kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  Обучающиеся стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Городской» имени С.А. Шмакова







«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»















Методичку разработала

методист

Томилина Ольга Анатольевна












Липецк 2022

Введение


Развитие коммуникативных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  Обучающиеся стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

- умение организовывать общение и слушать собеседника

- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)

«...Социально-коммуникативное развитие направлено на

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).

Обучающиеся с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Обучающиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Чтобы обучающемуся было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:

  • творческое мышление;

  • культуру речевого действия;

  • культуру самонастройки на общение;

  • психоэмоциональную регуляцию своего состояния:

  • культуру жестов и пластики движений,

  • культуру эмоций.

Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья. Для этого необходимы факторы:

  • создание ситуации успеха;

  • обеспечение атмосферы комфорта;

  • формирование адекватной гибкой самооценки;

  • развитие рефлексии;

  • повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

Начиная работать с обучающимся с ОВЗ, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы.

Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?тРешению этих задач способствовало:

  • знакомство детей друг с другом;

  • создание условий для раскрепощения;

  • их сближение и объединение;

  • осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;

  • развитие коммуникативных навыков и умений;

  • снижение эмоционального напряжения.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

- речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

- нежелание вступать в контакт;

- трудности понимания обращенной речи;

- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся детей с ОВЗ является важной проблемой в деятельности педагога и родителя. ЕЕ актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения, в котором наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В образовательной деятельности более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач коммуникативного развития детей с ОВЗ.

Коммуникативная компетентность обучающихся с ОВЗ включает развитие:

  • навыков общения в различных жизненных ситуациях;

  • умение и навыков практического владения выразительными движениями;

  • творческих способностей, активности, самостоятельности;

  • выработку положительных черт характера;

  • коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

- в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

- через беседы, обсуждения ….

- в творческой деятельности


Игровая технология

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальность (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игровая технология:

-это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.

-действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализирование всего процесса.

Вся деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. Должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение самого себя.

Игра содержит в себе несколько основных составляющих:

  • Образы.

  • Игровые процессы.

  • Замена настоящих вещей условными.

  • Естественная коммуникация между участниками.

  • Условный сюжет.

Игровые технологии в обучении используются как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей.

Игра несет в себе функции:

  • Психологические, снимая напряжение и способствуя эмоционально разрядке;

  • Психотерапевтические, помогая обучающемуся изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;

  • Технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.



Заключение

Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка. Система применима не только по отношению к детям дошкольного возраста, но и в старшей школе. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно-полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации. Педагогу бывает сложно оптимально сочетать метод игры с другими направлениями в обучении. Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетаются насколько значащих факторов. В ней есть свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление. Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

При проведении мероприятий по развитию коммуникативных умений и навыков используются такие формы работы, как: игры-знакомства; игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. Данные мероприятия направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, на развитие коммуникативных способностей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. Включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, способствует формированию и развитию коммуникативных способностей у обучающихся с ОВЗ. И дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»

Автор: Томилина Ольга Александровна

Дата: 07.02.2023

Номер свидетельства: 625045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Актуализация и развитие творческого потенциала детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
    ["seo_title"] => string(80) "aktualizatsiia_i_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detei_s_ovz_kak_uslovie_ikh_u"
    ["file_id"] => string(6) "519026"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567534391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства