«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»
«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»
Развитие коммуникативных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Обучающиеся стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Городской» имени С.А. Шмакова
«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»
Методичку разработала
методист
Томилина Ольга Анатольевна
Липецк 2022
Введение
Развитие коммуникативных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Обучающиеся стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей
- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими
- умение организовывать общение и слушать собеседника
- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)
«...Социально-коммуникативное развитие направлено на
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).
Обучающиеся с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.
Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Обучающиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Чтобы обучающемуся было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.
К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:
творческое мышление;
культуру речевого действия;
культуру самонастройки на общение;
психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
культуру жестов и пластики движений,
культуру эмоций.
Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.
Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья. Для этого необходимы факторы:
создание ситуации успеха;
обеспечение атмосферы комфорта;
формирование адекватной гибкой самооценки;
развитие рефлексии;
повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
Начиная работать с обучающимся с ОВЗ, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы.
Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?тРешению этих задач способствовало:
знакомство детей друг с другом;
создание условий для раскрепощения;
их сближение и объединение;
осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
развитие коммуникативных навыков и умений;
снижение эмоционального напряжения.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;
- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся детей с ОВЗ является важной проблемой в деятельности педагога и родителя. ЕЕ актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения, в котором наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В образовательной деятельности более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач коммуникативного развития детей с ОВЗ.
Коммуникативная компетентность обучающихся с ОВЗ включает развитие:
навыков общения в различных жизненных ситуациях;
умение и навыков практического владения выразительнымидвижениями;
коррекцию нежелательных черт характера и поведения.
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
- в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)
- через беседы, обсуждения ….
- в творческой деятельности
Игровая технология
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальность (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игровая технология:
-это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.
-действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализирование всего процесса.
Вся деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. Должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение самого себя.
Игра содержит в себе несколько основных составляющих:
Образы.
Игровые процессы.
Замена настоящих вещей условными.
Естественная коммуникация между участниками.
Условный сюжет.
Игровые технологии в обучении используются как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей.
Игра несет в себе функции:
Психологические, снимая напряжение и способствуя эмоционально разрядке;
Психотерапевтические, помогая обучающемуся изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
Технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Заключение
Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка. Система применима не только по отношению к детям дошкольного возраста, но и в старшей школе. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно-полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации. Педагогу бывает сложно оптимально сочетать метод игры с другими направлениями в обучении. Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетаются насколько значащих факторов. В ней есть свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление. Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.
При проведении мероприятий по развитию коммуникативных умений и навыков используются такие формы работы, как: игры-знакомства; игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. Данные мероприятия направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, на развитие коммуникативных способностей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. Включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, способствует формированию и развитию коммуникативных способностей у обучающихся с ОВЗ. И дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.