kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные идеи раннего творчества И. Брамса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности начального этапа творчества И. Брамса.

Основные идеи раннего творчества И. Брамса

 

Индивидуальность Брамса проявилась уже в его первых печатных произведениях соч. 1-5, которые он написал в возрасте 18-20 лет. Это был не первый опыт его композиторского мастерства. В письмах и статье Р. Шумана можно встретить упоминание о фортепианных сонатах, песнях, нескольких трио, струнных квартетах, скрипичной сонате, но Брамс предпочел не публиковать их, и эти произведения были уничтожены. Таким образом,  остались только фортепианные сочинения и вокальная лирика. Однако,именно эти три области стояли у истоков творчества композитора и сопутствовали ему всю жизнь. Раннее творчество композитора отличается жаждой жизни, сильными и страстными чувствами. Брамса вдохновляют возможности оркестра, и в его фортепианных сонатах можно услышать и ощутить оркестровый размах его замыслов. Именно это дало повод Р. Шуману говорить о сонатах Брамса как о «завуалированных симфониях». В основе его сонат лежит четырёхчастный цикл (в Третьей сонате он расширен до пяти частей). Эти произведения характеризуются размахом и объемностью фактуры. Они тяготеют то к оркестральности, то к органности, то к хоровому письму, в них сочетается мощь и нежность. Здесь формируется основной принцип фортепианный фактуры, который состоит в господстве линии, которая уплотняется  терцовыми и октавно – терцовыми удвоениями и превращается уже в объемный пласт звучности. При этом возможны имитации линий и целых пластов музыкального материала, и внутренний единовременный контраст в теме, создание эпических тем-монолитов, и тонкое плетение музыкальной ткани в лирических эпизодах. Фактура тяготеет как к грандиозной многозвучности, так и к аскетичности. В музыке Брамса рождается контраст между стремлением к устойчивости, радости, созиданию и ощущением драматических противоречий жизни. Мятежность и устойчивость –  так схематично можно определить этот контраст, который образует стержень драматической концепции композитора, воплощающийсяна протяжение всего его творческого пути.

​Соотношение образного строя трёх сонат раскрывает взаимодействие этих двух начал: в Фа-диез минорной, второй сонате (она была завершена раньше, чем первая, до-мажорная) преобладает мятежность; в Первой – устойчивость, в Третьей, фа–минорной, они сталкиваются, вступая в непосредственный конфликт. Начальные темы трёх произведений сразу дают представление об этой динамике.

В основе музыки сонат Брамса лежит народная песня «Украдкою всходит луна». Начальный мотив песни, повторяющийся в огромном количестве немецких песен, является интонационным источником не только Первойсонаты, но и встречается в различных вариантах и в двух других. В миноре таким темам присущ оттенок балладной повествовательности, в мажоре –гимничности. По словам Б. В. Асафьева, «. он всё воспринятое переплавляет и перелицовывает на свой лад. Реминисценции былого и народная песенная стихия, как корни, питают его творчество» [2, 14]. В драматургическом плане Брамс проявляет склонность к объединению целого. Цельность и  единство были законом его жизни и его искусства. Ещё юношей он выписал следующие слова Лессинга: «Без связности, без глубочайшей внутренней связи всего и каждой части музыка – никчёмная куча песка, которая не способна оставить продолжительного впечатления. Только связность делает её твёрдым мрамором, который может увековечить творение художника» [2,14]. Так, в первой сонате основное тематическое ядро Andante встречается во всех темах первый части. Во второй сонате основное тематическое ядро представляет также вторая часть – Andante,которая излагает три свободные фигурационные вариации на простую задушевную (мелодию) песню миннезингера Крафта фон Токкенбурга: «Мнегрустно,  потому что зима убелила поля и леса». И наконец, в Третьей сонате, лирическим и тематическим центром является вторая часть, вдохновенное Andante, поэтическое содержание которого раскрывает эпиграф, заимствованный из стихотворения Штернау:    

Смеркается, встаёт луна,

Двух любящих сердца, 

Объятые блаженством замирают.

Интермеццо, введённое между Скерцо и финалом, является трагическим вариантом Andante.Можно упомянуть и о последовательном использовании монотематических принципов в первой части, и об элементах лейтмотивнойдраматургии в её цикле. Впоследствии, Брамс не подходил так близко к програмности и монотематизму в листовском их понимании.

​Однако, принципы формообразования у Брамса более классичны и противоположны творческому методу Листа, имеющему в своей основе ведущую музыкально-философскую идею,  которая во многом подчиняет себе музыкальную форму, в значительной степени видоизменяя классический сонатно-симфонический цикл. Такой подход Брамсу был чужд. Он видел в этом симптом расшатывания вековых устоев музыкального искусства, созданный практикой великих мастеров и доказавших свою жизнеспособность. Для него отказ от основы классических закономерностейформы был равносилен отказу от музыки вообще. Любая форма подчиняется своего рода физическим закономерностям. Принцип формы удерживает Еевидимые объемы в известных границах, которые достаточно эластичны, но в этой своей растяжимости все же не терпят произвола. И все-таки, в ранних фортепианных сочинениях находят своё место и « божественные длинноты» (например, огромная разработка Первой сонаты), от которых ему предстоит избавиться в дальнейшем, и импровизационные начала 1 части и финала Второй сонаты, и постепенное нащупывание сонатности в финале Третьей, и гипертрофия многозвучности в Andante Второй сонаты. Всё это – приметы«неистового» романтизма, характерного именно для молодого Брамса. Но в этих случаях можно наблюдать, как складывается синтез классических и романтических черт в его  творчестве. Бесконечность и непрерывность мелодического развития, искусство длить мгновение, погружаться в одно состояние присуще музыке Брамса, однако осуществляются они всегда в ограниченных временных рамках. Недаром итогом творческого пути композитора стали миниатюры и лаконичные формы последних камерных ансамблей.   

​Ограничение является одной из особенностей творчества Брамса. Это касается и гармонического языка, и использования оркестра, и размаха кульминаций (как и их количество). Именно в этом проявляется классичность его мышления и эстетики, обнаруживающая себя прежде всего в стройности формы – интерпретация ее может быть при этом достаточной свободной. «События» в крупных произведениях Брамса часто совершаются на коротком участке формы и бывают связаны всего с несколькими звуками, одним-двумя аккордами, которые вне общего драматургического контекста могли бы остаться незамеченными. Что касается драматургии его сочинений, то она определяется сквозным развитием этих «скромных» интонаций; при этом возникает ощущение, что некие внезапные вершины –вспышки поднимаются над общей гладкой поверхностью, скрывающей глубинные внутренние процессы тематического развития. Здесь как раз и проявляется романтическая сущность музыки Брамса.

 

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. Искусство фортепианного исполнительства. М.: Музыка. 1988. Часть 1,2. 2. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка. 1986 3. Шуман Р. Брамс. Новые пути.// Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз. 1956.С.249-251.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Основные идеи раннего творчества И. Брамса

Автор: Елизарова Ирина Владимировна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства