kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фортепианное творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная часть сольных фортепианных произведений Г.Гореловой  - разнообразные циклы миниатюр, объединяющие различное число пьес-настроений. В этой музыке, безусловно, приоритет камерности – и в плане семантики пьес, и с точки зрения поэтики звукоформ. За отдельными исключениями композитор разрабатывает традицию камерной фортепианной миниатюры, перенося в эту область принципы и своеобразие программной циклической (либо сюитной) композиции. Именно такие опусы составляют «сквозную» линию ее фортепианного творчества на протяжении двух последних десятилетий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фортепианное творчество»

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основная часть сольных фортепианных произведений Г.Гореловой - разнообразные циклы миниатюр, объединяющие различное число пьес-настроений. В этой музыке, безусловно, приоритет камерности – и в плане семантики пьес, и с точки зрения поэтики звукоформ. За отдельными исключениями композитор разрабатывает традицию камерной фортепианной миниатюры, перенося в эту область принципы и своеобразие программной циклической (либо сюитной) композиции. Именно такие опусы составляют «сквозную» линию ее фортепианного творчества на протяжении двух последних десятилетий.

Уже в сочинениях начала 80-х годов намечаются два важнейших образных « наклонения» фортепианной миниатюры: настроение – пейзаж и психологический портрет.

К числу первых творческих удач в этом жанре можно отнести « Четыре портрета»(1981 год), воплощающие образы незнакомых людей, воспринимаемых сквозь призму субъективной «одномоментности» взгляда- настроения.

В цикле « Три пейзажа»(1981 год), созданном почти одновременно с «портретной» сюитой, картины внешнего мира так же окрашены субъективно- личностной гаммой чувствований: печально-тревожные настроения(№1 «Печальный наш двор под проливным дождем» и №3

« Пейзаж с улетающими птицами» оттеняются спокойно-оптимистическими красками и образами окружающего мира(№2 « Прогулка в дедушкином автомобиле»). При всем разнообразии образно- эмоционального содержания, эти циклы отмечены общей «повествовательной «нотой, близкой дистанцией между внешним и внутренним планами образности.

Большинство фортепианных циклов Г.Гореловой - принципиально камерные сочинения, виртуозное начало здесь полностью «растворено» в тонкой звукописи портретно-пейзажных пьес-миниатюр, в интонационном богатстве и выявленности мелодически ориентированного тематизма. Для них характерно преобладание умеренных и замедленных темпов, «стимулирующих» внимание к деталям звукоформы. Этой же цели служат и особая прозрачность фактуры (звуковая ткань преимущественно двухэлементна) и, нередко, изложение ведущей мелодии при минимальной выявленности партии сопровождения и приглушенная гамма общего звучания пьес ( лишь в особые , кульминационные моменты появляются обозначения форте и фортиссимо). Внешняя безыскусность средств выразительности гореловских пьес-миниатюр всегда является результатом предельно рельефной подачи интонационности тематического материала, психологически близкой просто и искренне сказанному слову, спокойному повествованию.

В детских фортепианных циклах в первую очередь привлекает многогранность образной сферы, объединяющей сказочно-фантастических героев, звуковые « портреты» игрушек, зарисовки реального мира и природы, детские мечты и забавные сценки из жизни ребенка. При всей широте образной палитры здесь нет места злым героям. Музыка детских пьес-миниатюр несет в себе интонационное содержание и образность, доступные восприятию ребенка 7-10 лет. Эти сочинения, в особенности «Фигурки из цветной бумаги» (1982год) адресованы именно юному пианисту, что проявляется в строгом отборе средств выразительности, в специфике фактурной организации. Преимущественно двухголосие (двухслойность) в музыкальном материале большинства пьес придает особую прозрачность звуковому письму(аналогично тончайшим формам искусства графики), что позволяет заметить в ряде пьес высокохудожественный «профиль» элитарной пьесы-миниатюры, утонченно и неповторимо претворяющей «лирическое слово» композитора.Такова , например, пьеса « Серебристый парус», « Белоснежные хризантемы» с задумчиво – неторопливым интонационным развертыванием изысканных форм диатоники; « Стрекоза, прозрачная как льдинка», где изысканная логика гармонического ряда (в партии сопровождения) причудливым образом сопряжена с простотой и естественностью мотивного развертывания светлой диатоничной мелодии.

В стилистике детских пьес Галины Гореловой органичнейшим образом соединяется сложное и простое, и это касается буквально всех аспектов музыкальной экспрессии. Приоритет консонантности «по вертикали» не отвергает ни приемов « горизонтальной» полистилистики («Король и королева», ни иных усложненных форм письма (политональные и полиладовые сочетания в пьесах «Чертенок из промокашки, « Маленький бумажный солдатик» и многих других, как средств воплощения курьеза, удивительных парадоксов в мировидении ребенка. Модальные «мерцания» разнообразных ладовых структур в детских пьесах выступают и в роли красочного средства, и в качестве важнейшего базиса естественной, неакцентированной динамики интонационного развертывания музыкальной мысли.

В цикле из 5 пьес «Алешин уголок» мир ребенка предстает в ином ракурсе. В миниатюрных звуковых формах – «глазами взрослого» - раскрывается психологический подтекст поведения ребенка: наблюдающего (« Через водоросли – золотая рыбка», « Ворона на скользкой крыше»), активно действующего в конкретных обстоятельствах (« Сломанный волчок», «Неискренняя жалоба»), тонко чувствующего («Грустная история»). Звукоизобразительность и тонкая психологическая «нота» в образно- смысловом поле этого цикла не противоречат друг другу, а, напротив, естественно взаимосвязаны, позволяя слушательской аудитории любой возрастной категории найти свой «ракурс» видения музыкальных событий. Замечательные циклы детских фортепианных пьес Галины Гореловой характеризуют ее не только как душевно тонкого и чуткого человека, но и как художника, особо настроенного на психологическую волну ребенка и мира детства.*За фортепианную музыку для детей Г.Горелова награждена премией Ленинского комсомола Беларуси (единственный случай в истории , когда награды удостоен не политический проект).

В 90-е г.г. Горелова продолжает активную творческую деятельность в жанре инструментальной миниатюры, не меняя кардинально ранее выбранную концепцию.По-прежнему приоритетное место занимает цикл фортепианных миниатюр.В разнообразных по форме и содержанию сочинениях этого плана многолико раскрывается лирическая грань ее творческого кредо, что подтверждается и личными высказываниями композитора: « Я - лирик, везде ищу лирическую волну и считаю ее необыкновенно богатой! Каждое произведение – это лирика в самых разных проявлениях. Для меня она неисчерпаема».

Психологической утонченностью отмечены разнообразные музыкальные картины-пейзажи, где органично сочетаются субъективно-лирические настроения и объективное, гармонично – спокойное созерцание Природы. Природа всегда дружественна человеку, и эта гармония теснейших взаимосвязей с ней отражена в равновесии экспрессивного и импрессивного начал в «пейзажных» фортепианных циклах Г.Гореловой.

Маленькая сюита « Вечерний альбом» (1995) сочетает в себе с одной стороны образность пасторалей вечерней природы, а с другой – гармонию субъективно-психологических настроений и чувствований. Это сочинение одно из самых «прозрачных» по стилистике фактурного решения, самых просветленных в плане образно-эмоционального содержания.Вечерний колорит летнего пейзажа « обозначен» бархатно-притемненными нюансами звуковой экспрессии, которые лишь мягко углубляют окружающее пространство, придают мерцательность « очертаниям» знакомых предметов.

В тематизм всех пяти пьес цикла «вплетены» характеристические сегменты, символизирующие ход Времени: бой часов, мерное движение маятника, голос кукушки. Эти звукоизобразительные моменты не дробят музыкальное повествование и не «отягощают» воображение деталями картины реального мира; напротив, их «узнавание» является для слушателя ненавязчивой подсказкой-ориентиром в образно-ассоциативном поле пьес-миниатюр.































Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств им.Е.М.Беляева»

г.Клинцы Брянской области







МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД преподавателя Сиваевой М.А.

«Фортепианная музыка Галины Гореловой»























2016 г.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Фортепианное творчество

Автор: Сиваева Марина Александровна

Дата: 14.03.2020

Номер свидетельства: 542763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Основные идеи раннего творчества И. Брамса"
    ["seo_title"] => string(47) "osnovnyie_idiei_ranniegho_tvorchiestva_i_bramsa"
    ["file_id"] => string(6) "371527"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482184491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий классного часа «Певец земли русской.  О творчестве Г. В. Свиридова»"
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-klassnogho-chasa-pieviets-ziemli-russkoi-o-tvorchiestvie-g-v-sviridova"
    ["file_id"] => string(6) "308764"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458660357"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ на примере темы «Музыкальные орнаменты» "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-muzykal-no-obraznogho-myshlieniia-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-fortiepiannogho-otdielieniia-dshi-na-primierie-tiemy-muzykal-nyie-ornamienty"
    ["file_id"] => string(6) "119676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413478059"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "«Творчество Э. Грига и его фортепианные произведения»"
    ["seo_title"] => string(60) "tvorchiestvo-e-grigha-i-iegho-fortiepiannyie-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "276073"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452675819"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Р. Шуман "Пестрые листки" ор 99 Методические рекомендации и исполнительский анализ "
    ["seo_title"] => string(90) "r-shuman-piestryie-listki-or-99-mietodichieskiie-riekomiendatsii-i-ispolnitiel-skii-analiz"
    ["file_id"] => string(6) "237482"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444321088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
800 руб.
4000 руб.
800 руб.
4000 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства