Факторы повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием
Факторы повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества профессионального образования. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факторы повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием»
Факторы повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием
Протекающий процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, способных вывести систему образования на качественно новый, соответствующий мировым стандартам уровень. В результате все более широкое распространение получают поиск и опыт создания новых образовательных технологий, направленных на максимальное удовлетворение запросов общественности.
Так, в Законе «Об образовании» Республики Казахстан в качестве приоритетной задачи системы образования отмечается «внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к меняющимся потребностям общества и рынка труда».
Сегодня профессиональное образование выходит на более высокий технологический уровень, так как появляется потребность в поиске новых технологий обучения, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения, с идеей технологичности и инновационности процесса подготовки будущих специалистов различного профиля и направления.
Мировая педагогическая наука, испытывая воздействие научно-технического прогресса и интегрируя достижения психологии, социологии, теории управления и других наук, постоянно находится в фазе активных инновационных процессов. Внедрение прогрессивных педагогических технологий в процесс подготовки специалистов также обусловлено необходимостью роста самосознания обучающихся, приобретения навыков логического, самостоятельного мышления и аргументации, выработки не только собственной, но и совместной точки зрения, что, в свою очередь, приведет к успешному усвоению учебного материала.
Безусловно, без чётко сформулированных требований к будущим специалистам, без всесторонне продуманного отбора содержания учебного материала на основе преемственности, последовательности, логичности и непрерывности невозможно достичь конечной цели — подготовка высококвалифицированного специалиста. По этой причине к преподавателям учреждений профессионального образования предъявляется ряд требований, выполнение которых в полном объёме будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в профессиональном образовании. Одним из основных требований является систематическое овладение (с учётом контингента обучающихся), новыми методами обучения, инновационными и педагогическими технологиями, которые обеспечивают получение необходимых и достаточных знаний для дальнейшей профессиональной деятельности, а также вбирают в себя систему информации, необходимой для подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям государства, общества и самого работодателя. Большое значение имеют такие факторы, как общая материально-техническая и учебная база, широкий кадровый потенциал, единые маркетинговые действия на рынке труда. Такие профильные образовательные структуры способны серьезно заинтересовать работодателя благодаря разнообразию и гибкости предлагаемых услуг и перспектив долгосрочного сотрудничества
Современная модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда, что, в свою очередь, обусловлено ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание высокоэффективной национальной системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.
Сегодня в Казахстане содержание подготовки специалистов должно формироваться на основе государственных образовательных стандартов, включать его гуманизацию, обучение и воспитание специалистов на основе принципов независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал народа и общечеловеческие ценности. Особое внимание в педагогическом процессе профессиональных колледжей должно уделяться личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, творческой активности, стремления к формированию самостоятельности в процессе познавательной деятельности.
Смещение акцентов в образовательном процессе на приоритетность ценности личности обучающегося и переход к субъект-субъектным отношениям акцентируют внимание на процессах самосовершенствования, развития творческого потенциала и саморазвития креативной личности будущего специалиста и самого преподавателя. Так, творческий потенциал преподавателя характеризуется объемом и глубиной разнообразных знаний, умений, профессиональных и личностных качеств и интеллектуально-творческих способностей. Это единство создает возможность творческой самореализации в профессиональной деятельности, определяет оптимальные пути повышения качества подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
В данном случае немаловажную роль играют профессиональные качества современного преподавателя профессионального образования. В качестве основных профессиональных качеств педагога можно выделить трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно улучшать качество своего педагогического труда в области современных технологий обучения и т.д. Через эти требования педагог реализуется как специалист, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Общая цель профессиональной подготовки, которая состоит в формировании специалиста, способного к творческому преобразованию сферы деятельности, распадается на две частные: формирование системы профессиональных знаний и умений, а также развитие личности современного специалиста среднего звена.
Важным структурным элементом в педагогической деятельности преподавателя являются орудия его труда — знания и умения. Структура знаний преподавателя включает систему специальных, педагогических, психологических и методических знаний.
Специальные знания преподавателя подразделяются на знания теории науки и практические знания особенностей производства.
В структуру методических знаний преподавателя входит знание методов и методических приемов преподавания с учетом специфики своего предмета и метода воспитания, уровня воспитанности обучающихся разных курсов и разных отделений. Особую актуальность в настоящее время приобретает знание сущности современных педагогических технологий, условий их применения в педагогическом процессе.
Система среднего профессионально-технического образования будет динамичной, гибкой, если ее подсистемы способны менять положения относительно друг друга и сами готовы к изменению. Изучить структуру и содержание процесса подготовки будущих специалистов значит раскрыть важнейшую сторону сущности подготовки, а также механизм развития и функционирования всей системы технического и профессионального образования.