплинарной направленности.
Личностно-ориентированная модель образования опирается не только на психолого-педагогические характеристики обучающихся, но и на их учебно-профессиональные интересы.
В наши дни при приеме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, которые включают в себя не только подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных задач, но и оценку результатов своего труда. В современном образовании существует проблема повышения качества подготовки будущих специалистов, развития в них способности к конкуренции. Должна быть обоснована необходимость применения таких образовательных технологий, которые направлены на изменение функции преподавателя и студента, т.е. преподаватель становится все больше консультантом, координатором, ориентирующим образовательную деятельность студента на положительный результат и практическое применение полученных знаний. Студенту же предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Выделяются преимущества применения инновационных методов в обучении, отличающиеся необходимостью дальнейшего развития интерактивной и активной деятельности для подготовки высокообразованных и конкурентоспособных специалистов.
Для более полноценной реализации личностно-ориентированного подхода делается упор на новые и эффективные методы в обучении студентов; в частности, речь идет о применении активных и интерактивных методов обучения, которые могут заинтересовать студентов и помочь в усвоении нового материала. К таким методам относятся:
- творческие задания;
- самостоятельная работа с литературными источниками;
- коллективная работа;
- метод проектов;
- обучение на основе использования информационных технологий.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь студентам развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную и самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени.
Основной сутью использования современных образовательных технологий в учебной деятельности обучающихся является стимулирование их интереса к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Эти знания, полученные в ходе стандартной урочной деятельности и их практическое применение хорошо демонстрируется на примере дополнительных методик в обучении. Само по себе существование различных видов самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся не предполагает отказа от стандартной урочной деятельности как преподавателей, так и их студентов. Речь идет о том, что благодаря новым видам (в т.ч и внеурочным) образовательной деятельности обучающихся раскрывается их потенциал, направленный на самостоятельное овладение новыми знаниями и умениями. Инновационные технологии подчеркивают всё более растущий интерес студентов как к процессу образования, так и в плане применения новых знаний в будущей профессии.
Понятна заинтересованность обучающихся в выполнении нестандартных заданий, в ходе которого каждый студент может показать свое видение проблемы и, возможно, представить абсолютно новый подход к обсуждению или решению какого-либо вопроса. Личная заинтересованность студентов как будущих специалистов – вот ключевой момент в применении нестандартного, инновационного подхода в обучении. Важным является и то, что полученные в процессе обучения знания должны находить отражение в решении проблем из повседневной жизни, так или иначе перекликаясь с ними.
Отдельно хотелось бы сказать о методе проектной деятельности как об активном методе обучения. Данный метод ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. Возможны не только индивидуальные проекты, но и парные, групповые. Метод проектов органично сочетается с групповыми методами в образовательном процессе. Метод проектов ориентирован на выполнение такого задания, которое должно быть выполнено в течение определенного отрезка времени. В ходе проектной деятельности у студентов есть возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем. При этом требуется интеграция знаний из различных предметных областей. Данная инновационная технология является творческой по своей сути, и предполагает совокупность исследовательских и проблемных методов. Очень важен факт, указывающий на то, что инновационная методика в образовании направлена на получении результата, который в той или иной мере подводит к решению проблемы.
Инновационные методики в образовании в любом случае несут в себе опыт деятельности, который можно увидеть, осознать и впоследствии применить в реальной практике. Кроме того, все инновационные методы основаны на исследовательском подходе и предполагают наличие обязательных самостоятельных выводов обучающихся, вне зависимости от того, в одиночку или в группе проводится обучающая деятельность.
В контексте инновационной стратегии педагогического процесса возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей, наставника и координатора обучающихся относительно их урочной и внеурочной деятельности. Студенту очень важно осознание того факта, что в лице преподавателя он может видеть помощника и советчика. Благодаря совместной работе педагогов и студентов, которая особо ярко проявляет себя при введении инновационных методик в образовании, современные образовательные процессы выходят на абсолютно новый уровень, объединяющий в себе мотивацию, заинтересованность, ощущение сотрудничества и практическое применение знаний и умений.
Литература
1.Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента. / Алексеева Л.Н. / Учитель. – 2004. - № 3.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.